будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2007
Архив проектов

Надо строить науку в соответствии с той экономико-политической средой, в которой вы живете

«Полит.ру» публикует полную стенограмму семинара Семинара о стратегиях развития фундаментальной науки в России, прошедшего 26 декабря 2006 г. в МГУ. Его организаторами выступили ф-т биоинженерии и биоинформатики и проект Scientific.ru. Центральными проблемами, заявленными для обсуждения на семинаре, были: «Мировой уровень в науке: излишняя роскошь или ресурс развития страны? Технологии создания "точек роста": гранты? элитные центры? Как решить проблему воспроизводства научно-образовательных кадров?» На семинаре с докладами и сообщениями выступили зав. каф. Химической физики в Imperial College London, А. А. Корнышев, и авторы ряда предложений по реформированию науки в России, опубликованных в последние годы: А. В. Соболев, А. К. Казанский, Г. А. Цирлина, М. В. Фейгельман; один из основателей Scientific.ru и ведущий проекта Индекс цитирования российских ученых Б. Е. Штерн; бывший министр науки Б. Г. Салтыков; известный лингвист Р. М. Фрумкина; председатель Совета профсоюза работников РАН В. Ф. Вдовин. Семинар вел М. С. Гельфанд.

Михаил Гельфанд (МГ). Разрешите предоставить слово Борису Георгиевичу Салтыкову, стоявшему у истоков реформы науки в России в труднейший период.

Борис Салтыков (БС): Я тоже с докладчиками согласен во многом, и у меня возникли вопросы; ответов будет мало. Во-первых: что вы хотите спасти: ученого, малую группу или систему? Если первое, то большинство предложений проходит, даже до уровня ЦПИ. Но дальше я ставлю вопрос: в какую среду вы погружаетесь?

Даже если иметь в виду разговоры на кухне или маленькую лабораторию, и то уже встают вопросы, в каком институте эта лаборатория. Что там за имущественные комплексы и властные отношения? В одном месте это выживет, потому что там директору все равно и клан уже рассыпался, а в другом – нет. А когда мы выходим на мезоуровень, и если говорить о ваших ЦПИ и ведомствах, которые уже ближе к макроуровню, то тут уже от этого вопроса «А что делать с системой?» не уйдешь. Традиционный вопрос, который нам задавался и утверждалось – «Наука и рынок несовместимы».

И я с радостью услышал, что надо строить науку в соответствии с той экономико-политической средой, в которой вы живете. Была одна система отношений, добывания ресурсов, отчеты, контроль и т.д. Кстати, понятие института у экономистов – это правила игры и санкции к тому, кто не исполняет эти правила. Применительно к науке, особенно совсем ранней, сталинской, правила игры были очень жесткими: или дачи-квартиры-машины, или расстрел, или, по крайней мере, N лет. Сегодня все это и невозможно, и, слава Богу, отсутствует, а значит, отсутствуют и очень сильный стимул, и очень сильные санкции. Во времена застоя все изменилось. Мы придумали в свое время формулу о том, что такое хозяйственный механизм в Советском Союзе, в те времена. Это одна фраза: это механизм, в котором работать хорошо было невыгодно, а работать плохо можно было безнаказанно. Человек просто колебался между 120 и 300 рублями.

Сейчас можно, конечно сохранить малые группы, продержаться на грантах. Если Соболев будет добрым, сделает гранты по сто тысяч, мы продержимся дольше, в большем объеме, но нельзя уходить от вопроса, что делать с системой.

Вопрос «Что делать?» сегодня уже много раз звучал, моя позиция в целом многим известна и понятна. Она не радикальна: старая система себя исчерпала, потому что был использован последний ресурс, и надо строить что-то новое. При этом нельзя бросить старое, потому что это повлечет за собой социальные проблемы. Я всегда говорил, что нельзя выкидывать на улицу людей, которые делали славу советской науке, на улицу, и жить на две, три, пять тысяч рублей, но, если думать только об этом…

Это известная дилемма – альтернатива в экономике: экономическая эффективность или социальная справедливость, точнее социальная защищенность. Самые инновационные, либеральные, эффективные экономики всегда откладывают в сторону социальный фактор – это США. А Германия, например, никогда не догонит США, или Франция… Зато все будут здесь довольны, и все в мейнстриме…

Для советской науки был характерен административный тип карьеры: ваш рост – это рост завлаб – завотделом – замдиректора – директор, и, параллельно с этим деньги, престиж и т.д В отличие от чисто научного карьерного роста, где можно быть просто профессором и мировой звездой. Исключения, конечно, всегда есть.

