Как это известно из различных СМИ и социальных сетей, в Перми проходил и вчера закончился фестиваль "Белые ночи". Длилось это дело почти целый месяц, с начала июня. Сначала будет о самом очевидном. О книжной ярмарке.
Я в Перми оказался по приглашению издания "Соль", причем в каком-то сложном качестве, в нюансах которого так и не разобрался. То есть, мы с ними стали быть информпартнерами, что соответствует реальности. И нас там на плакатах пропечатали и мы статью про них опубликовали. Там, в статье можно найти основные технические детали данного мероприятия, а здесь будет совсем субъективно. Тем более, что у меня там чуть-чуть не возник конфликт интересов, поскольку звали еще про что-нибудь выступить литературно. Но уж информпартнер, так информпартнер, лучше уж репортерствовать. Фото - мои, кого бы еще озаботил.
Словом, история простая, но странная по факту. Организовали ярмарку издательский дом "Соль" и книжный магазин "Пиотровский", финансировали местный Минкульт и частные спонсоры. Вообще, как это указали организаторы, это не столько даже ярмарка, сколько книжный фестиваль, потому что контента там больше, чем продаж. Данный факт обусловлен тем, что раньше книжных ярмарок в Перми не было, это — первая, а в таких случаях многие настороженно смотрят, что получится. В этот год ярмарка спонсировала приезд издателей — в смысле, например, бесплатной доставки их книг. Что-то там было еще, но об этом я по лености не осведомился.
Ярмарка снаружи
В анонсной статье на Полит.ру сообщалось, что "состав участников маркета сформирован на основе предпочтений клиентов "Пиотровского" и, таким образом, более или менее адекватно отражает реальные потребности пермяков". Ну, тогда у "Пиотровского" неплохие покупатели, так как с адекватностью публики - как станет видно по фотографиям – все вполне прилично.
Ярмарка почти изнутри. Яблоко – уже вполне вросший в почву перед библиотекой объект Жанны Кадыровой.
Да, почему история странная? История странная ровно потому, что это – первая книжная ярмарка (фестиваль) в Перми. По крайней мере, в постсоветские времена. Странно это по той причине, что город Пермь сложно отнести к глухим углам, где новую книжку раз в пять лет видят. У них там вообще культовый писатель — Пастернак.
Вот он даже возле зала каталогов библиотеки
С Пастернаком понятно – и жил он тут какое-то время, и город Юрятин из "Живаго" это Пермь, и Живаго с Ларой встретились в старом здании городской библиотеки – напротив Оперного сквера (там, понятно, и памятник Пастернаку – подписанный на табличке внизу почему-то в честь"20 летия пермской нефти от "Лукойла"" - proof-фотографию ставить не буду: их и так будет много). Там же рядом гостиница "Центральная", в которой до меня, лет 60 назад, В.Каверин писал вторую часть "Двух капитанов", а еще в ней жили в эвакуации балетные из Мариинского (репетиционная на первом этаже, летом окна нараспашку), не говоря уже о композиторе Хачатуряне. Теперь-то я точно знаю, откуда взялся танец с саблями – вот ровно так скрежещет какой-то хозяйственный вентилятор во дворе гостинцы. Словом, вовсе не замшелый город, причем – похоже, богатый. Но завтра (во вторник, 28-го) будет еще вторая часть репортажа — о фестивале и вообще пермской культурной ситуации в целом – там об этом подробнее. Так вот, в богатом и культурном городе по какой-то причине совершенно не было книжного фестиваля, а теперь он есть. Что уже и факт.
Сцена на входе
Здесь же следует прекратить рассуждения на тему — ах, подумать только, люди даже ходят и все раскупают, а ведь тут даже не беллетристика! Данный факт общественной жизни уже известен хотя бы по красноярскому прецеденту (КРЯКК).
Да, ходят и покупают.
То же касается и мероприятий (их там было примерно 30-40 – судя по программе), которые, разумеется, тоже проходили не в пустых залах.
Например, народ готовится слушать Захара Прилепина.
А это уже другой зал
Набор выступающих не так, чтобы канонический для мероприятий такого рода, но вполне логичный. Это касается и издательств, и людей. Перечислять не стану — все видно по фотографиям. Была даже привычная на всяких московских (ну, не только) литмероприятиях Элен Мэла, которая в Перми рассказывала вот о чем: "Политика Франции в области распространения французской литературы в России".
Элен Мэла
Плюс к програмеме в библиотеке были еще какие-то действия в стороне, то есть два – Александр Секацкий рассуждал на сильную тему "Истина Иисуса и современная медиасреда" и Емелин представлял книжку, составленную из его фельетонов в "Соли". Поскольку я был в Перми всего два дня (и одну ночь), то мне было не до похода в "Пиотровский", куда уж на Секацкого.
Вот Секацкий позже, что ли даже слегка в образе.
Теперь немного чистого искусства без всяких тут медиа-теорий
Родионов выступает раз
Родионов выступает два
Поэт Емелин слушает поэта Родионова
Поэт Родионов с Борисом Куприяновым через какое-то время после выступления поэта Родионова
Собственно, было бы нетактично не упомянуть визуально и М.А.Гельмана. Тем более, что ему трудно – как-никак, четвертая неделя фестиваля, но и на книжных людей тоже пришел.
М.А.Гельман
Премия НОС продолжает свое дело, вполне в духе Красноярска (слева мы видим факт изменений в составе жюри, а именно — в нем появился Мильчин, бывший ранее сторонним публичным экспертом). О данном факте упоминается затем, чтобы опять же не возникло какого-нибудь нибудь конфликта интересов, а также – сообщая о том, что некоторые перемены в премии, по всей видимости, будут. Ну, скажем, она чуть отодвинется от варианта Новой Отечественной Социологии.
Мильчин, Липовецкий, Ирина Прохорова
Имелась также неизбежная детская программа, однако – произведенная не без изящества. Детей привлекли создавать типа 3D к книжке "Баллада о маленьком буксире", текст которой, если кто не знает, принадлежит И.А.Бродскому и, мало того, был чуть ли не первой (и единственной) его публикацией еще в СССР.
Бродский и дети
Организатор внедрения Бродского в детей, Светлана Дындыкина.
Была еще одна, душераздирающая по названию лекция. Александр Иванов (в компании с Борисом Куприяновым и Андреем Асвацатуровым - что ли как подопытным образцом?) говорил на тему "Почему в мире никто не читает современную русскую литературу?" В частности было сообщено, что В.Сорокин не оправдал ожиданий (по этой части), а также о том, что загранице нужен типа Толстой-Чехов, который бы сообщил о том, как именно происходит теперь жизнь в России - с бытовой, психологической и мотивационной сторон. А, коль скоро, такого общеобразовательного писательского организма все как–то нет, то им приходится удовлетворять свои запросы Дашковой и кем-то еще в таком роде, считая — по этой причине — это художественной литературой.
Марк Липовецкий и Александр Иванов
Тут жаль, что на этой лекции не присутствовал С.Чупринин – он бы, что ли, мог указать (по профилю его журнала) потенциальных исполнителей такого заказа — с тем, чтобы А.Иванов смог с ними поработать на благо заграницы. Увы, лекция была на второй день, а Чупринин в первый день промодерировал Круглый стол про Толстые журналы и улетел в Москву.
Сергей Чупринин
И еще несколько человек, без указания чьего присутствия интеллектуальный уровень мероприятия не был бы раскрыт полностью.
Марк Липовеций и Илья Калинин
Александр Скидан
Во второй части будет про Пермь в целом: имея в виду не только фестиваль, но и саму тему про культурную столицу. Это куда более сложная история, но тоже с фотографиями.