Российская политическая система, в которую привнесены либеральные нормы, переживает период турбулентности. Большая свобода обернулась и большими трудностями: системные и несистемные оппозиционеры рискуют «рассыпаться на атомы». В выигрыше останется только «Единая Россия».
В минувшую среду Совет Федерации вслед за Госдумой принял закон об упрощенном порядке регистрации политических партий, чем дал очередной повод экспертам задуматься о процессах, происходящих на политическом поле.
Либеральный политолог Станислав Белковский в эфире «Эхо Москвы» сказал, упрощение порядка регистрации политических партий никак не отразится лишь на самом крупном игроке. «Я не предполагаю серьезного раскола «Единой России» на несколько более или менее равнозначных партий», - заявил он, добавив, что вся сила партии заключается именно «в ее единости». Нынешняя «турбулентность», по его мнению, может сказаться на оппозиции. Белковский заметил, что судьба КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР во многом будет зависеть от того, «смогут ли они радикально обновить руководство». «Если они станут реальной оппозицией, тогда они смогут выжить и дальше», - говорит Белковский. В противном случае, их вытеснят новые партии, считает политолог.
«Кардинальное упрощение порядка регистрации новых партий спровоцировало начало процесса дробления ныне существующих структур, - считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Павел Салин. - Причем, одной из первых площадок для старта этого процесса стал левый фланг, а в качестве «пострадавших» выступают КПРФ и «Справедливая Россия», вокруг которых в декабре и объединился протестный электорат».
На минувшей неделе был презентован Социал-демократический союз, уточняет Салин. «Его организаторами стали члены «Справедливой России» Геннадий Гудков и Илья Пономарев, член Общественной палаты профессор МГУ Елена Лукьянова, координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, а также бывший советник премьер-министра Михаила Касьянова Михаил Делягин, - констатирует эксперт. - Согласно их планам, новое движение должно стать надпартийным, и они уже выступили с предложением относительно вступления в него КПРФ. Правда, коммунисты достаточно прохладно отнеслись к данной идее, но в целом они будут вынуждены реагировать на происходящие процессы». Упрощенный порядок регистрации партий, считает Салин, опасен для левого фланга: «В итоге появится множество партий-клонов, которые могут размыть электорат КПРФ».
«Также в проигрыше от начавшихся процессов окажется «Справедливая Россия» и ее лидер Сергей Миронов, - уверен Салин. - Его оппонент Гудков, с которым он в середине марта вступил в открытое противостояние, теперь получил новую площадку. При этом он также предложил «Справедливой России» вступить в Союз, что может рассматриваться как предварительная заявка на начало самостоятельной политической карьеры».
«На фоне оппозиционных дроблений пресса в последнее время стала уделять меньше внимания «Единой России», что, собственно, закономерно, - считает политолог Вячеслав Данилов. – Многие говорили, что нынешняя либерализация спровоцирована увеличивающимися простестными настроениями в обществе. Пусть так, но когда либеральная реформа начала набирать обороты, стало понятно, что она дает не только больше свободы для новых игроков, но одновременно и «цементирует» нынешний порядок вещей: «Единая Россия» укрепилась в роли доминирующей силы, ведь только из ее стана не слышны новости о расколах, демаршах, публичных выпадах в адрес руководства партии со стороны отдельных амбициозных фронтменов средней руки, как это происходит у «Справедливой России». У «Единой России» более 2 миллионов членов, самая разветвленная, а главное, не виртуальная, а работающая структура региональных отделений. На федеральном уровне в партии можно говорить об акцентах ее позиционирования, обсуждать идеологическую составляющую, спорить о необходимости переформатирования. Но раскола в ней произойти не может. За годы ее существования процесс партийного строительства для нее можно считать завершенным и эта структура не предполагает дробления. Она не может "рассыпаться на атомы"», считает Данилов.