будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
образование школа
Май 22, 2015
Архив проектов

Письмо Сергея Рукшина о законопроекте по введению линейки единых учебников и пересмотре госстандартов

Письмо Сергея Рукшина о законопроекте по введению линейки единых учебников и пересмотре госстандартов
rukshin_vs_os
Сергей Рукшин не стал подписывать заявление ОС

Сергей Рукшин, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ, профессор Российского государственного педагогического университета, зам. директора Президентского физико-математического лицея № 239, прислал в редакцию «Полит.ру» письмо, в котором изложил свою позицию по поводу законопроекта № 789680-6 и заявления коллег по ОС от 21 мая 2015 года. 

Заявление Общественного Совета Минобрнауки по поводу законопроекта Яровой и Никонова подписали далеко не все члены Общественного Совета. В частности, я отказался его подписывать в таком виде по принципиальным идеологическим причинам. Несмотря на то, что мне далеко не все нравится в этом законопроекте, я против политических заявлений и подобранных под готовое решение (заранее сформулированное осуждение закона)  псевдодемократических аргументов автора текста и некоторых других коллег. 

Если заявление набрало большинство подписей списочного состава членов Совета, то оно становится заявлением Совета, а не группы его членов. И я безусловно несу ответственность за то, что не сумел в переписке достучаться до коллег с тем, что таким заявлением мы вместе с водой выплескиваем и ребенка, отмахиваясь от самой постановки важного и неотложного вопроса о единстве образовательного пространства страны. 

Но я не считаю возможным подписывать такой документ без попыток разобраться в деталях предложений и механизмов из реализации. Я против того, чтобы вместо содержательного (хотя бы заочного!) обсуждения подписывать готовый текст заявления по такому важному вопросу. Заметим, я не увидел и подписи уважаемого мною сопредседателя Общественного Совета Жореса Ивановича Алферова. 

Я предлагал членам Совета спокойно обсудить ситуацию на экстренном заседании Совета и обсудить  плюсы, минусы и опасности законопроекта, а также ситуацию с единым образовательным пространством страны. От этого отказались. Разумеется, меня устраивает, мягко говоря, далеко не все в законопроекте Никонова-Яровой, его надо обсуждать, но не отвергать с ходу. Ситуация с единством образовательного пространства действительно трагическая, и об этом я говорил Президенту Путину на Форуме в Пензе. 

Примеры? Извольте!  Сейчас в некоторых классах чуть ли не более десятка допущенных министерством комплектов учебников по одному и тому же предмету. Ребенок может перейти через дорогу в другую школу и из отличника стать двоечником, потому что не проходил то, что требуется по программе. Например, перейдя с учебника Виленкина в 5 классе на учебник Никольского в 6 классе, ребенок будет второй год подряд проходить десятичные дроби, и так и не узнает признаков делимости и обыкновенных дробей. А перейдя дорогу в обратную сторону – останется без десятичных дробей. Это – нормально?!  Когда разница в прохождении одного и того же материала достигает учебного года? 

Я помню заседание ОС по допущенным учебникам. В прессе было очевидное лоббирование интересов издательств и финансовых интересов авторов учебников. Стыдно и противно в этом участвовать. 

Еще хуже ситуация с подготовкой учителей. В советское время была методическая служба - школьный методист, РМК (районный методкабинет), Городские институты Усовершенствования учителей и пр. И с трудом, но  справлялись с методическим сопровождением одного учебника по предмету! А сейчас, после развала методической службы учителя предоставлены сами себе. И я, как профессор Педагогического Университета, не представляю, как будущим учителям можно дать хотя бы общее представление об особенностях преподавания по десятку с лишним учебников.

Мы катастрофически понизили качество преподавания, и иллюзия выбора (чьего? учителя, не имеющего для этого достаточной квалификации? родителей? директора школы, закупившего в школьную библиотеку именно этот учебник?) не спасет нашу школу. Нужны срочные меры. И сам факт появления такого законопроекта, несмотря на его очевидные недостатки, меня радует. 

С.Е.Рукшин, заслуженный учитель РФ,
член ОС при Минобрнауки, профессор РГПУ, 
зам. директора Президентского ФМЛ № 239

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).