1. Будущей более устойчивой модели долгосрочного развитиятребуется современная, адекватная складывающимся условиям мировая системаэнергообеспечения.
2. Существующие двусторонние договоренности имногосторонние юридически обязательные нормы в области международныхэнергетических отношений оказались не способны предупреждать и разрешатьконфликтные ситуации, что ставит вопрос о необходимости радикальногосовершенствования правовой основы мировой торговли энергетическими ресурсами.
3. Целесообразно создание нового универсальногомеждународного юридически обязывающего документа, сторонами которого, в отличиеот существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, станут всеосновные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители(импортеры) энергоресурсов и который будет охватывать все аспекты глобальногоэнергетического взаимодействия.
4. Новая система правовых актов в области энерегетикидолжна быть:
– универсальной (применимой к отношениям между любымистранами),
– открытой (к ней могут присоединиться третьи страны),
– всесторонней (охватывать все аспекты энергетическоговзаимодействия),
равноправной и недискриминационной (без дисбалансов впользу отдельных категорий участников),
– не противоречащей соответствующим обязательствам в другихмеждународных документах
– эффективной (должна включать действенный общий механизмреализации).
Основные принципы новой правовойбазы глобального энергетического сотрудничества
В энергетических взаимоотношениях необходиморуководствоваться опытом выполнения Документов Энергетической хартии и подходами,зафиксированными в Декларации и Плане действий «Группы восьми» по обеспечениюглобальной энергетической безопасности, одобренными на саммите вСанкт-Петербурге в 2006 году.
Стороны должны осуществлять сотрудничество в сфереэнергетики на основе следующих основных принципов:
– признание неделимости устойчивой глобальнойэнергетической безопасности и взаимозависимости всех участников мировогоэнергообмена;
– взаимная ответственность стран – потребителей ипоставщиков энергоресурсов, а также транзитных государств за обеспечениеглобальной энергетической безопасности;
– признание безопасности предложения (поставок) и спроса(прозрачный и предсказуемый сбыт) в качестве ключевых аспектов глобальнойэнергетической безопасности;
– безусловный государственный суверенитет над национальнымиэнергоресурсами;
– обеспечение недискриминационного доступа к международнымэнергетическим рынкам, их открытие и развитие их конкурентного характера;
– охват всех видов энергии и энергоносителей и связанных сними материалов и оборудования;
– транспарентность всех сегментов международныхэнергетических рынков (производства/экспорта, транзита, потребления/импорта);
– недискриминационное поощрение и защита инвестиций,включая осуществление новых инвестиций во все звенья энергетической цепочки;
– поощрение взаимного обмена активами энергетическогобизнеса в рамках инвестиционной деятельности;
– обеспечение недискриминационного доступа к энергетическимтехнологиям и участие в передаче технологий;
– обеспечение возможности беспрепятственной доставкиэнергоресурсов на международные рынки, в т.ч. через транзитные системы;
– обеспечение технологической надежности всех элементовэнергетической инфраструктуры, включая транзитные;
– обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетическойинфраструктуры;
– содействие осуществлению инфраструктурных проектов,имеющих важное значение для обеспечения глобальной и региональнойэнергетической безопасности;
– обязательность консультаций и координации энергетическойполитики и связанных с ней мер, в т.ч. в области формирования будущей структурыэнергетических балансов, диверсификации энергоснабжения, регуляторныхдокументов в области производства, торговли, транзита и потребления энергии,планирования и осуществления инфраструктурных проектов, оказывающих влияние наглобальную и региональную энергетическую безопасность;
– создание и совершенствование механизмов раннегопредупреждения с участием поставщиков, потребителей и транзитных государств;
– повышение эффективности производства, переработки,транспортировки и использования энергоресурсов за счет инициатив, реализуемыхна национальном и международном уровне;
– стимулирование широкого научно-техническогосотрудничества в энергетике, включая вопросы альтернативных и возобновляемых источниковэнергии, повышения энергоэффективности и энергосбережения во всех звеньяхэнергетической цепочки;
– совместная работа по охране окружающей среды,предотвращению новых и борьбе с последствиями происходящих неблагоприятныхклиматических изменений;
– терминологическое и понятийное единообразие создаваемыхновым документом режимов (в том числе в области транзита – Приложение 1).
