будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Октябрь 31, 2005
Архив проектов

Патриотический букварь

ГЕОПОЛИТИКА

Сидел на набережной - сосед разгадывает кроссворд, я читаю К. Леонтьева о судьбе России. Смех: где она, та Россия, с ее, по-леонтьевски, потенциалом?

- Вот, - говорит вдруг рядом дяденька, - надо бы Крым к России присоединять.

 Я заинтересовался, типа, намек на геополитический вопрос.

- А то, - говорит, - Украина обещала инвестиции в Крым, а никаких денег не дают.

А как же, думаю, что русский предпочел бы служить-стараться для России, а не для Украины? Что хотелось бы участвовать в жизни своего народа? Религиозное воссоединение, преподавание в школе истории России, русской литературы, наконец? Даже о том, что русскому - неплохо бы смотреть футбол с русским комментатором, не сказал. Нет, деньги обещали, а не дают. Поэтому надо к России обратно.

А русские сволочи если вдруг тоже денег не дадут, тогда, наверное, к Турции надо присоединяться.
...
Нэбэспэчный = опасный (укр.)

Вот как! В украинском языке отсутствует слово «опасный»! Хорошо живут!

АУКЦИОН

Приснился сон - я сижу на каком-то аукционе: продают говяжью вырезку.

Рядом с ведущей аукцион дамой - невысокий, широкий, чуть кудрявый загорелый мясник. Объясняет, какой замечательный кусок мяса собирается он предложить нашему вниманию - и шейка, и ребрышки, пальчики оближешь!

Потом начинает рассказывать, как он буквально сегодня утром зарезал для нас эту корову:

- Сначала я выпил чашечку душистого кофе - я всегда сам его варю (особенной марки), - рассказывал он, - и мне во сне было абсолютно ясно, что так и нужно обо всем этом говорить, если хочешь подороже продать кусок мяса.

- Потом я вышел на улицу - стояло раннее утро, шестой час, светало, и солнце уже подкрасило нежно-розовым цветом верхушки деревьев…

А как же иначе, думаю, если хочешь продать кусок мяса?

Дальше не дослушал, встал и куда-то пошел.

ЕВРОПА

Сыр у них лучше, а колбаса хуже.

Вино лучше, а водка хуже.

И так во всем, со всеми остальными сопутствующими товарами - все, что прилагается к вину, - у них лучше, а все, чем у нас закусывают водку, - так себе.

ХАЛТУРА

Очень трудно найти русского человека, который бы подхалтурил - хорошо выполнил работу на 15 долларов. Практически невозможно. Если нельзя при этом что-то украсть, что-то добавить, выпросить - просто плюнут в глаза. Лучше вообще ничего не делать. А в Европе - это нормальный заработок за 2 часа нормальной работы. Здесь 15, там 25, тут пятерку и т.д. Бизнес!

...

Мы привыкли жить идеями (коммунизм, религия, отечество, искусство и т.д.), а работать - только из-под палки (крепостное право, социализм и т.д.) Теперь сказали, что нужно просто зарабатывать деньги и все. Здесь 15, там 25, тут пятерку и т.д. Бизнес! Но деньги для нас тоже сразу стали идеей. Не деньги, а ДЕНЬГИ - отсюда все ужасы.

15 долларов - это не идея. Хотя бы миллион!

Иностранный язык. ИНТОНАЦИИ

Русскому человеку неприятно говорить очень уж хорошо, например, по-итальянски. Как-то это по-пижонски звучит, не скромно. Итальянский, на слух, звучит точно так же, как говорят у нас в Малороссии и на Украине. Такие же игривые интонации, тысячу слов в минуту, так же жестикулируют и с таким же выражением лица - как будто все лучше всех знают. Заметил, что когда пытался говорить по-итальянски так, чтобы было похоже, что я итальянец, плечи как-то сами непроизвольно отводились назад, подбородок выпячивался, руки поднимались, а в голосе появлялась та самая интонация, как будто бы я лучше всех все знаю.

Дескать, как пройти на пьяццу ди Сан Себастьяно? (только покороче, я и сам все прекрасно знаю).