Последний резерв советской системы был использован с 1992 по 2005 – когда бюджет рухнул, не по нашей вине, но просто потому что не было денег в стране. От 330 институтов в РАН в 1992 году Академия размножилась до 458, увеличившись в полтора раза. Какой был ресурс задействован? Административная карьера. Всем надо было, не имея денег, непременно становиться завлабами, замдиректорами, директорами… Система так поощряла, и говорила: я вам даю вместо денег статус с небольшими деньгами. В результате понятно что: «всем сестрам по серьгам», тучи новых институтов, и на поле научной брани сегодня мы имеем разбитые полки и армии, но живые взводы, батальоны, которые что-то даже делают… Конечно, главной проблемой я считал то, как собрать их теперь вместе, как снова создать боеспособные полки и армии.

Я читал несколько публикаций присутствующих здесь людей, в них тоже написано об этом. Вот ЦПИ – это один из способов собрать вместе людей еще живых и творчески способных. Но мы их соберем, а что дальше делать? Они, вы сказали, находятся под ведомством Министерства Образования? Я бы поостерегся. И, уж тем более, в Академию. Тогда это что? Национальная лаборатория под Путиным? И кто будет давать на это деньги? И тот, кто будет давать, будет решать, ЦПИ это, или не ЦПИ, или антиЦПИ? Я знаю, что вы ответите. И мне нравится идея довести это до конца. Потому что 15 лет назад мы предложили именно эту идею: поддерживать будем только сильных, а остальные – открыть ворота и кто что найдет. Итак, остается вопрос: как дальше строить эту систему?

Андрей Казанский (АКК). Вы хотите, чтобы я ответил? Во-первых, я сказал, что надеюсь, что через 5 лет в России сложится такая система, что к нам приедет молодежь.

БС. Т.е., на пять лет нам нефтяных цен хватит, и эта система просуществует?

АКК. Да. Ну вот, есть центр во Франции. Он автономный.

БС. У нас, к сожалению, вся система науки пока осталась советской. Да, конечно, надо заниматься лавированием, писать, говорить об этом…. Даже очень сильные и хорошие ученые, когда дело доходит до какой-то сильной декларации, говорят: «вы, пожалуйста, без меня. Я завтра на даче, выступать не могу».

Вопрос из зала: Скажите пожалуйста, кого вы считаете в Академии Наук центральной фигурой с точки зрения получения новых знаний?

БС. Нормального исследователя в возрасте от 35 до 75 лет. Есть разные люди, которые сохранили все черты научного деятеля, от нобелевских лауреатов до подающих надежды 30-летних кандидатов.

Вопрос из зала: А как им живется в такой жесткой административной системе, вы представляете?

БС. Да, вполне. Есть очень много разных моделей. Одна модель живет независимо: есть лаборатория, а есть институт, и они живут каждый своей жизнью. В фокус-группах проводили опросы: в одном и том же институте ответы молодых и 60-летних людей разные. Старшие говорят, что ни в коем случае нельзя ничего отменять, закрывать и т.д. А спрашиваешь молодых, 28-летних, задаешь вопросы о том, как он относится к тому, что происходит с Академией, даже провокационный вопрос о том, что он будет делать, если вдруг ее закроют… Ответы: «Они там какие-то деньги делят, а мы живем сами по себе. Я вот по полгода живу в Америке, полгода здесь, этого не замечаю». Дошло до того, что они даже не знают, кто нынешний президент Академии наук.

Выступления на семинаре

  • А. Корнышев «Наука, образование и академическая карьера в континентальной Европе, Британии и США: сравнительный анализ»
  • Вступительное слово М. Гельфанда к содокладам
  • А. Соболев «О мерах по повышению международного уровня и влияния российских фундаментальных исследований»
  • Б. Штерн «Формальные показатели, их польза, вред и разумное место»
  • А. Казанский «Почему Центры Перспективных Исследований (что это, каковы цели и возможные методы их достижения)»
  • Р. Фрумкина «Несколько слов о ситуации в гуманитарных науках
  • Выступление М. Фейгельмана
  • Г. Цырлина «Несколько слов об опыте наших соседей» Об организации науки в Восточной Европе
  • Выступление Б. Салтыкова
  • Общая дискуссия
  • Заключительные слова А. Корнышева и М. Гельфанда
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).