По мнению политологов, фальсификации и нарушения в минувший день голосования, за которым следили 200 тысяч веб-камер и сотни тысяч независимых наблюдателей, - либо миф, либо единичные случаи рвения местных чиновников. Как бы там ни было, Путин, которого в президенты выдвигала «Единая Россия», избежал второго тура легко и с запасом прочности.
По мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры России Павла Салина, еще в январе, на пике протестного движения в Москве, столь сокрушительную победу Путина, вероятно, не предполагали даже в его окружении. «Но после того как власть переломила для себя неблагоприятную тенденцию и перешла в наступление, смогла вокруг себя консолидировать сторонников, результат Путина стал вполне логичным, - заявил политолог. - Последние две недели прогнозы давали премьер-министру победу в первом туре президентских выборов с результатом в 55-66%». Говоря о том, почему в штабе Путина так стремились именно к победе в первом туре, Салин отметил, что только такая неоспоримая победа позволит сохранить ему статус национального лидера.
Согласна с тем, что победа Путина была предсказуема и директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская. «Разные социологические службы сходились в том, что выборы ограничатся одним туром. Поэтому неожиданности никакой нет», - заявила она, добавив, что сам факт этой предсказуемости, а также объективно высокий уровень поддержки Путина вне периода выборов исключает фальсификации. «Все эти разговоры про фальсификации, честно говоря, уже порядком надоели. Понятно, что Путин меньше всего заинтересован в каких бы то ни было фальсификациях. Зачем человеку, которому все социологи отдавали около 60%, делать свою победу нелегитимной и сомнительной?», - рассуждает она.
В то же время, Крыштановская не исключила, что отдельные случаи и попытки подделать результаты выборов на отдельных участках были. Однако это, скорее, примеры излишнего старания местных чиновников. «Я считаю, что если нарушения и фальсификации и были, то они носили технический характер. Может, были какие-то соображения у отдельных товарищей в избирательных комиссиях, но я уверена, что не было никакого политического заказа», - заявила политолог.