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ – ПЛОХАЯ КОПИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ

Не хочется выглядеть очень уж ортодоксом, но вся знаменитая венецианская школа живописи, и даже имена - Тинторетто, Веронезе, Вероккьо и пр. - как-то бледнеют в их храмах и совершенно не смотрятся, если в храме есть хоть одна нормальная византийская икона (а она, как правило, есть и, как правило, на самом почетном месте). Рядом с ней все бледно и старомодно (я здесь говорю только с точки зрения живописи - современной, 20-го, а не 19-го века).

Зайдешь с улицы и, сослепу, начинаешь щуриться по стенам  - где-то здесь должен быть Тинторетто... Этот? Или вот этот? А потом подумаешь - да ну его! Тоже мне, Тинторетто!

КАТОЛИЦИЗМ

Как-то после Италии у меня изменилось отношение к католикам - в лучшую сторону. В Италии нам все с удовольствием всё показывали, рассказывали, - и прихожане, и священники - видели же, что мы не их католической веры, а вот даже к мощам святого Марка выписали пропуск и т.д. Как-то у нас к католикам - отношение не очень. И почему-то думалось, что и у них в свою очередь - тоже не очень. А нет! Нормальное.

Например, я бы в России отнесся к какому-нибудь махровому католику-путешественнику совсем по-другому.

...

Вдруг оказалось, что они нас в смысле Православия совершенно не знают (простые, не профессионалы-иезуиты). Ортодоксы для них  - такая экзотическая религия, это, говорят, что-то из Греции?

...

Или:

Православие - это такая восточная разновидность католичества.

...

Или:

У вас, говорят, очень хорошие иконы.

Так и подмывает спросить: а как вы думаете, почему?

РУССКИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ

В международном аэропорту играли с женой в "свой-чужой" - пытались внешне отличать, кто русский? Оказывается, очень легко.

Жена, конечно, отличала по одежде. Наши одеваются более экстравагантно, полагая, что так и положено за границей.

Я отличал по взгляду: что-то у нас всех есть такое во взгляде, чего нет у других (или нет чего-то такого, что у других есть?) какая-то неуверенность и легкая виноватость. Независимо от положения и достатка. (Подумаешь, положение. Посмотреть на Путина в кругу президентов большой восьмерки - сразу видно, кто здесь русский).

...

Один только раз спутал - принял за русского иностранца. Выяснилось, что он спешил в туалет, а туалет был закрыт на ремонт, и от этого выражение лица у него было совершенно русское.

СОКРОВИЩА НА ЗЕМЛЕ

Хожу по стройрынку. Грузовики, мужики, продавцы:

- Гравием интересуетесь?

- Бетоном интересуетесь?

- Кирпичом интересуетесь?

Расправил плечи. Почувствовал себя серьезным человеком - вот и я стал интересоваться серьезными вещами: гравием, кирпичом, цементом.

СОКРОВИЩА НА НЕБЕ

- Папа, у меня сегодня был очень хороший день, - вечером говорит младшая дочь. - Я сегодня поймала двух божьих коровок.

Еле сдержался, чуть не заплакал от зависти.

РЕПУТАЦИЯ

Удивительно! Почему-то все мои родственники считают меня совершенно непрактичным человеком, а я абсолютно уверен, что практичнее их всех вместе взятых.

...

Из того, что я не читаю газет, не смотрю телевизор, все вокруг уверены, что я совершенно не разбираюсь в жизни, что я не от мира сего (ага, если бы!) и что немножко дурачок, смыслящий только в каких-то там своих никому не нужных вопросах (да и то еще - нужно разобраться!)  Короче, репутация лоха, и поэтому одни - дружно набрасываются на меня, чтобы облапошить, а другие - чтобы защитить.

Через какое-то время и те, и другие оказываются мною сильно разочарованы.

…

В среде нормальных людей - не художников, а, например, моих школьных друзей, родственников, попутчиков в поезде, соседей по коммуналке, просто случайных знакомых - меня считают за какого-то непрактичного лопуха, так что я и сам себя очень быстро таковым начинаю чувствовать и, чтобы понравиться, начинаю интересоваться у них о курсе доллара, о пенсиях-зарплатах, тарифах на мобильный телефон и т.д.

