Музыкальные акустические инструменты, на которых сейчас играют во всём мире, родились не вчера и не в прошлом веке. Они пришли к нам из глубины веков, из времён крестовых походов и даже ещё раньше, из библейских времён. Многие инструменты, пройдя через эпохи и страны, претерпели видоизменения, став современными скрипками, флейтами, гитарами. Другие исчезли из профессионального обихода, перейдя в разряд музейных, редких, или оставшись в качестве народных инструментов. Музыку, исполняемую на народных инструментах и отражающую культуру определённого этноса, называют этнической.
Этнические инструменты и их европейские разновидности звучат сегодня в руках профессиональных музыкантов, исполняющих средневековую или ренессансную музыку.
Изменения произошли и в вокальном звукоизвлечении. До сих пор в культуре некоторых народов сохранились навыки пения, идущие с древних времён. Некоторые современные вокальные ансамбли восстанавливают древние традиции и доносят до слушателя живую атмосферу ушедших эпох.
В 20 веке пробудился интерес к музыке прошлого в её подлинном виде. Музыканты начали искать инструменты того времени, когда была написана музыка. Мастера стали делать копии подлинных инструментов. Вслед за этим, поскольку подлинные инструменты отличались от современных, происходил процесс возрождения подлинных приёмов игры. Всё это стали называть «аутентизмом», или «исторической практикой». Движение аутентизма охватывает всё большее число сторонников, как исполнителей, так и слушателей. Наибольший интерес всегда вызывала эпоха барокко, наиболее утончённая, изысканная, странная и парадоксальная в истории музыки. Но интерес идёт дальше, в глубь веков: Ренессанс, Средневековье, а также вширь, охватывая множество стран с их национальными особенностями. Так растёт интерес к этнической музыке, неразрывно связанной с исторической практикой исполнения.
Связи между древними и современными инструментами, исторической и современной практикой звукоизвлечения не всегда ясно видны.
Задача фестиваля — продемонстрировать не только эту связь, но и то, что этнические, средневековые, барочные инструменты и их музыка живут и сегодня, волнуют и радуют современных исполнителей и слушателей. Мы хотим показать простоту природы и изысканность культуры, чистоту и ясность истоков и изощрённую утончённость далёких от них течений, глубину и силу корней и бесконечное разнообразие кроны.
Театр Гонзага, Музей-усадьба «Архангельское», 8 августа, 17.00
Программа:
Выступают:
![]() | ![]() |
Николай Тарасов, бассет-горн | Алексей Семёнов, художественный руководитель ансамбля ЛАДЪ |
В концерте принимает участие Андрей Пискунов — классический гобой
18 июля, Кафедральный католический собор, 19.30
Алексей Семёнов (орган), Александр и Татьяна Жихаревы (плоские колокола — билы): И.С. Бах
24 июля, Музей-усадьба «Архангельское», Колоннада, Нижний зал, 16.00
Открытие выставки монументальной пастели Елены Мухановой
«Жизнь сада — жизнь в саду»
25 июля, Люблино, дворец Дурасова, 15.00
Марлена Мош — вокал, Грант Айрапетян — кяманча, Папин Шахбазян — дудук
Армянские мелодии в древних духовных традициях: Саят-Нова, Комитас
8 августа, Музей-усадьба «Архангельское», Театр Гонзаго, 17.00
Николай Тарасов (Канада) — бассет-горн, ансамбль «ЛАДЪ», худ. рук. — Алексей Семёнов
Л. Бетховен, А. Сальери, Я. Фусс, В. Моцарт, А. Рейха
28 августа, Музей-усадьба «Архангельское», Театр Гонзаго, 17.00
Ансамбль “La Campanella”, рук. — Светлана Шевелёва
“Camera obscura” (Волшебный фонарь), от античной Греции до Италии 18 века
29 августа, Царская усадьба «Измайлово», Сводчатый зал, 15.00
Ансамбль “Alta Capella”, рук. — Иван Великанов
“La Spagna” (Италия, XVI век): К. Феста, Г. Изак, Д.М. Нанино
4 сентября, Музей-усадьба «Архангельское», Театр Гонзаго, 17.00
Марко Амброзини (Германия) — шлюссельфидель, барочная волынка, обертоновая флейта; Алексей Семёнов — клавесин
«На клавишах»: А. Вивальди, Д. Ортис, А. Корелли, Э.Ф. Шедевиль
10 сентября, Кафедральный католический собор, 20.15
Тео Йеллема (Нидерланды) — орган
И.С. Бах, М. Векман, Р. Шуман, Ж. Тайфер, Ж.-Ж. Грюненвальд
12 сентября, Люблино, Дворец Дурасова, 15.00
Фольклорный ансамбль Московской консерватории, рук. — проф. Н.Н. Гилярова
Русские песенные традиции