будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 9, 2009
Архив проектов

Основные тезисы ежегодного доклада Института общественного проектирования «Оценка состояния и перспектив политической системы Российской Федерации в 2008 году – начале 2009 года»

Идея Политического доклада возникла в Институте общественного проектирования из осознания того, что одной из главных проблем российского политического дискурса является слабое представление и участников политического процесса, и экспертов, и граждан обо всем комплексе российских политических реалий. Каждый знает и обсуждает свой узкий предмет, но за этим теряется ощущение единства предмета обсуждения. Кроме того, значительная часть научного и экспертного сообщества находится под обезоруживающим влиянием методических и идеологических шаблонов и штампов, часто сформированных еще в советское время.

Мы недостаточно хорошо понимаем, как функционирует общественно-политическая система России. Следствием такой ситуации в стране является отсутствие полноценной политической дискуссии, основанной на научном анализе политического процесса.

Эти факторы стали ощущаться особенно остро в период разразившегося экономического кризиса, поскольку экономика и политика связаны неразрывно. Мы не решим экономических проблем, не ответив на практические и теоретические вопросы  политики и госуправления.

Конечно, у инициаторов Политического доклада было свое понимание идейных подходов к составлению доклада. Однако Институт общественного проектирования при подборе экспертов исходил не из идеологических предпочтений, а из  представлений об их компетентности.

Основу доклада составляют исследования, проведенные в ходе его подготовки видными учеными и экспертами, такими как: И. Бусыгина, М. Боков, А. Брод, О. Гаман-Голутвина, В. Гефтер, В. Глазычев, Д. Дондурей, А. Зудин, М. Ильин, Б. Макаренко, Д. Медовников, А. Мельвиль, В. Плигин, А. Точенов, Р. Туровский, Л. Смирнягин, Л. Сморгунов, А. Соловьев, М. Тарусин, В. Федоров и др. Над разделами обобщающей части работали В. Анашвили, Г. Дерлугьян, Ж. Сапир.

Это не только первый доклад Института общественного проектирования на данную тему, но и вообще первое столь многоплановое исследование политической системы Российской Федерации. Его результаты помогут взглянуть на многие факторы в российской политике по-новому. Некоторые конкретные выводы исследований были представлены в ходе конференции самими авторами, по следующим разделам доклада:

·                     Соответствие реального функционирования политической системы конституционному идеалу (конституционной норме).

· Эффективность государственного управления, компетентность государства.

· Способность к обеспечению конституционных процедур перехода власти.

· Консолидированность политической системы.

· Способность политической системы реагировать на главные общественные ожидания и опасения.

· Защищенность прав граждан.

· Восприимчивость политической системы к инновационным импульсам.

· Распределенность источников влияния на принятие властных решений.

· Федерализм, связность пространства страны.

· Потенциал международного влияния и эффективность внешней политики России.

· Партийная система.

· Местное самоуправление.

· Медиа – взаимодействие и репрезентативность.

· Обобщающая часть.

 

Основные тезисы ежегодного доклада Института общественного проектирования «Оценка состояния и перспектив политической системы Российской Федерации в 2008 году – начале 2009 года»

1. Недостатки подходов нормативной политологии

Анализу политической системы России, как правило, присущи два принципиальных недостатка: во-первых, недостаток реализма, во-вторых, недостаток понимания современного состояния демократии в мире.

При обычном, нормативном подходе, оценивающем политическую систему России на соответствие критериям демократии, не берутся в расчет реальные условия, в которых действует данная политическая система. Для этих условий вопросы правового и эффективного государства, целостности страны, процесса складывания гражданской нации важнее вопроса собственно демократизации и отнюдь не сводимы к нему. Но если мы возьмем принятые аналитические подходы, в их рамках в принципе не допускается постановка вопроса: а является ли сегодня демократизация наиболее важной целью для России? Между тем, если речь идет не о политике, а о политологии как науке, то исключение непредвзятой постановки главных вопросов заранее исключает и адекватный результат анализа.

