Я бы хотел поздравить всех собравшихся с удачным дебютом. Мы лишний раз доказали, что мы – инноваторы не только в сфере высоких технологий, но и в сфере государственного управления. Нет другого города в Российской Федерации, который применял бы такие же механизмы взаимодействия с федеральными органами власти, как Новосибирск.
Если спросить жителя Новосибирска, как лучше всего охактеризовать наш город, то ответ будет: «третья столица». А с точки зрения инноваций, это, вне всякого сомнения, столица первая. Недавно Новосибирская область была признана первой по конкурентоспособности в Российской Федерации, обойдя по этому показателю и Москву, и Татарстан, и Санкт-Петербург. Я думаю, что это не случайно.
Новосибирская область окружена богатыми сырьевыми регионами, в которых есть нефть, газ, уголь, золото. Наши же успехи связаны исключительно с инновациями, с нашими мозгами. Не случайно, что здесь три отделения федеральных академий. Роль высоких технологий неуклонно возрастает, и она тем более важна в ситуации финансового кризиса.
Хотел бы остановиться на том, что можно сделать с точки зрения будущего развития Новосибирска. По каждому из четырех «И» президентской стратегии-2020 Новосибирск может выступить пилотным регионом. То есть регионом-инноватором, в котором можно обкатать внедрение конкретных подходов и проектов, реализацию конкретных концепций, чтобы потом «растиражировать» их на территории России.
Мы часто произносим слово «рынок». Но рынок – это не то место, где продают; это место, где покупают. С точки зрения того, где продают, мы, безусловно, абсолютные лидеры. Ни один регион, в том числе Москва, не может сравниться с Новосибирском по накопленному в академических институтах и предприятиях города технологическому багажу. Дело за малым – обеспечить внедрение этих технологий в производство.
На достижение этой цели направлен пакет законов, подготовленных Комитетом Государственной думы по науке и наукоемким технологиям, возглавляемым моим коллегой по фракции «Справедливая Россия» Валерием Черешневым. Так, недавно во втором чтении был принят законопроект «О передаче технологий», который должен стать одним из важных факторов коммерциализации технологий, передачи их в производство. Комитетом также подготовлен законопроект «О патентных поверенных», другие инициативы.
В нашем комитете – Комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи подготовлен пакет законодательных инициатив, объединенных общим названием «Инновационный кодекс». Это законопроекты, предусматривающие введение специального режима налогообложения инновационных компаний и нормализацию деятельности на территории России венчурных фондов, регулирование которых пока не соответствует международным стандартам. Это и проект закона «О технопарках», и ряд других законопроектов.
Крайне важной считаю инициативу по изменению 94-го закона «О государственных закупках». 23 сентября наша фракция встречалась с премьером, который одобрил наши намерения и поручил Министерству экономического развития совместно с группой депутатов Госдумы подготовить поправки в этот закон. Учитывая, сколько сегодня прозвучало нареканий в адрес этого закона, я бы хотел предложить всем присутствующим сформулировать свои предложения до конца декабря с тем, чтобы мы вошли с согласованной законодательной инициативой.
Однако с моей точки зрения, даже важнее законодательных инициатив – реализовать конкретные проекты, сосредоточившись на которых, мы могли бы показать пример другим регионам, став пилотной зоной концепции «4И» для всей России. К числу таких проектов относятся технопарки, хотя этот проект из-за реорганизации правительства сегодня, увы, пущен на самотёк. Следует сказать, что ни в одном из регионов, где реализовывалась федеральная программа развития технопарков, этот проект не вызвал такого общественного резонанса, как в Новосибирске. Не только положительного, но и отрицательного – чего греха таить. Но, так или иначе, только в Новосибирске широкая общественность была вовлечена в этот проект. Во всех других регионах он не выходил за рамки узкой группы профессионалов, работающих в этой сфере. И это ещё одна иллюстрация того, насколько этот проект важен для Новосибирска.
Перечислю другие проекты, на которых можно было бы сосредоточиться. Например, в проекты в области энергетики. Премьер говорил о необходимости разработки газозамещающих технологий. Мы могли бы внедрять технологии энергозамещения, созданные в Акадегородке и в других исследовательских институтах Новосибирска, выполняя тем самым запрос, сформулированный на федеральном уровне.
Это и проекты в области медицины, в аграрной сфере, на транспорте.
Четыре года назад Государственная дума приняла закон «О концессиях», который предусматривал механизмы привлечения частных инвесторов в строительство дорог. До сих пор в России был только один пример применения этого закона – строительство западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Пример крайне неудачный, поскольку частных инвестиций вовлечено в проект очень мало. Сейчас завершено строительство северного обхода, стоит вопрос о строительстве восточного обхода, моста через Обь, где мы можем этот закон применить, впервые в России.
Когда мы говорим об инновациях, не надо забывать о том, что они бывают не только технологическими, но и социальными. Новосибирск – крупнейшее муниципальное образование, а Новосибирская область – пилотный регион с точки зрения реформы муниципального самоуправления. Применение новых технологий в этой сфере также могло бы продвинуть не только Новосибирск и Новосибирскую область, но и Россию в целом.
Очень важный вопрос – это вопрос о кадрах. В конце апреля Советом Безопасности было дано поручение тогда министру связи и информационных технологий Леониду Рейману подготовить проект создания в России нового вуза – аналога Массачусетского технологического института, который готовил бы специалистов, способных закрывать брешь между технологиями и бизнесом. У нас передовое технологическое образование, таким оно и останется, если, конечно, предлагаемые Минобрнауки реформы не зайдут слишком далеко. А делового образования делового у нас практически нет. В качестве территорий для будущей Высшей Школы Технологий рассматриваются Калининград, как самый ближний город к Западной Европе, и Новосибирск. Но лоббистских усилий со стороны нашего города и региона для получения этого проекта сегодня совершается явно недостаточно.
На международной конференции по инновациям и высоким технологиям, которая проходила в мае Бостоне, где я делал доклад о состоянии инновационной сферы в России, именно Новосибирск ассоциировался с инновациями в нашей стране. А слово «академгородок» воспринималось так же, как слово «спутник», одинаково звучащее на всех языках. Но вот что оказалось. У Бостона, самого близкого аналога Новосибирска в США, самого большого инновационного кластера, программа сотрудничества почему-то не с Новосибирском, а с Псковом. Такое упущение надо исправить, тем более что коллеги из Бостона проявляют большой интерес к сотрудничеству с Новосибирском.
И наконец от лица Комитета Государственной думы по информационной политики, информационным технологиям и связи я имею поручение предложить провести в апреле следующего года в Новосибирске выездное заседание нашего комитета, посвященное развитию инноваций и высоких технологий.