При этом в художественной среде меня считают таким ловкачом, что, дескать, Сутягину палец в рот не клади и т.д. На мой взгляд, я не прикладываю к этому ни малейших усилий, а вот считаюсь почти бизнесменом. Даже в Париже услыхал про себя от кого-то: ну, дескать, всем известно, Сутягин - успешный художник, умеет делать дела.

Вопрос - почему это? Неужели люди, связанные с искусством, настолько беспомощны, бестолковы и инфантильны, что даже я, которого все родственники считают за лоха, даже я оказываюсь ловким дельцом? Что же это тогда за люди занимаются в России искусством?

Или вообще разница между людьми, занимающимися искусством, и всеми остальными такая огромная?

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ - НЕ БОЛЕЗНЬ, ПРОСТО ОНИ ДРУГИЕ

Считается, например, что чуть ли не 10 процентов сразу рождаются гомосексуалистами. (Интересно бы узнать, кто и где обследовал на этот счет младенцев и каким образом?)

Если и так, если и рождаются - то давайте назовем это болезнью, как врожденное слабоумие. Хорошенькое отклонение! Чем, кроме болезни, может быть врожденная неспособность к деторождению?

...

Как только порок называют обычным делом - с ним перестают бороться, и он разрастается со скоростью – только держись!

...

Может, гомосексуализм и не самый большой грех, наверное, пьянство - гораздо хуже. Но курение - все-таки, я думаю, меньший грех. Однако, вот, курильщиков осуждают-жалеют-лечат, даже загоняют курить в резервации, а гомосексуалистов - успокаивают и подбадривают. Никто не называет их несчастными, а наоборот - "веселыми" ("Gay").

...

Какой-нибудь великий композитор - так ведь, может, он и страдал от этого, потому что чувствовал, что не хорошо, а не все равно, как покурить. Чувствовал свою порочность/порченность/испорченность/непригодность/неисправность. И писал великую музыку, замаливая грехи.

А другой кто-нибудь не мучается, сочиняет свои собачьи вальсы, и все говорят ему: "сэр".

РУССКАЯ АРМИЯ

«Русский не может не быть православным», - где-то у Достоевского («Бесы»?). А не православный - так и не русский, хоть, м. б., и голубоглазый, и блондин. Одно время мне казалось это очень сильной натяжкой, литературной красотой.

А тут вот читал у Л. Толстого про Кавказ, про Севастополь, про солдат - ведь это совершенно другие солдаты, чем сейчас, просто другие люди, другой какой-то национальности армия, другой человеческий тип. Разве сейчас такие русские солдаты? Сейчас - это что-то среднее между каторжником и наемником, которому задерживают зарплату.

А почему? - Не православные.

...

Есть ли сейчас русские?

Отсюда - есть ли Россия?

И - будет ли?

ПРАВОСЛАВИЕ

Много ли русских солдат (читай у Толстого "le pravoslavnoye voinstvo") знали хорошо Евангелие, Послания Апостолов, читали Святых Отцов? Почему-то сильно сомневаюсь. Но много ли, с другой стороны, можно узнать из книг? Сомневаюсь еще больше.

Где-то у Платона - что мудрости невозможно научиться из книг, что она переходит только от человека к человеку, непосредственно от учителя к ученику. Через общение, через неизвестно что, через тайну. ("Мудрость не творится (не выводится формулой), она родится сама" - где-то у Николая Сербского).

Мудрость, ощущение истины передается через ежедневное общение, разговоры-выпивание-закусывание, через совместный труд, через соседей, через искусство, через язык...

Русский человек, и не прочитав, может, ни одной религиозной книжки, был православным насквозь - через культуру, через живое общение с православными родителями-соседями-друзьями, через усвоенные манеры поведения, через культуру. Через русский язык: не "Thank you -Merci - Danke Shon - Gracia", а  "спаси Бог" говорил то и дело русский крестьянин (христианин). Все жизненные порядки были специально устроены в России для православного - начиная с крещения-венчания-отпевания, с обязательного посещения храмов (а то отлучат!), регулярных причастий, постов и кончая будто бы светскими нормами: любовь к царю-батюшке, нелюбовь к деньгам, общинность, стыдливость, глуповатость и страсть к разговорам о Вечном, терпение, незлобливость (любят иногда поговорить про русскую необузданность и злобу - а посмотреть бы лучше, сколько всего русский народ терпел и терпит, немец-француз-испанец давно бы уж зарезал!). Любовь к своей земле, нежность к кладбищам, к монастырям, одним словом, ко всему тому, что называлось в свое время "Святая Русь". Вот, это и есть, собственно, дух русского человека.