Кроме того, Россия стала демократической страной в очень специфический период. Наша демократическая теория была ориентирована на классическое представление о демократии, как о торжестве политического, реализуемого во власти народа через свободное голосование и равные права. Однако реальность, с которой наша страна столкнулась при установлении демократических институтов, подобна реальности в других развитых странах: это реальность нового вида демократии, «аудиторной», пришедшей на смену парламентской и партийной демократиям (соответственно 19 и 20 вв.). Наблюдается тенденция к персонализации власти – этот процесс идет во всех современных демократиях. Раньше политика была зоной ответственности гражданина, он имел право участвовать в ней и использовал это право. Теперь политика стала частью «внешнего мира», за которым наблюдают извне – мир политических лидеров отдалился от мира простых граждан настолько, что превратился в простое зрелище, нечто происходящее не в зоне ответственности гражданина, а на далекой «сцене». Партийная демократия становится «зрительской», аудиторной. Роль масс-медиа становится преобладающей, политик – медийной фигурой, успешный политик – успешной медийной фигурой, а гражданин и избиратель -- аудиторией, у которой надо заслужить рейтинг.

Простые граждане уходят из политики, сокращается уровень голосования, а также уровень членства в партиях. «Правление народа» сменяется «правлениям для народа» - и при этом в формах, все более далеких от контроля, осуществляемого выборным процессом. Углубляющийся разрыв между гражданами и партиями позволяет лидерам все более ориентироваться на немажоритарный метод принятия решений, а также усиливает роль в государстве неполитических институтов, неподвластных воле народа -- регулирующих органов, судов, национальных центральных банков, различного рода международных организаций и т.д.

Сфера законодательной и правительственной компетенции за последнее столетие значительно расширилась, в нее включена, в том числе и экономика и более специальные сферы. Избиратели также осознают, что представителям приходится иметь дело с непредсказуемыми обстоятельствами, а значит личное доверие, которое внушает кандидат, более подходящее основание для выборов, чем оценка планов будущих действий (которые невозможно полностью предвидеть на весь срок полномочий). Доверие снова занимает центральное место в выборных процессах.

Эти сложные и противоречивые особенности современной политики, объективно присущие ей как в странах «старой демократии», так и у нас, меньше всего похожи на азбучные истины о «народовластии» и требуют квалифицированного подхода как при анализе, так и, тем более, при политической деятельности по развитию демократических практик в российской политической системе.

2. Демократизация как «лекарство от всего» – утопия доктрины либеральной демократии

В то же время в 2008 году продолжалась дискуссия о необходимости скорейшего «введения» в России практик и норм, в полной мере соответствующих концепции либеральной демократии (понимаемой скорее как абстрактный идеал для сферы политического).

Помимо сказанного выше о трансформации современной демократии, из чего следует, что либеральная демократия, возможно, является уже уходящей традицией, не способной к миграции, необходимо сказать следующее.

Накопленный огромный массив данных о голосованиях на выборах всех уровней за последние годы, в том числе в 2008 и в начале 2009 года (то есть уже в период кризиса) служит основанием для выводов об устойчивых политических предпочтениях населения России. Условная поправка на использование «административного ресурса» не влияет на статистическую значимость этих данных.

Их анализ свидетельствует о том, что победа партии с идеологией классической либеральной демократии абсолютно невозможна в силу устойчивых электоральных предпочтений. Гипотетическая победа такой партии могла бы быть достигнута только в результате невиданного применения того самого административного ресурса. Результатом стала бы не либеральная демократия и вообще не демократия, а правление узкой группы статусных «демократов», то есть, по сути, узурпация власти. Сказанное не означает отрицания ценностей свободы для граждан России, так как нельзя ставить знак равенства между и свободой вообще, и свободой в России и определенным популярным типом концептуализации опыта ряда западных стран.

