Все пресс-релизы Фестиваля «Дни PR-2002» и Четвертой выставки «Консалтинг, PR и бизнес-коммуникации»
28 февраля, 16 ЧАСОВ
Тема стратегических инвестиций широко обсуждается СМИ и всегда интересна общественности, так как связана с притоком миллиардов долларов в экономику России, созданием новых рабочих мест, перспективой повышения уровня жизни населения отдаленных территорий. Информационное обеспечение этих проектов не является прямой обязанностью государственных органов и участников СРП, но иногда имеет основное значение в решении принципиальных вопросов.
Владимир Санько, «Независимая газета»:
У нас нет PR-программирования, стратегических программ в освоении природных ресурсов. Государство практически отстранилось от реализации этих проектов. Все соглашения заключались в условиях жесткого прессинга. Первые СРП v «плата Ельцина за его политическую реабилитацию». Соглашения заключаются таким образом, что российская сторона не может предъявить хоть сколько-нибудь значимых претензий. Совершенно нет координации действий между разными участниками СРП. На начальном этапе говорилось о том, что 80% выручки останется в России. Реально в стране остается меньше 25%. Декларируемые преимущества СРП, которые несут иностранные инвестиции, не подтверждаются и надежд не оправдывают.
Светлана Папина, заместитель руководителя экспертной группы Департамента нефтегазового комплекса Администрации Сахалинской области:
Я бы хотела изложить итоги реализации СРП в Сахалинской области. Инвестиционные вложения составили более 2 млрд. долларов. Нам удалось завоевать доверие инвесторов и потребителей углеводородов. Несмотря на оптимистичные прогнозы, существует проблема низкого процента российского участия, которая, в частности, объясняется неподготовленностью материальной базы предприятий, даже крупных.
Александр Явдолюк, помощник представителя Сахалинской области в Совете Федерации:
В Сахалинской области развитие проектов СРП играет весьма положительную роль. Деньги идут на развитие социальной сферы. Строятся дороги, школы, больницы, электростанция на Курильских островах, поддерживаются предприятия. Как результат, в области один из самых низких уровней безработицы по России. Было создано более 3 тысяч рабочих мест, причем не только на Сахалине, но и в Приморском и Хабаровском краях. Реализация проектов СРП дает толчок развитию всего региона.
Вопрос из студии в Сыктывкаре:
Известны ли случаи прямого противоречия государственных интересов и коммерческой тайны?
Светлана Гвоздева, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству:
Самый главный ответ на этот вопрос v сегодня мы имеем возможность обсуждать эти проблемы. Я уверена, что нет противоречий между государственной тайной и коммерческими интересами. Принимаемый закон о СРП предусматривает принцип так называемых «двух ключей». Органы государственной власти и субъектов федерации контролируют реализацию СРП.
Максим Шуб, вице-президент по связям с общественностью компании «SHE««»:
Да, мы верим, что государство сохранит конфиденциальную информацию в тайне. Если инвестор подписывает соглашение, он доверяет государству, так что противоречий нет.
Вопрос из студии в Санкт-Петербурге:
Зависит ли объем иностранных инвестиций от фона информационной насыщенности?
Николай Смирнов, начальник отдела по соглашениям СРП «Тюменской нефтяной компании»:
Конечно, зависит. Чем больше информированности, тем больше объем иностранных инвестиций. Инвестор заинтересован в стабильной прибыли. Надо иметь в виду, что профессионализм и понимание того, о чем говорят журналисты - залог благоприятного инвестиционного климата.
Вопрос из студии в Санкт-Петербурге:
Дискуссия не относится к теме PR, PR v это профессия осознанного диалога. Поэтому в этом диалоге важно правильно поставить цель, в которую, в частности, должен поверить народ. Мало людей верит сегодня, что взаимоотношения с западом носят партнерский характер. Проекты СРП рассматриваются людьми как выкачивание средств.
Светлана Гвоздева, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству:
Стратегическим инвестициям не обеспечена PR-поддержка. А государственная политика должна включать в себя это направление. Главная задача v суметь продвинуть проект, поэтому информационное сопровождение просто необходимо.
Дмитрий Орлов, Центр политических технологий:
Расширение сотрудничества России и иностранных государств v это толчок к реализации СРП. Но существует ряд проблем, затрудняющих этот процесс. Во-первых, мешает слабая известность закона об СРП. Информация, которая публикуется по этой проблеме, рассчитана на узкоспециализированную аудиторию экспертов. Еще одна проблема v конфликт интересов государства и компаний, участвующих в соглашении. Отсутствие комментариев по ходу работ ведет к непониманию, эти проблемы должен решать PR. Далее, существует проблема налогообложения. Многие считают, что компании, заключающие СРП, стремятся к уходу от налогов. Необходимо сделать существующие схемы более прозрачными. Это информационное поле освоено лишь частично. Нет более сложной проблемы ля специалистов, чем проблема СРП, где возникает множество конфликтов.
Кирилл Семенов, Санкт-Петербург:
Нам необходимо сначала поставить четкую цель, потом под нее определяются задачи, для решения которых нужна программа действий. Следует иметь в виду, на формирование чьего мнения мы должны ориентироваться: на мнение инвесторов или населения.