А вычти все это - останется просто ловкий и сообразительный европеец, на которого иногда вдруг нападает невыносимая, убивающая его наповал тоска.

РУССКИЙ

Кто или какой? Существительное или прилагательное? Немец, француз, англичанин - все ясно, существительное. А русский?

Национальность или человеческое качество?

Если рассматривать это в зоологическо-медицинском смысле - то и нет таких. И не было, может. Поскреби русского (Рахманинов, Набоков) и увидишь, например, татарина. Или литвина (Достоевский). Или немца (Фонвизин). Или еврея (Пастернак). Или вообще страшно подумать кого: "Пушкин - это русский человек, каким он будет через 200 лет". (Ученые, говорят, вывели, что скоро у нас кругом будут одни негры). Но попробуй сказать, что они все не русские (а, соответственно, татарин, негр и еврей), - язык не поворачивается.

Русский - это качество, это не "что", а "какой".

А именно вот какой: тот, кто любит Россию. Кому Россия - дом родной, и другого дома у него нет и никогда не будет.

...

Во время 2-й Мировой войны в Париже было много русских. Так вот одни из них были за Россию (СССР) и воевали в Сопротивлении, а другие - за Гитлера и записывались в добровольческие батальоны.

Разделились на русских и не русских.

ГОСУДАРСТВО

Нужно бы сначала договориться, решить для себя: ценность это или зло. Не конкретное наше государство Российское, а вообще, как общественная затея.

Зло это, как болезнь, пожар, как голод, машина насилия (К. Маркс), - и тогда его, конечно, нужно ненавидеть и стремиться уничтожить. Или это ценность, как культура, здоровье, семья, как дворец или, на худой конец, дачный участок, - и тогда нужно относиться к этому как к ценности, бережнее, и если что-то не нравится, плохо работает (как культура, здоровье, семья, дача), то как-то пытаться наладить или хотя бы улучшить.

...

У нас отношение равнодушное, но при этом подразумевается, что именно наше государство Российское - зло.  Дескать, сдохнешь, и хрен с тобой! И ведь сдохнет.

А мы что - блохи. Сдохла собака, и скорее на другую перепрыгнули.

...

Государство как идея, как мысль, а не сборище гадов чиновников-бюрократов-казнокрадов. Осуди грех и прости грешника, учил бл. Августин, прости это, как нечто, обладающее гораздо БОЛЬшим смыслом.

НЕ УЧИТЕ МЕНЯ ЖИТЬ

В Краснодарском крае диверсия - отравили сметану. Все, кто ел, - капец,  дизентерия.

Конечно, идут объявления по всем каналам, круглосуточно предупреждают: дескать, не ешьте сметану с такого-то молочного комбината!

И вдруг через две недели попадает в больницу одна тетенька с характерным диагнозом.

- Вы что, - говорят, - сметану ели?

- Ела! 2 банки съела.

- Зачем? Мы ведь уже третью неделю всем объявляем: не ешьте, не ешьте!

- А так. Из вредности съела. Достали вы меня все!

СИБИРЬ

Эту землю Ермак Тимофеевич завоевал с 500 казаками. Вот уж точно не звучит "Покорение Ермаком Сибири". Дескать, прошлись "огнем и мечом"!

Представить себе отряд, числом примерно с Олимпийскую сборную России, - который пешком покорил Францию+Англию+Германию+все Соединенные Штаты Америки.

...

Может, было там что-то еще, кроме "огня и меча", чего мы сейчас не видим, не можем понять, списывая все на достижения огнестрельной техники и ловкость рук?

"...и покоряйтесь народы, яко с нами Бог".

СМЕРТЬ

Смерть поубирали с прилавков. Малейшее упоминание о ней всерьез - запрещено.

Покупатель не должен думать о смерти - а то ничего не купит.

С мыслью о смерти можно только серьезными вещами заниматься, например, "помирать собирайся, а рожь сей!"

Очень выгодно было бы научить нас приговаривать: "Помирать собирайся, а шопинг делай!"

ЖИЗНЬ

Жизнь стала очень дорогая и очень короткая. Нужно, чтобы все бизнесмены и производители товаров-услуг успели на тебе заработать.

Отсюда - гиперинфляция.

ВАШЕ МНЕНИЕ МНЕ ГЛУБОКО ЧУЖДО, НО ЗА ВАШЕ ПРАВО ЕГО ВЫСКАЗАТЬ Я ГОТОВ ОТДАТЬ ЖИЗНЬ

А за базар ответить?

Вот представляю себе, приходят утром к Вольтеру стражники и говорят, что тут у них один придурок хочет что-то сказать, но никто не хочет его слушать. В принципе, король готов его выслушать, только сначала предлагает отрубить за это вам голову. Вы как?

Вольтер для приличия спрашивает: "А что за мнение у этого придурка?"

- Да какая вам разница? Уж вы нам поверьте, его мнение вам глубоко чуждо! Ну что, пойдем на эшафот?

- Нет, ну а все-таки, что за мнение?

- Ой, нам даже неловко повторять. Уж пойдемте лучше на плаху, а он пусть сам свое мнение высказывает.

- Нет, я хотел бы знать, за право высказать какое глубоко чуждое мне мнение я готов отдать свою жизнь! - упирается Вольтер.

- Ну, в общем, он что-то хотел сказать про вашу мамочку и про ее склонность к пьяным извозчикам, точно не помним. Пойдемте, право, палач ждет, неудобно.

СРЕДНИЙ КЛАСС

Вот, говорят, когда сложится в обществе средний класс, тогда и будет хорошо. Пастернак где-то писал, приблизительно, что, дескать, как вы не понимаете, ведь иметь средний вкус гораздо позорней, чем просто плохой.

Средний - это когда человек уже оторвался от основного, элементарного, а до высокого (которое такой же основной элемент жизни, только с другой стороны) - до высокого так и не дотянулся.

Есть низший класс, который, собственно, все и делает, тянет жизнь, его долг - тянуть, и он это понимает и находит в этом красоту, служение, греется мыслью, что он - "соль земли", например, солдат. (В идеале, конечно).

И есть высший класс, который тоже тянет жизнь, горит наверху, служит, находит в этом красоту, греется мыслью, что он - "соль земли", например, командир, который идет впереди своего взвода. (Разумеется, в идеале.)

Ну и есть люди, которые оторвались от низшего  сословия, которым надоело всю жизнь тянуть-упираться, а до того, чтобы служить тем же людям сверху, - не доросли. (Средний, ни то ни се, тепло-хладный). Например, если опять про армию - то их туда ни солдатом, ни офицером не затащишь. Вот это и есть наша надежда, средний класс. В идеале он всего-навсего платит налоги (причем, в идеале, хотели бы не платить).

СРЕДНИЙ ЕВРОПЕЕЦ

Так вот любопытно ходить по улицам, например, Амстердама и заглядывать в открытые окна - чем там занимаются протестанты?

...

Внутри - чистенько, прибрано, сидят старики читают газеты, дети играют в настольные игры, кто-то смотрит TV - как реклама сливочного масла без холестерина. Как в журнале. Так и представляешь, как они выскакивают из дому, забегают, заглядывают себе в окно, потом бегом назад:

- Так, это кресло передвинуть ближе к шкафу, а полотенце убрать - видно!

И опять на улицу в свое окно:

 - Так! Теперь хорошо! Только картину перевесить левее.

И т.д.

...

Протестантская мораль - держать окна всегда открытыми, типа, нечего скрывать. Порой перерастает в самолюбование, в любование своей правильностью. А с другой стороны - квартал "Красных фонарей", то же выставление напоказ, опять нечего скрывать - ни порок, ни добродетель.