3. Устойчивость и работоспособность политической системы

Российские государственно политические институты показали способность поддерживать определенный -- выше критического -- уровень управления и управляемости, соблюдения процедур, в том числе выборных, способности реагировать на главные общественные ожидания и на критические ситуации.

В 2008 г. – начале 2009 г. политическая система продемонстрировала устойчивость к трем разным видам испытаний (вызовов).

Во-первых, она успешно осуществила процедуру президентских выборов и передачи полномочий власти новому президенту, при том, что по некоторым прогнозам, перспектива такой передачи должна была привести чуть ли не к крушению всей системы власти. Выборы прошли безупречно процедурно и политически. В последнем смысле важно то, что Д. Медведеву не нашлось достойного соперника исключительно по причине объективной идейной слабости оппозиции.

Во-вторых, она успешно справилась с военной агрессией со стороны Грузии в область ответственности российского миротворческого контингента, во время приняв и осуществив важнейшие военно-политические решения, имевшие преобладающую полную поддержку внутри страны. Наряду с этим была осуществлена достаточно успешная дипломатия и продемонстрирована последовательность всей политической линии в отношении этого конфликта в области внешней политики.

В-третьих, была предпринята несколько запоздалая, но в дальнейшем достаточно решительная, системная и широкая по охвату система мер по противодействию экономическому кризису, которая становится основным содержанием деятельности политической системы в 2009 году.

Выборы марта 2009 продемонстрировали сохранение доверия к власти, в том числе к «Единой России», ожидания краха рейтингов которой не оправдались. Вопрос доверия, о важности которого говорилось выше, был и на этот раз разрешен в пользу кандидатов от партии, занимающей доминирующее положение в политической системе (последнее рассматривается в Докладе как норма для данного этапа развития политической системы, причем отмечается, что ЕР еще предстоит вполне освоить функции доминирующей партии).

В то же время среди политологов продолжалось обсуждение идеи некоего «общественного договора», оживившееся с началом экономического кризиса. Но тщательное исследование общественных ожиданий, выполненное в рамках настоящего Доклада, не выявило стремления к заключению, в той или иной форме, такого договора. Выявлен очень высокий, по сравнению с предыдущими годами, уровень недовольства уровнем бюрократизма и коррупции, но он не сопровождается предложениями заключить с бюрократами и коррупционерами договор. Помимо этого, можно заметить следующее. На практике «общественные договоры» современности заключались в ситуации острого противостояния политических групп в периоды радикальных политических изменений. Таковы «пакты Монклоа» в Испании после Франко и переговоры за «круглым столом» коммунистов и «Солидарности» в Польше. У нас попытка приблизительно такого рода договора между разными политическими силами была предпринята в 1994 году, но заметных последствий не имела.

Для России действительно актуален диалог различных социальных, отраслевых, мировоззренческих групп, но он сталкивается с проблемой зрелости элит. На практике такой диалог представляет собой взаимодействие элит соответствующих групп. Но согласно данным настоящего Доклада и раннее проведенных ИнОП исследований, в России пока отсутствует полноценное элитное представительство. Российские статусные элиты не являются вполне элитами, так как не выполняют не осознают себя представителями социальных слоев и больших социальных групп, и, соответственно, не выполняют функции представительства.

4. От стабилизации – к развитию

Особенность российской политической системы состоит в важности для нее проблемы стабилизации. Часто смешивают стабилизацию и поддержание стабильности. Но второе следует за первым, а политическая система России до сих пор занята стабилизацией, то есть созданием стабильности в стране с грузом еще советских и «перестроечных» проблем, не устоявшимися институтами, незрелыми элитами, весьма сложным территориальным устройством.

Сам по себе вектор стабилизации безусловно позитивен. При этом ее реальность состоит, в том числе, в специфической практике корректирующего вмешательства исполнительной власти в работу других властей. И здесь первая опасность, являющаяся оборотной стороной этой политики.