Интегральной частью новой системы документов должно статьновое соглашение о гарантиях транзита энергетических материалов и продуктов(перечень – Приложение 2), включающее в качестве неотъемлемой части договор,устанавливающий процедуру преодоления чрезвычайных ситуаций в данной сфере.
Целью соглашения является обеспечение надежного ибесперебойного транзита.
Соглашение определяет:
– основные термины, единообразное применение которых втранзитных договорах будет способствовать универсальному применениюсоответствующих правовых норм;
– принципы установления транзитных тарифов (объективность,разумность, прозрачность, недискриминационность, обоснованность затратами,комфортный налоговый режим);
– обязательства сторон соглашения обеспечивать выполнениеобязательств по транзиту своими субъектами;
– неприемлемость непредусмотренного транзитными договорамипрерывания или сокращения транзита, а также вмешательства в транзитные потоки;
– ответственность сторон за убытки, причиненные врезультате невыполнения требований соглашения и транзитных договоров;
– механизмы координации действий сторон по оптимизациимаршрутов транзита;
– систему органов (комиссий, формируемых на основепредставительства сторон и авторитетных международных организаций),уполномоченных урегулировать чрезвыйчайные ситуации и действующих на принципахравноправного участия сторон;
– обязательность реагирования сторон на запросы партнеров иобязательства по обеспечению доступа экспертов сторон и органов поурегулированию конфликтов к транзитной инфраструктуре;
– предпочтительность дипломатическх каналов урегулированияконфликтов перед судебными с возможностью разрешения споров в соответствии сарбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли(ЮНСИТРАЛ);
– недопустимость оговорок к соглашению.
Руды и концентраты урановые или ториевые.
Руды и концентраты урановые.
Руды и концентраты ториевые.
Элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные(включая делящиеся и воспроизводящие химические элементы и изотопы), ихсоединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты.
Уран природный и его соединения.
Уран, обогащенный ураном-235, и его соединения; плутоний иего соединения.
Уран, обедненный ураном-235, и его соединения; торий и егосоединения.
Элементы радиоактивные, изотопы и соединения.
Использованные (отработанные) топливные элементы (ТВЭЛы)ядерных реакторов.
Тяжелая вода (оксид дейтерия).
Уголь каменный, брикеты, окатыши и аналогичные видытвердого топлива, полученные из каменного угля.
Лигнит, бурый уголь, агломерированный илинеагломерированный, кроме гагата.
Торф (включая торфяную крошку), агломерированный илинеагломерированный.
Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа,агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный.
Газ каменноугольный, водяной, генераторный и аналогичныегазы, кроме нефтяных газов и других газообразных углеводородов.
Смолы каменноугольные, лигнитовые, торфяные и прочиеминеральные смолы, обезвоженные или необезвоженные, или продукты частичнойдистилляции, включая восстановленные.
Масла и другие продукты высокотемпературной перегонкикаменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматическихсоставных частей превышает массу неароматических (например, бензол, толуол,ксилол, нафталин, смеси прочих ароматических углеводородов, фенолы, маслакреозотовые и прочие).
Пек и кокс пековый, полученные из каменноугольной смолы илипрочих минеральных смол.
Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные избитуминозных пород.
Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (заисключением сырых).
Сжиженные:
– газ природный;
– пропан;
– бутан;
– этилен, пропилен, бутилен и бутадиен;
– прочие.
В газообразном состоянии:
– газ природный;
– прочие.
Кокс нефтяной, битум нефтяной и другие остатки отпереработки нефти, в том числе полученной из битуминозных пород.
Битум и асфальт природные; сланцы битуминозные илинефтеносные и пески битуминозные; асфальтиты и асфальтовые породы.
Смеси битуминозные, основанные на природном асфальте,природном битуме, нефтяном битуме, минеральных смолах или пеке минеральных смол(например, битуминозные мастики, асфальтовые дорожные покрытия).
Древесина топливная в виде отрезков стволов, поленьев,сучьев, вязанок хвороста или аналогичных видах.
Уголь древесный (включая уголь, полученный из скорлупы илиорехов), агломерированный или неагломерированный.