Николай Смирнов, начальник отдела по соглашениям СРП «Тюменской нефтяной компании»:
Совпадение экономических интересов приведет к успеху. Инвестор, государство и общество стоят по разные стороны баррикад. Проекты СРП успешны, но режим СРП, как таковой, в стране еще не установился.
Дмитрий Орлов, Центр политических технологий:
Государство не может четко сформулировать, что оно хочет от нефтяных компаний, следовательно, не может обеспечить информированность регионов.
Инсаф Сайфуллин, руководитель Департамента организации взаимодействия с естественными монополиями и реализации СРП Министерства промышленности, науки и технологии РФ:
В отношении вопроса СРП очень важно информационное обеспечение подрядных работ СРП. Необходимо учитывать специфические черты соглашения. Очень многое зависит от того, в какой форме оно заключается. Важно обеспечить участие России как при разделе доходов, так и при осуществлении работ. Без достойного представления российской стороны инвестиции в СРП будут неэффективны. PR-технологии не первичны, главное v содействие российскому участию. Инвесторы не всегда хотят работать с оборудованием и персоналом российских предприятий. Эту проблему может решить предоставление необходимой своевременной информации о предприятии, для чего создаются интернет-сайты, составляются каталоги с такой информацией о предприятиях и инвесторах, которые стремятся сотрудничать с российской стороной, когда она отвечает их требованиям.
Светлана Гвоздева, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству:
Государство развивает социальную сферу: строит школы, больницы. Ему нужны «длинные деньги», инвестиции. Соглашение о разделе продукции v проверенный способ добычи денег. Это доказывает экономическую и социальную целесообразность проектов СРП. За иностранными инвестициями стоит продвижение новых технологий, пополнение бюджетов: нашего и инвесторов. Нас огорчает то, что все еще мало заключено договоров на основе соглашения о разделе продукции, это ведет к «потере» ресурсов. Закон об СРП должен обеспечить гарантии сохранности инвестиций. В условиях необходимости выплаты внешнего долга, государство не имеет возможности брать в долг еще. СРП пополняют бюджет, обеспечивают заказами российские предприятия. PR важен для понимания проблемы со всех сторон. Перед нами стоит задача активизировать экономическую политику на внешнем рынке. Соглашение о разделе продукции v это реальная экономическая интеграция нескольких стран.
Станислав Комаров, «Деловые люди»:
Не видна работа со стороны PR-компаний над этой проблемой, тема не раскручена, информация минимальна, она разрозненна, нет единой позиции. В такой ситуации, государство и инвесторы должны объяснить ее PR-компаниям и СМИ.
Николай Смирнов, начальник отдела по соглашениям СРП «Тюменской нефтяной компании»:
Сегодня мы выслушали массу мифов о СРП. Например, вопрос об ограничении на иностранное участие в СРП. 30% - это нормально, а больше v уже нельзя, продажа родины. Получается, что «30% продажа родины допускается законодательно». Эти живучие мифы существуют, не имея под собой никаких оснований. Самыми распространенными из них являются четыре.
Первый миф о том, что в СРП царит полный произвол инвесторов. Вранье! Всегда ведется контроль над реализацией проекта СРП со стороны государства, налоговых органов.
Второй миф: инвестор v это «собака на сене». Суть его заключается в том, что инвестор включает участок в перечень, не разрабатывая его. Но это не инвестор, а государство включает участки в перечень разрабатываемых месторождений.
Очень распространен третий миф - о льготном налоговом режиме. Это v туфта. Никаких послаблений инвесторам нет.
Четвертый миф v это миф о том, что СРП v пособничество западному капитализму. Как только продукция российских производителей будет соответствовать необходимым стандартам, проблема исчезнет сама собой.
Таким образом, соглашения о разделе продукции окружены множеством мифов. С этими мифами борются неадекватными методами. Нереально за 2 года подписать СРП и не существует типовых соглашений. СРП v гражданско-правовая сделка между инвестором и государством, оно не может быть типовым, оно в каждом случае уникально, так как нет типовых условий и решений. Все эти недоразумения вызывают отрицательную реакцию людей, которая формирует отрицательное отношение к СРП.
Светлана Гвоздева, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству:
Со своей стороны, должна сказать, что мы продвигаем СРП в Государственной Думе. Эти соглашения очень важны как для государства, так и для инвесторов. Но люди должны почувствовать реальное действие и эффективность СРП в виде социальных вливаний.
Александр Кацнельсон, директор выставки :
Альтернативы СРП мы не имеем, это возможность привлечения инвестиций в российскую экономику в больших объемах. В это втянуто большое количество участников: отечественные и иностранные компании, ведомства, государственная власть, СМИ. Только взаимопонимание обеспечит успех этому процессу. Предлагаю считать этот круглый стол началом большого разговора.
Пресс-центр
т.725-6673
Текущая информация о выставке
представлена на сайте
www.PR-club.ru
Все пресс-релизы Фестиваля «Дни PR-2002» и Четвертой выставки «Консалтинг, PR и бизнес-коммуникации»