будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Октябрь 16, 2009
Архив проектов

О восстановлении прав федеральных властей и ликвидации монополии мэрии на развитие столицы России

Господин Президент!

Это письмо направляется в связи с подготовкой к ежегодномуПосланию Президента Федеральному собранию. Основная цель письма – обратитьвнимание на необходимость взять под контроль правительства России развитиефедеральной столицы. Все столицы мира развиваются под контролем Президентов илиГлав правительств. Исключением из этого правила последние 15 лет стала Москва.

Единый Генеральный план развития Москвы и Московскойобласти до 2010 года принят в 1992 г. После утверждения Верховным Советом РСФСР (1993г.) закона«О статусе столицы Российской Федерации», московское правительство отказалосьот стратегии целостного развития столичного региона и начало разрабатыватьсобственный Генплан до 2020г., реализация которого привела к серьезнымнегативным явлениям. Закон не установил полномочий федеральных властей встолице. Это отразило политическое противостояние законодательной иисполнительной ветвей власти того периода, закончившееся расстрелом Белого Дома.Мосгордума поспешила утвердить перечень муниципального имущества (около 7000 крупныхобъектов) и передала эту собственность в управление мэрии. Земли и львиная долянедвижимости, ранее принадлежащей правительству СССР, союзным республикам и СЭВ,оказалась в монопольном ведении московской мэрии.

Центробежное развитие города сменилось нацентростремительное, ориентированное на максимальное извлечение прибыли отзастройки наиболее ликвидных земель в центральной зоне вокруг Кремля. Советскийлозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь вокруг Москвы» сменился на новый:«Инвесторы всего мира, обогащайтесь в Москве». В столице, т.е. на 0,006%территории страны, сосредоточилось около 9% населения страны. Если число жителейРоссии ежегодно сокращается на 0,9 млн. чел., то население столицы растет на150-180 тыс. чел./год. Такой концентрации населения не знает ни однафедеральная столица мира. Это свидетельствует о сжатии зоны расселения россиян.

Территориальные ресурсы Москвы фактически исчерпаны, аплотность населения на единицу территории в 5-8 раз превысила этот показатель вЛондоне, Париже, Вашингтоне и других столицах демократических государств. ВМоскве нельзя ничего построить, если не разрушить жилые дома, спортивныеобъекты, промышленные предприятия или не уничтожить зеленые насаждения. ПроектГенплана до 2020 г.не был согласован правительством России. В нем предлагалось увеличить жилойфонд на 25% и снести для освобождения территории вполне добротные 5-ти этажныежилые дома площадью 12 млн. кв. м. (На месте 5-ти этажных домов обычно строятся20-25-ти этажные здания, что в несколько раз увеличивает плотность населения,существенно ухудшает условия проживания и блокирует движение транспорта). В проектеГенплана до 2025 г.намечено увеличить жилой фонд на 60% и для этого снести 7,5 тысяч жилых домовобщей площадью 22 млн. кв.; это означает насильственное переселение более 1млн. жителей. Для получения земель под застройку мэрией за 15 лет снесено около500 зданий, определявших облик Москвы как исторического города.

Подобных разрушений не знает ни одна столица мира. Еслигорода России последуют примеру столицы и начнут сносить свои 5-9-12-ти этажныежилые дома, то понадобится переселить 18-20 млн. жителей и построить двагорода, равных Москве. В целях реализации коммерческой застройки мэрия застраиваетобщественные площади и санитарно-защитные зоны предприятий. В нарушение УказаПрезидента от 24.08.1995г. № 873 «О реконструкции Центрального аэродрома имениФрунзе» создан элитный жилой район вокруг зоны бывшей взлетно-посадочнойполосы. Бесконтрольно застраивается охранная зона Кремля. Плотность населенияМосквы запредельна, поскольку местные нормативы (МГСН-01-99) позволяют строитьжилые дома с плотностью до 1,5-2 тыс. чел/ на гектар жилого квартала, что в трираза превышает предельно допустимый уровень в других столицах. Увеличениеплотности населения и этажности застройки ведут к стрессу, росту нервныхзаболеваний, самоубийств. По данным Foreign Policy Magazine, Москва вошла впятерку столиц мира с самым высоким уровнем преступности. Объемы строительногомусора достигли 5 млн. тонн в год. В международном рейтинге Merser Human Resource Consulting Москвапо качеству жизни стоит на 171 месте. По уровню болезней эндокринной системы ионкологии занимает 200 место.

