Топливная компания Росатома АО «ТВЭЛ» и энергетическая компания ČEZ a.s. (Чехия) заключили соглашение о внедрении на АЭС «Дукованы» новой модификации ядерного топлива для реакторов ВВЭР-440 РК-3+.
В рамках проекта ядерное топливо пройдет комплекс различных дореакторных испытаний, которые позволят пройти лицензирование в чешском Государственном комитете по атомной безопасности. Прототипа топлива уже успешно используется на четвертом энергоблоке Кольской АЭС в Мурманской области с 2010 года.
Как пояснили в АО «ТВЭЛ», принципиальное отличие рабочей кассеты РК-3+ от предыдущих поколений топлива для ВВЭР-440 – усовершенствованная конструкция, которая позволила улучшить физические и теплогидравлические характеристики топлива. Новая модификация обладает в том числе увеличенным расстоянием между твэлами, что позволит оптимизировать водо-урановое отношение в активной зоне реактора и в целом повысить эффективность эксплуатации ядерного топлива. В результате внедрения новой кассеты появится возможность увеличить длительность топливного цикла на электростанции.
«Новый проект по переводу АЭС «Дукованы» на топливо РК-3+ поможет оптимизировать стратегию топливного цикла этой электростанции, а также повысить безопасность и экономическую эффективность эксплуатации энергоблоков», - отметил вице-президент по научно-технической деятельности АО «ТВЭЛ» Александр Угрюмов.
Аналитик Olymp Trade Юрий Прокудин обращает внимание на то, что модификация топливных кассет позволяет увеличить эффективность и время использования партии ядерного топлива, что, в свою очередь повысит КПД АЭС.
С учетом того, что на долю атомной энергетики в Чехии приходится примерно 35% всего энергобаланса страны, повышение эффективности работы 4-х реакторов имеет высокую значимость, считает эксперт. Кроме того, реакторы ВВЭР-440 продолжают эксплуатироваться в ряде других стран Европы, среди которых не только РФ, но и Финляндия, Словакия, Украина, Венгрия, Армения (всего 22 действующих блока ВВЭР-440, из них 17 – за пределами России).
Проекты внедрения новых конструкций и модификаций топлива для ВВЭР-440, которые Росатом реализует со своими европейскими партнерами, в данном случае являются самой простой возможностью повышения эффективности работы АЭС и при этом намного менее затратной, чем модернизация самой электростанции или ввод в эксплуатацию новых блоков, полагает Прокудин.
Начальник аналитического отдела ЗАО «Инвестиционная компания ЛМС» Дмитрий Кумановский поясняет, что модернизация топлива необходима для повышения эффективности работы станции как с точки зрения эффективности использования ядерного топлива в реакторе, так и с точки зрения экономической эффективности эксплуатации станции, так как длительность топливного цикла увеличивается.
«АЭС "Дукованы"» обеспечивают до 20% от всей выработки электроэнергии в Чешской Республике, поэтому повышение экономического эффекта от эксплуатации АЭС позволит повысить конкурентоспособность промышленности этой страны на европейском и мировом рынке. Этот эффект интересен и для других стран, эксплуатирующих блоки ВВЭР-440», - считает Кумановский.
АЭС «Дукованы» установленной электрической мощностью 2040 МВт имеет в составе четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-440 (по 510 МВт каждый), введенных в эксплуатацию в 1985, 1986 (2-3) и 1987 годах. Ежегодно электростанция производит порядка 13 млрд кВт*ч электроэнергии, покрывая около 20% энергопотребления в Чехии. С учетом АЭС «Темелин» (два блока с реакторами ВВЭР-1000) атомные электростанции ČEZ обеспечивает 35% всей выработки электроэнергии в стране, по этому показателю Чехия входит в десятку стран с наибольшей долей атомной генерации в энергобалансе. Обе чешские атомные электростанции с момента ввода в эксплуатацию работают на российском ядерном топливе производства Машиностроительного завода (г. Электросталь).