будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Апрель 18, 2006
Архив проектов

Мы решительно против того, чтобы церковь превращалась в государственную структуру

Ваше Высокопреосвященство,

Внимание общественности к Вашему выступлению на Х Всемирном Русском Народном Соборе говорит не только об уважении лично к Вам и авторитете Русской Православной Церкви, но и, прежде всего, о том, что Вы подняли исключительно важные для всего общества вопросы.

Разделяя, как и большинство граждан России, Ваше беспокойство о будущем страны, считаю, что высказанные Вами идеи нуждаются не просто в одобрении или отвержении, но в серьезном содержательном обсуждении. Я не стал бы писать Вам, если бы Вы адресовались только своим прихожанам, поскольку не отношусь к их числу. Но Вы говорите обо всей стране, поэтому позволю себе обратиться к Вам с рядом вопросов и высказать определенные несогласия с Вашей позицией.

Говоря о необходимости соотнесения поведения человека и законов государства с нравственными нормами, Вы обходите вопрос о том, кто будет производить это соотнесение. По-видимому, Вы считаете, что это является естественной прерогативой Церкви, а фактически, ее иерархов. Вопрос о нравственных ограничителях стоит и в либеральной традиции, только там это задача самого человека и тех, кто волею людей, а не церкви или государства, приобретают статус моральных авторитетов и личным примером показывают людям, как следует жить, для чего использовать данные им или завоеванные ими свободы. Для многих из нас таковыми были Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, для кого-то - это Александр Солженицын, для кого-то, наверняка - иерархи РПЦ. Но в любом случае это личный выбор, директивы и самоназначения здесь неуместны.

Вы фактически ставите знак равенства между народом России и российским государством с одной стороны, и Вашей паствой и Русской Православной Церковью с другой. Мне, нерелигиозному, не принадлежащему ни к какой церкви еврею, трудно с этим согласиться. Россия - моя страна ничуть не меньше, чем Ваша. Гражданские права не определяются верой. Мои предки, как, наверное, и Ваши, внесли немалый вклад в строительство и защиту нашей страны, да и свою работу в РАО «ЕЭС России» я считаю не менее важной для общества и государства, чем даже Ваше служение.

Вы, Ваше Высокопреосвященство, прекрасно знаете, как много людей либеральных взглядов, часто будучи нерелигиозными, с риском для себя выступали во времена СССР в защиту церкви и свободы совести. Меня тоже возмущали препятствия, которые чинило верующим людям коммунистическое государство, пренебрежительное отношение к религиозным традициям и символам. В середине восьмидесятых, когда выходила моя первая книга, я считал принципиальным для себя добиться того, чтобы слово Бог было напечатано там с большой буквы. Но точно так же я против того, чтобы сегодня Церковь брала на себя функции советской цензуры.

Вы не приемлете либеральной идеологии и я, разумеется, не собираюсь переубеждать Вас. Хочу, тем не менее, напомнить, что защита прав меньшинств, без чего, в конечном счете, страдает и большинство, не равнозначно пропаганде их взглядов и образа жизни. Мне, как и Вам, не нравятся гей-парады - демонстрация сексуальных пристрастий кажется мне столь же неуместной, как и вынесение на всеобщее обозрение собственных религиозных чувств. Однако я убежден, что запрет гей-парада нанесет обществу не меньший вред, чем безнаказанный разгром некими «алтарниками» выставки «Осторожно, религия». Кстати, выставка эта мне не понравилась, но я выступил инициатором того, чтобы Союз Правых Сил заплатил штраф за ее организаторов, потому что хочу сохранить свободу художникам создавать то, что они считают нужным, Вам - свободу осуждать их произведения, а себе - свободу публично оспаривать Вашу точку зрения. Согласитесь, Ваше Высокопреосвященство, что Вы, как и десятки миллионов наших сограждан, пользуетесь сегодня плодами именно либеральных преобразований.

Русская Православная Церковь, как, впрочем, и другие признанные государством традиционными конфессии, объявляет сегодня именно себя ответственной за нравственность не только своих прихожан, но и всего общества. При этом она либо не считает нужным, либо не может объяснить согражданам ни сотрудничества с коммунистами, стоившего жизни лучшим священнослужителям, ни весьма реакционной политической позиции - чего стоит лишь постоянное противопоставление России Западу, ни сомнительных способов укрепления собственной финансовой базы. Но даже если бы и не было этих печальных моментов, такого рода претензии в светском государстве и в нерелигиозной, в целом, стране - Ваши прихожане составляют никак не больше нескольких процентов населения - вряд ли вполне обоснованы. И вообще, я, например, не считаю никого, даже Святейшего Патриарха, ответственным за себя. Во всех своих грехах я виноват сам. Но зато и добрые дела и чувства, в той степени, в какой они были - мои собственные достижения и результат воздействия на меня моих родителей и тех, кого я сам себе выбрал.

Будучи либеральной партией, «Союз Правых Сил» выступает за свободу совести и, безусловно, поддерживает церковь как институт гражданского общества. При этом мы решительно против того, чтобы церковь превращалась в государственную структуру, что, как это ни печально, происходит сейчас. Мировой опыт показывает, как велика роль церкви, когда она сохраняет независимость от государственной власти, и как быстро она деградирует, начиная выполнять несвойственные ей в современном мире государственные функции. Выступая за светский характер государства, за отделение церкви от государственных институтов, мы тем самым, защищаем и саму церковь от повторения той нравственной трагедии, которую она пережила при советской власти.

Ваше Высокопреосвященство! Когда-то отцы церкви не боялись вступать в публичные дискуссии со своими оппонентами. Не окажете ли Вы мне честь обсудить роль церкви и религии в современной России в прямом эфире или просто в присутствии аудитории? Ведь нас обоих волнует судьба нашей страны.

С искренним уважением

Леонид Гозман, заместитель Председателя Политсовета Союза Правых Сил

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).