Закон «О статусе городов федерального значения» за 15 летне разработан. Предложения Федерального собрания и Управления делами ПрезидентаРоссийской Федерации по резервированию зоны для нового Парламентского центра,направленные в Правительство Москвы 19.11.1998г. (№ УДИ-3986), до сих пор нереализованы. Некоторые участки (от 4 до 100 га), ранее предложенные для Парламентскогоцентра, в настоящее время застраиваются близкими к мэрии инвесторами. Ряд Представительствсубъектов Федерации до сих пор располагается в случайных квартирах, а восемь Представительствне имеют даже адресов в столице. В то же время Московское правительство давнонашло территории под Мосгордуму и мэрию, и даже провело с этой цельюмеждународный конкурс.

Если в Генплане до 2020 г. площадь федеральных земель в г.Москвесоставляла примерно 14% всех территорий (13954,7 га, докладМоскомзема, 1999г.), то в проекте нового Генплана до 2025 г. (книга 4. стр.42)указано, что доля территории, занятой объектами, выполняющими столичныефункции, составляет 0,3% от общей территории города. Госстрой РФ обращалвнимание Генеральной Прокуратуры (№ НМ-1567 от 27.03.02 г. и др.) на незаконноеотнесение в Генеральном плане земель и объектов федеральной собственности ксобственности субъекта Федерации, но безрезультатно.

Не обеспечено решение транспортных проблем столицы. Около80% московских дорог исчерпали пропускную способность. В рабочие дни на дорогахстолицы формируется около 650 пробок, где заперто более 400 тыс.автомобилей. До 500 тыс. автомобилей движутся из области в столицу, а пробкирастягиваются на 10-18 км.Ежегодные потери времени на передвижение оцениваются в 600 млрд. руб. Но мэрииважно не решить транспортную проблему, а освоить максимально крупныеинвестиционные ресурсы. Поэтому строятся сверхдорогие и практически бесполезныедвух ярусные автомобильные тоннели под действующим метрополитеном на глубине30-40 м!Земли, зарезервированные по Генплану 1971 г. под четыре скоростные транспортные магистрали(хорды), распроданы или сданы в аренду мэрией под инвестиционную застройку. Вгородах Австралии, США и Канады под дороги и стоянки приходится 30-35% общейплощади города, В Западной Европе – 20-25%, в странах Азии – 10-12, а в Москве– около 8%. При этом Москва продолжает увеличивать плотность и этажностьзастройки, и не учитывает решение Верховного суда РФ об ограничении действиямосковских норм инсоляции.

Площадь Лесопаркового защитного пояса абсолютнонедостаточна (соотношение по площадям Москвы и пояса 1:1,6. Для сравнения: уМинска – 1:11, Токио – 1:4, Нью-Йорка- 1:15). Нередки случаи застройки береговводоохранных и других уникальных территорий. К 2015 г. Лесопарковыйзащитный пояс Москвы будет практически ликвидирован, поскольку на 75-80% уже зарезервированпод застройку инвесторами Москвы и Московской области. Между двумя субъектамиФедерации 15 лет продолжается борьба за землю, аэропорты и зоны отдыха. Вписьме областного правительства №2-11863 от 01.08.2008 названы 22 территории,незаконно намеченных проектом Генплана Москвы для включения в территориюстолицы. Остатки Лесопаркового пояса оказались под дополнительной угрозой всвязи с постановлением Московского правительства № 313-ПП о строительстве шестикрупных мусоросжигательных заводов, экологический вред которых огромен.

* * *

Господин Президент! Будучи Первым заместителемПремьер-министра, Вы дали поручение 03.02.2006 г. Министерству региональногоразвития участвовать в разработке Генплана столицы в части развития столичныхфункций, а затем 02.04.2007 (№ДМ-П9-1880) поручили указанному министерству бытьответственным по данному вопросу. Однако, Минрегионразвития не разработало Техническоезадание и не направило проект Генплана на заключение Государственной вневедомственнойэкспертизы Главгосэкспертизы России. Управления Минрегионразвития изучаютпроект Генплана около 14 месяцев. При этом, если Мосгордума не получаетзаключения более 3-х месяцев, то проект Генплана считается согласованным совсеми вытекающими последствиями! (п.№ 3 Положения о согласовании схемтерриториального планирования субъектов РФ от 24.03.2007, №178).

