Система безналичных расчетов на автозаправочных станциях уже прочно вошла внашу жизнь. Сегодня руководители большинства фирм, имеющих собственныйавтопарк, не мыслят без нее своей жизни. Одним из лидеров на этом рынкеявляется компания AvtoCard, которая первой в 1992 году выпустила нароссийский рынок пластиковые карточки для расчетов на АЗС.
Изначально заправочные пластиковые карты принимались к оплате не только набензоколонках, но и в ряде ресторанов и магазинов. Однако водители компаний,практикующих безналичный расчет на АЗС, нередко злоупотребляли доверием ииспользовали карточку не по назначению, например, оплачивали собственныедорогостоящие покупки. Поэтому от универсальности заправочных карточекпришлось отказаться. Правда, комплексные карты, действительные для оплаты вряде автосервисов, автомоек и магазинов запчастей, существуют и по сей день.Но все же основное назначение заправочных карт -- расчеты на АЗС, и главное-- контроль за расходом топлива в автопарке фирмы.
В последнее время -- после кризиса -- руководители большинства организаций ссобственным автопарком осознали необходимость более жесткого учета средств,выделяемых на бензин. Система заправочных карточек, в отличие от тех жеталонов или ведомостей, позволяет решить эту проблему. Каждая карточка имеетсвой персональный номер, который закрепляется за определенным водителем.Ежемесячно клиент получает распечатку отчета, в котором указываются номеравсех карточек, номера АЗС, на которых ими расплачивались, марка бензина,литраж и его стоимость в день заправки. Имея на руках такую распечатку,легко выяснить, когда и сколько бензина заправил тот или иной водитель.Любое злоупотребление становится очевидным. И деньги на бензин расходуютсяболее эффективно. Об удобстве расчетов при заправке и говорить не стоит. Ивсе это за символическую плату. Обслуживание персональной карточки,закрепленной за определенным водителем, стоит порядка $35 в год.
Корпоративная карта обойдется немного дороже -- $50 в год. Помимо платы заобслуживание, на счет нужно внести предоплату. Минимальный размеропределяется в каждом конкретном случае. Но в любом случае это уже не те$300, которые были до кризиса.
При пользовании карточкой существуют, правда, и некоторые ограничения. Всутки по одной карточке можно заправить не более 400 литров топлива. Длялегковой машины это более чем достаточно. Но если у клиента, например,автобус с 700-литровым баком, лимит по предварительной договоренности можетбыть увеличен.
Есть и еще одно преимущество заправочных карточек. На них нераспространяется действие 2-процентного налога с продаж, что позволяетсущественно экономить.
Не будет проблем и с поиском АЗС, на которых принимают карточки. Например, всеть AvtoCard на сегодняшний день входит более 300 АЗС в Москве и ближнемПодмосковье (подробная карта выдается при заключении договора). Инымисловами, карточки обслуживает примерно каждая вторая московская заправка.Если организация владеет большим парком автомобилей, то специально для нееAvtoCard может заключить договор с АЗС, расположенной "под боком" у клиента,но еще не включенной в сеть.
И все же, как бы ни была удобна и выгодна карточная система, руководителимногих автотранспортных предприятий предпочитают пластиковым карточкампроверенные десятилетиями талоны. Не отказано во внимании и таким клиентам.Сейчас в обращении находится несколько видов талонов. Список АЗС, на которыхони принимаются, значительно шире, кроме того, заправиться по талонам можноне только в столице, но и во многих регионах. На каждом указывается видтоплива и литраж или сумма, на которую можно заправиться. Во избежаниеподделок бензиновые талоны имеют несколько степеней защиты и продаютсяобычно на фирменных АЗС или в офисе компании-эмитента.
Еще одна услуга на рынке "бензиновых" безналичных расчетов -- персональныеэлектронные брелки. На некоторых АЗС установлены специальные выносные табло-- небольшие ящички. Клиент прикладывает брелок, сам набирает номер колонки,марку топлива, литраж и идет заправляться. Избегая при этом очереди в кассу,общения с оператором и ожидания сдачи. Заправок таких пока немного -- меньшесотни, и бензин при такой оплате обходится на 15 процентов дороже. Однакосегодня полторы тысячи клиентов уже пользуются такими брелками. Они платятза удобство.