"Полит.ру" публикует Открытое письмо Президенту РАН Ю.С. Осипову академика РАН, заведующего Кафедрой молекулярной биологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александра Сергеевича Спирина, выдающегося ученого, научные результаты и педагогическая деятельность которого сформировали облик и во многом определили направление развития современной молекулярной биологии.
Открытое письмо
Президенту Российской Академии Наук
академику Ю.С. Осипову
15 мая 2008 г.
Глубокоуважаемый Юрий Сергеевич!
Я обращаюсь к Вам с призывом снять свою кандидатуру на предстоящих выборах президента РАН. Мое обращение продиктовано как желанием спасти Ваше доброе имя в истории Российской Академии наук, так и опасением за судьбу самой Академии наук.
На переломе истории нашей страны, в период развала Советского Союза, вокруг Вас сплотилось активное ядро членов АН СССР и поддержало Вас как первого президента РАН, призванного возглавить и спасти от уничтожения нашу традиционную академическую структуру и ее жизнь. Это была Ваша историческая роль, которую Вы выполнили и которая создала Вам имя в Академии, в стране и за рубежом. На протяжении почти всего Вашего долгого (17 лет) периода пребывания на посту Президента Вы неуклонно соблюдали правило, установленное президиумом РАН и соблюдавшееся в течение 20 лет – уход с руководящих должностей в Академии после 70 лет. Это правило никогда не было в уставе РАН, т.е. не было законом, а было внутренним решением РАН (ее президиума) и фактически держалось лишь взаимными моральными обязательствами. Совсем недавно Вы публично заявляли о пользе такого возрастного ограничения, настаивая на необходимости его введения в устав РАН, «потому, что необходимо обеспечить смену …» и т.д. Однако, теперь, когда это правило должно было коснуться лично Вас, Вы провели его формальную отмену на заседании президиума РАН 11 декабря 2007 года (Постановление № 269) и далее не считаете себя связанным моральными обязательствами перед большим количеством выдающихся ученых, покинувших свои посты в 70 лет. Более того, Вы выдвигаете свою кандидатуру на следующий (уже четвертый!) срок, устанавливая прецедент бессменности президента РАН. При этом Ваше выдвижение происходит на фоне отказа Президента страны даже от обсуждения возможности его третьего срока как недопустимого прецедента. Я полагаю, что согласие на выдвижение своей кандидатуры на четвертый срок и в возрасте, когда Вам перевалило за 70, нанесет непоправимый удар и по Вашему имени, и по оценке Вашей исторической роли.
Теперь о судьбе РАН. Весь отечественный и международный опыт свидетельствует, что при отсутствии регулярной ротации руководства, и в первую очередь руководителя, любая большая организация и даже целая страна неизбежно приходит к застою, к стагнации. Именно поэтому всюду для выборных руководителей страны и для президентов всех рангов устанавливаются предельные сроки их пребывания на этом посту; как правило, это два выборных срока (8 – 10 лет). В нашей Академии наук было сделано исключение, когда в 2001 году Вы были избраны на третий срок, так как казалось, что ситуация вокруг Академии все еще нестабильна и неопределенна. К сожалению, за последние годы авторитет нашей Академии, ее президиума и Ваш как президента среди широкой научной общественности сильно упал и продолжает падать, о чем свидетельствуют как высказывания в средствах массовой информации, так и начавшиеся предвыборные обсуждения Вашей кандидатуры в РАН. Тем не менее, я думаю, что если Вы не снимите своей кандидатуры, Вы, возможно, выиграете выборы, так как наш народ, настеганный всякими шоковыми переменами, боится новизны и предпочитает старое стабильное всему новому. Но, во-первых, Вы получите много голосов «против», что будет сильным ударом по Вашему авторитету как внутри нашего академического сообщества, так и вовне. Во-вторых, это будет пиррова победа. Она не снимет с руководства моральной ответственности за изменения правил в личных интересах, не восстановит доверия членов РАН к своему руководству, и усугубит тот дефицит массовой поддержки РАН со стороны научной общественности, который уже наблюдается. РАН окажется под угрозой разрушения.
Особую опасность таит реакция со стороны недоброжелателей нашей Академии. Вы лучше меня знаете, что определенные круги вне Академии и в административных структурах нашего государства готовы воспользоваться нашими ошибками, чтобы «преобразовать» Академию наук в малозначимый клуб ученых или иную послушную организацию с назначаемым президентом и полным подчинением чиновникам. Пересмотр возрастного ограничения под личные интересы нынешнего президента РАН и некоторых нынешних членов Президиума, и тем более выборы президента РАН на четвертый срок, вопреки примеру, показанному нам Президентом страны, будет ни чем иным, как идеальной провокацией, чтобы начать атаку на РАН и ликвидировать ее в качестве независимой и сильной организации.
Хочу особенно отметить, что громадное значение для нашей Академии всегда имела и имеет международная поддержка со стороны академий, университетов и научных сообществ других стран. Отмена возрастного предела для административных должностей и бессменность руководства, т.е. фактические шаг к старению руководства и к стагнации, нигде не встретит понимания и дискредитирует нашу Академию, особенно в свете всех мировых тенденций к омоложению управления научными и образовательными учреждениями. Это обернется серьезной утратой международной поддержки.
Еще раз призываю Вас посмотреть на всю ситуацию с оценкой общественно-исторической перспективы РАН, а не только с личной позиции и учетом сиюминутных интересов, и принять решение, достойное президента РАН.
А.С. Спирин,
действительный член АН СССР и РАН с 1970 г.,
бывший член президиума АН СССР и РАН (1988-2001), лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ.
См. также: