23 ноября на 64-ом году жизни скоропостижно скончался Александр Викторович Сарычев, главный научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, директор Некоммерческого партнерства «НИИ транспорта и дорожного хозяйства».
А.В.Сарычев был выпускником Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) по специальности «Экономика и организация автомобильного транспорта» (1971), кандидатом технических наук по специальности «Автомобильные дороги и автомобильный транспорт» (1982). Своими учителями он считал Д.П.Великанова, М.С.Фишельсона, В.И.Иванова, Д.С.Самойлова.
С 1971 по 1990 гг. А.В.Сарычев работал в НИИ автомобильного транспорта Минавтотранса РСФСР (НИИАТ), где прошел путь от инженера до руководителя одного из ведущих подразделений – Отдела организации и управления пассажирскими перевозками.
С 1991 года являлся соучредителем и директором Независимой транспортной лаборатории (ТРАНСЛАБ), преобразованной в 2003 году в Некоммерческое партнерство «Научно-исследовательский институт транспорта и дорожного хозяйства» (НИИТДХ). Был автором (соавтором, научным редактором) многочисленных научных публикаций и методических разработок по проблемам транспортной политики, городского транспортного планирования, управления перевозками, безопасности дорожного движения. Принимал участие в разработке к разработке «стратегий», «концепций» и «целевых программ» развития транспортного комплекса СССР и Российской Федерации начиная с середины 1970-ых гг. и до наших дней.
В сфере научных интересов А.В.Сарычева в разные годы оказывались не только проблемы транспорта и дорог, но также налоговой политики, отраслевого финансирования, природопользования. Его консультациями пользовались руководители ряда федеральных ведомств, регионов, городов, крупных корпораций.
На протяжении всей сорокалетней научной карьеры А.В.Сарычева интересовали траектории развития транспортных систем – мира, страны, города. Так, на рубеже 1980-1990 гг. он спрогнозировал развитие автомобилизации России до 2015 года. Парадоксальный по тому времени прогноз, оправдался (и продолжает оправдываться!) с поразительной точностью.
Стилисткой поведения и научной работы Александр Викторович напоминал русских инженеров-транспортников начала XX века. Он отличался уникальной эрудицией, широким кругом научных интересов, точностью и глубиной суждений. При этом за каждым его суждением – подчас ироничным и острокритическим – всегда стояло конкретное научное знание и точный инженерный расчет. Короткие ироничные заметки Александра Викторовича о транспортной культуре стали в свое время хитом Рунета, живо обсуждавшимся в многочисленных блогах и форумах. Его телефон не умолкал от бесчисленных звонков из всех мыслимых электронных и печатных СМИ.
До последнего часа жизни А.В.Сарычев активно работал и строил планы на будущее.
Скорбим в связи с кончиной Александра Викторовича и выражаем глубокие соболезнования его родным и близким.
Прощание состоится 26 ноября в 11:00 по адресу переулок Хользунова, дом 7.
Коллеги по работе