В Генплане отсутствует раздел обеспечения безопасности взонах размещения правительственных объектов, иностранных посольств и ПредставительствРФ. Обеспечение безопасности стало исключительно актуально после убийства ГубернатораМагаданской области при подходе к своему Представительству на Новом Арбате, 19.В утверждаемых материалах части 4 Генплана до 2025 г. нет показателей потерриториальному развитию столичных функций. Минрегионразвития разослалматериалы Генплана органам исполнительной власти, забыв об органахзаконодательной и судебной властей.

Московская общественность и экспертное сообщество протестуютпротив Генплана до 2025г. Проект рассматривался Комиссией по региональномуразвитию Общественной палаты РФ, Общественными движениями «Московский совет»,«Жилищная солидарность», Комитетом защиты прав граждан и Экологическим союзом. Отмечается,что Генплан отражает не интересы жителей столицы, а коммерческие интересы мэриии приближенных к ней инвесторов.

В связи с угрозой утраты управления столичным регионом снаселением около 16 млн. чел., ухудшением санитарной, экологической итранспортной ситуации, целесообразно:

1. Предложить Правительству Российской Федерации разработатьи направить в Федеральное собрание законы «О статусе столицы России» и «Остатусе городов федерального значения», в которых предусмотреть ведущую роль Федеральногоправительства в развитии политического и исторического центров столицы.

2. Законодательно закрепить в Москве крупную федеральнуюзону, соответствующую структуре власти Президентской республики, взять подконтроль Охранную зону ансамбля Кремля и зафиксировать крупную резервную территориюдля нового Парламентского центра Российской Федерации.

3. Поручить Министерству регионального развитияразработать Федеральную целевую программу «Развития единойинженерно-транспортной инфраструктуры Московского региона до 2025 года» иобеспечить ее согласованное законодательное и нормативное сопровождение сучетом правовой документации Российской Федерации, Москвы и Московской области.

4. Поручить Министерству юстиции проверить на соответствиефедеральному законодательству постановления Правительства Москвы по разработкеГенплана и другой градостроительной документации, связанной с развитиемстолицы.

Ю.П.Бочаров

Об авторе

ЮрийПетрович Бочаров – крупнейший отечественный ученый-урбанист, входящий в «мировуюлабораторию» Urban & Transportation Planning.

В круг его научныхинтересов в разные годы были включены теория и история архитектуры,градоустройства и землепользования; история и методология городского итранспортного планирования; теория расселения; оценка взаимосвязи социальных,демографических и экономических факторов в планировке крупных городов;зонирование промышленных районов и узлов.

В юности получил тривысших образования: по архитектуре, строительству и транспорту.

Доктор архитектуры,Академик Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), профессорИнститута коммунального хозяйства и строительства, главный научный сотрудникЦНИИП градостроительства, член ряда зарубежных академий архитектуры иурбанистики, советник Социально-экономического фонда (США, Нью-Йорк), членМеждународного совета журнала «Town Planning Review» (Великобритания,Ливерпуль).

Автор генпланов рядагородов СССР, в том числе – Тольятти и Набережные Челны.

С 1970-ых годов понастоящее время консультирует разработки мастер-планов городов иурбанизированных территорий в различных странах мира.

Возглавлял Институттеории архитектуры, был президентом Всесоюзного общества урбанистов.

Автор и соавтороколо 360 научных работ, часть из которых издана за рубежом (в Великобритании,США, Германии, Швеции, Чили, Японии, и др.).

В числе его трудовполучившие широкую известность монографии:

·       «Организациядвижения пешеходов и транспорта в микрорайонах» (1960); «Планировочнаяструктура современного города» (1972);

·       «Город ипроизводство» (1980);

·       «АрхитектураСССР: 1917-87 гг.» (1987);

·       «Производствои пространственная организация городов» (1988);

·       «Историяземлепользования в России» (на англ. яз. Нью-Йорк, 1995);

·       «НиколайМилютин». Серия «Творцы авангарда» (2007, в соавторстве) и др.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).