Вторая опасность -- тенденция к избыточному консерватизму. От деятельности по стабилизации намного труднее перейти к развитию, чем от собственно стабильности. Это означает смену вектора. В том числе, наверное, поэтому стабильность столь долго была желанной целью. Но экономический кризис не оставил шансов на фиксацию стабильности.

Сегодня страна находится в точке исторического выбора. В наступающем мировом кризисе победят те, кто сможет больше и лучше потратить в собственной экономике. Еще в начале 2000–х оставалось неясно, что могло бы стать мобилизующей идеей для следующего модернизационного рывка России. Теперь же этот вопрос проясняется.

При сохранении своих территориальных и природных преимуществ, в наследие от советских времен России достался новый ресурс — все еще значительное и притом вполне прилично образованное население, сформировавшее новый средний класс. В период неолиберальной глобализации все это выглядело едва ли не обузой. Финансовый спекулятивный капитал не нуждается в массе работников, претендующих на современный уровень материального и культурно-символического потребления, в том и было его своеобразное преимущество. Обузой является стремящееся к современности население и для сырьевой модели экономики. До сих пор России оставалось лишь встраиваться в режим неолиберальной глобализации в качестве поставщика природных ресурсов, для чего требуется относительно небольшая и лишь анклавно сконцентрированная рабочая сила. Буквально сейчас все это начало меняться. Мир входит в фазу запуска новой технологической и социо-культурной волны.

У России сегодня пока еще есть средства на запуск достаточно серьезной программы государственного развития. Она должна быть связана с экологией и экологическими продуктами, с научными разработками и образованием, здравоохранением, жилищным стоительством, транспортом, производством и сбережением энергии.

В ситуации кризиса, как и на войне, все будет меняться очень быстро и неожиданно. Отсидеться и переждать не получится. Если не действовать упредительно, не принимать активных контратакующих мер, кризис сам к вам придет, как громадный опустошительный завоеватель. Государство в России регулярно выполняло роль главной мобилизующей силы, но также оно опиралось в моменты опасности на патриотический подъем общества. Это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

Как доказывал вопреки господствующей либеральной ортодоксии Чарльз Тилли, классик современной сравнительно–политической социологии, сила и эффективность государства важнее типа политического режима. Нет прочных государственных структур — нечем управлять, негде представлять, нечего и демократизировать.

Теперь, перед лицом кризиса, который пересидеть невозможно, становится отчаянно важно действовать. Переход политсистемы к новому качеству начинается с появления реальной и большой цели, с осознания, что лидеры в самом деле намерены добиваться чего–то. Надо ставить задачи и не упускать их затем из виду, добиваться исполнения, придумывать и обсуждать большие идеи, тем самым восстанавливая тонус госаппарата и социума. Если аппарат будет в тонусе, то на кризис уже будет, чем реагировать.

К демократии или к авторитаризму двигаться России? Сейчас это ложная идеологическая дилемма. России необходимо лидерство в ситуации национального кризиса, это всегда харизматический процесс, а харизма в политике плохо совместима с обыденной конкурентной демократией. Однако харизматические процессы затем подвергаются рутинизации, политика становится обыденной, и тогда появляется возможность ее демократизировать в более парламентских рамках. Главное, чтобы было, что демократизировать.

Было бы честнее и реалистичнее сказать, что демократизация политической системы России в ближайшее время не может стать приоритетом. Приоритет сейчас в эффективности управления. Но не все так просто и однозначно. В информационных и координационных закупорках состоит слабость недемократических систем. Аппарат выходит из повиновения и начинает заниматься обслуживанием собственных интересов.

Рецепт известен и достаточно сложен к исполнению. Правовое государство эффективнее неправового, потому что правовая возможность оспорить в суде или высшей инстанции действия чиновника создает не только значительно более серьезную легитимность, но и информационный обратный ток в системе управления.