ОЧЕНЬ МНОГО ДЕНЕГ

Денег в мире все больше и больше, уже просто астрономическими суммами двигают, и не представить в голове, только на бумажке.

Причем вещей-товаров так уж сильно больше в мире не становится, а денег - заметно больше. (Стоимость моих картин, например, выросла почти в 1000 раз, а рисовать я так уж лучше в 1000 раз не научился).

Причина огромных сумм - кредиты, т.е. деньги сегодня берутся из будущего.

Тратим сегодня деньги, которые заработаем через год, через три, через 100 лет...

И, поскольку будущее (во всяком случае, в математическом смысле) бесконечно, то и количество денег в настоящем - тоже стремится к бесконечности. И за эти умопомрачительные суммы начинают покупать уже то, что раньше не было товаром: честность, порядочность, совесть. Просто денег стало слишком много.

С появлением умопомрачительных сумм ум человеческий стал помрачаться.

ЛЮДИ

Ехал в метро вверх по эскалатору, а вниз - ехал какой-то сердитый дяденька. Так недобро зыркал по сторонам, крутил головой, что-то там у него внутри булькало, а на лбу у него были приклеены-прилипли 10 копеек.

Как будто заснул, упал лицом в кепку с мелочью, а потом вскочил и побежал по делам.

АСКЕТИЗМ

Россия отучает от излишеств. Например, художник Мих.Соколов, сидя в лагере, делал живопись спичкой по этикетке - и ничего, вполне получалось убедительно. При минимуме средств - максимум выразительности.

В России очень мало красивости - и она как-то фальшиво смотрится на нашем фоне - красивость не проходит, только гениальность и можно терпеть. А так - супрематизм. Лаконизм. Меньше иностранного дребезгу, броскости.

Барокко никогда не могло бы зародиться на фоне российских однообразных просторов.

ЛУЧШЕ ДЕМОКРАТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОКА НИЧЕГО НЕ ПРИДУМАЛО

Хуже демократии - только тирания (примерно сказал Платон).

Демократия, которую придумал Черчилль, - это совсем не то же самое, что придумал Тони Блэр, а демократия Авраама Линкольна - не демократия Джорджа Буша. Сегодня, когда все решают деньги, политтехнологии, когда все избиратели просчитываются и математически-гипнотически обрабатываются, какой смысл остался от слова "демократия", за что нужно бороться и что отстаивать? Надо бы посмотреть на это слово трезво и бороться не за идею, а за реальность.

Есть идея демократии, что 2х2=4. А в жизни на самом деле всегда 3х3=9.

РУССКИЙ ЯЗЫК. КРАТКОСТЬ

У моей бабушки Лизы выработался очень лаконичный стиль общения по телефону. Она привыкла, что по телефону говорить - это очень дорого, и поэтому всегда говорит четко, кратко. Приняла информацию, выдала ответ и повесила трубку. Не важно, что за информация - каким поездом кто приезжает или поздравляет ее с каким-нибудь праздником. "Спасибо, миленький!" - говорит бабушка и вешает трубку.

Когда мама уехала от бабушки на две недели, то с бабушкой пока жила ее старшая дочь, моя тетя Рита. Ну, у той, конечно, своя семья, дела-заботы, к бабушке приходила только вечером, ночевать, а весь день бегала со своими внуками. А у бабушки плохо стало с глазами, катаракта.

Мама звонит бабушке из Москвы, дескать, как ты? Как глаза? Как Рита? Как настроение и т.д.

Всю ситуацию бабушка описала, как телеграмму, - ничего лишнего, а все понятно, и настроение, и что она по поводу всего этого думает и т.д. Все эмоции и информация в трех словах:

- Слепну в одиночестве, - бодро сказала бабушка и повесила трубку.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Бабушка любила доставать и по складам перечитывать одну и ту же праздничную открытку от своей лучшей подруги.

- Она здесь очень хорошо написала, - оправдывалась она и с трудом, плохо видя, читала любимые слова:

- "Же-ла-ю креп-ко-го здо-ровь-я и хо-ро-ше-го на-стро-е-ни-я".

КУПИТЬ КНИГУ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ 

  • Где есть
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).