В ситуациях войны и кризиса успешная политическая система становится харизматичной и поэтому неизбежно более авторитарной. В буре требуется капитан. Однако если харизма затем не будет подкреплена легитимностью и самостоятельно работающими институтами правового государства, то капитан не получит слаженной команды и команды его не будут исполняться. Собственно, эту опасность уже и фиксируют материалы Доклада.

Демократизация же должна состоять в способности политической системы к уменьшению социальной несправедливости, к созданию действенных рычагов для отмены ошибочных политических решений, минимизации злоупотребления властью, культивированию политических партий (здесь мы вполне можем позволить себе отстать от реалий аудиторной демократии) -- и, следовательно, самой возможности выбора, в широком распространении свободы и доверия к воле народа.

5. Политическое лидерство

На первый план ряд исследований настоящего Доклада ставят проблему наличия и качества институтов, вплоть до того, что исполнительная власть по сути не имеет работоспособного механизма преобразования политических решений в управленческие.

И все же, как видно уже из предыдущей главы, при обобщении этих результатов на первый план вышла не проблема институтов, а вопросы политического лидерства – категории, определяемой как «процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на объект политики (общество, организацию или группу) авторитета одного или нескольких лиц».

Беремся утверждать, что именно ставка на институт политического лидерства является особенностью современной российской политической системы сегодня и на перспективу. Это в общем характерно для молодых демократий, но у нас, по-видимому, станет содержанием длительного периода развития. И в силу особенностей политической культуры (персонализирующей власть). И в силу слабости институтов, которые не оживляются «изнутри». И в силу особенностей современной «аудиторной» демократии.

Президентство, как и премьерство, являются конституционными институтами, так что на верхнем уровне в развитии политического лидерства и институтов нет противоречий. И в целом политическое лидерство само по себе институционально для политической системы. Именно лидерам, число которых должно расти, по силам «вытянуть» структурные институты.

У нас же тема политического лидерства затушевана, его проявления со стороны реальных лидеров страны зачастую воспринимается как авторитаризм, и господствует странное убеждение, что все должно решаться каким-то образом само собой.

Перспектива развития российской политической системы состоит в том, чтоб политическое лидерство спускалось по пирамиде политической системы вниз и расширялось. Именно здесь решение вопросов кадровой политики. Способствовать появлению политических лидеров – одна из основных задач политических партий, где для этого существуют специфические процедуры, включая «праймериз», которые должны превратиться в реальный способ выдвижения перспективных политических деятелей.

6. Стратегирующая функция гражданского общества

Всякое государство нуждается в стратегическом планировании. Но где должен находиться источник стратегического планирования при демократии, если представители народа, то есть руководство страны, принципиально сменяемы, а исполнительная власть напрямую неподотчетна электорату, то есть гипотетически может действовать в собственных краткосрочных интересах?

При демократических режимах источник разработки стратегии развития страны выносится за пределы парламента и исполнительной власти именно в институты гражданского общества. «Длительные» стратегии развития может делать лишь народ-суверен в рамках «безвременных» (при сколь угодно частой ротации кадров) институтов гражданского общества, поскольку именно он, как субъект, заинтересован в создании такого плана развития государства, чтобы при любых потрясениях в будущем ему гарантированно удавалось бы сохранить свое существование. Именно отсюда, кстати, появление в 20-м веке различного рода независимых аналитических центров.

Поэтому представляется важным, чтобы в России как можно быстрее возникла среда, позволяющая реализовать эту функцию гражданского общества. Это -- наука, которую в контексте гражданского общества как правило не упоминают, экспертная среда, которая без науки существовать не может, собственно НКО, и такой важнейший институт, как независимые и квалифицированные средства массовой информации.

Множественность политических лидеров и институтов гражданского общества – страховка от опасностей авторитаризма и тоталитаризма, преследующих как тень едва ли не любую крупную демократию и всегда возникающую перед глазами в периоды необходимости преодоления кризисов либо затяжных трудностей.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).