Возможно, именно у картины «Мистерия в стиле Босха» соберется больше всего зрителей. Сначала будут разглядывать молча. Через пару минут начнут аккуратно делиться предположениями вслух. А потом на почти риторический вопрос вновь подошедшего: кто там под Хасбулатовым?, хор протянет: Руцко-о-ой! И примется перечислять имена многочисленных персонажей. Среди адских монстров и уродцев – персонажи современного политического театра: президенты, министры, депутаты и обслуживающий персонал – политики от прессы и шоу-бизнеса.
Зритель искушенный попытается разгадать тайный смысл происходящего с помощью символов Босха. А кто-то просто скажет: паноптикум. И будет дважды прав. Во-первых, потому что, действительно, - паноптикум. А во-вторых, так называется иллюстрированный альбом художника Андрея Будаева, который является частью большого выставочного проекта «ПОСТСОВЕТСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ – 15 ЛЕТ ПАРОДИЙ». «Мистерия в стиле Босха» - одна из 130 его работ, которые можно увидеть с 3 по 8 октября 2005 года в выставочном зале «Новый манеж».
Словари по-разному толкуют слово «паноптикум»: собрание необычайных предметов, причудливых живых существ; сборище чего-либо невероятного и жуткого; круглая тюрьма с помещением для смотрителя в центре; почетные гости на политическом обеде и т.д. Любое из этих определений абсолютно подходит к тому, что мы увидим на полотнах Будаева.
Андрей Будаев не только в совершенстве владеет современными технологиями компьютерной графики. Он – философ, но не ушедший от мира в поисках высокой истины. Он наделен аналитическим видением, полным сарказма и боли за происходящее. Может быть, именно поэтому художник-постмодернист взял в союзники фантасмагоричного Босха, ироничного Брейгеля и мистического Гойю. Ведь увидеть абсурдную суть происходящего бывает проще, чем показать ее другим. Андрею Будаеву это удалось.
Биографическая справка:
Художник Андрей Будаев родился в 1963 году в Москве. Член Российского и Московского Союзов художников, с 1995 года занимается политическим и социальным плакатом. В 1996 году получил гран-при биенале станковой графики в Калининграде.
Работы А. Будаева находятся в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом. В течение 2000 – 2005 гг. выставлялся в Вашингтоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Копенгагене.
Персональные выставки:
«Современный политический плакат», Иерусалим, 2000
«Постсоветская демократия – 10 лет пародий», Москва, «Новый манеж», 1999
«Постсоветская демократия – 10 лет пародий», Тула, 1999
«Политический плакат», Калининград, 1997
У победы разные лица. Но, пожалуй, самое главное лицо последней победы -- это триумфальная улыбка Бориса Ельцина. Художник Будаев увидел президента в достаточно странной ситуации -- при получении приза «Оскар» за «лучшую мужскую роль». Возможно, в этом есть капля иронии, но в 1996 году слишком много было поставлено на главного исполнителя. Выставка работ Андрея Будаева открылась в галерее «Moscow Fine Art». Среди прочих фантазмов автора компьютерные коллажи -- с суперменом генералом Лебедем. И несколько изящных упражнений на босховские мотивы, где место средневековых персонажей заняли политические символы сегодняшней России.
"ОГОНЕК", 15 июля 1996 года
Выступая на открытии, мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что «нам, политика, надо уметь получать удовольствие и смеяться над самими собой. Только тогда мы сможем разглядеть в себе то, что художники подвергают критике, осознать эти недостатки, а, возможно, и исправить их». Известный художник-плакатист, 99-летний академик Борис Ефимов сказал, что на выставке он увидел «некий новый жанр, новое слово в искусстве плаката». В «Hовом Манеже» представлены работы художника графика и плакатиста Андрея Будаева, который, используя сюжеты мировых шедевров живописи, монтирует в них фигуры современных известных политических деятелей. Выставка продлится одну неделю.
ИНТЕРФАКС выпуск «Москва», 3 декабря 1999 года
Избирательная кампания в столице идет полным ходом, что не могло не отразиться и на художественной жизни Москвы. В начале декабря открылись сразу две выставки, имеющие к выборам прямое отношение.
Галерея «Юнион» предложила вниманию зрителей экспозицию «Все на выборы - II. Советский агитационный плакат» (выставка «Все на выборы - I» предшествовала три года назад президентским выборам). У посетителя средних лет увиденное не может не вызвать ностальгического вздоха - слишком знакомы все эти поблекшие жизнерадостные лица, протянутые в пространство руки, да и сам призыв «Все на выборы!», единственно актуальный во времена безальтернативности.
Совсем другую выставку - неожиданную и слегка шокирующую того же средних лет посетителя - открыл днем позже «Новый Манеж». Там с одобрения московского мэра свои работы выставил «мастер художественно-политической фотопародии» Андрей Будаев. Свои работы, принесшие ему, помимо прочих регалий, Гран-при калининградского биенале 1997 года, художник создает в стиле коллажа, совмещая репродукции картин - от Возрождения и передвижников до соцарта - и фрагменты фотографий.
Выставка, носящая название «Постсоветская демократия», представляет зрителям отечественных политиков в самых, так сказать, «интересных положениях»: Чубайс и Гайдар в постели, накрытые российским флагом; Валерия Новодворская, танцующая канкан; рубенсовский «писающий мальчик» с лицом Кириенко и тот же Кириенко в терновом венце мученика за демократию... И, наконец, широкоформатный шедевр «Московская красавица»: полуголый Лужков в ленте «Мисс Москва», пляшущий «Камаринскую» президент РФ, а, на заднем плане, - сочувствующие: Кобзон, Церетели, Паваротти, Наталья Дементьева и другие официальные лица.
Некоторые из «моделей» Будаева - Юрий Лужков, Иосиф Кобзон, Сергей Ястржембский - присутствовали на открытии выставки и всеми возможными способами проявляли свою лояльность к происходящему. Например, Иосиф Давыдович заявил, что подобным творчеством занимаются »только смелые, увлеченные люди», а экс-пресс-секретарь президента заметил, что такие мероприятия «помогают политикам задуматься, как они выглядят со стороны». Сам Андрей Будаев на вопрос, не обижаются ли модели, видя себя на его полотнах, ответил так: «Те, кто обижается, сюда не придут. Сюда приходят только политики XXI века».
Вероника ГУДКОВА
«Независимая газета», 10 декабря 1999 года
Будни предвыборной кампании озаряются сполохами нешуточных информационных войн. У телекомментаторов сводит скулы от серьезности, когда настает урочное время для выливания очередного ушата помоев на того, кого “заказали” хозяева. Чем ближе выборы, тем более мрачными становятся лица политиков и настроения той части общества, что собирается голосовать. Тем интереснее, что в эти же предвыборные дни в Москве проходила выставка коллажей Андрея Будаева, напрямую связанных с политической жизнью России, но выдержанная совсем в ином эмоциональном ключе.
Гайдар верхом на свинье-копилке. Зюганов с усиками и бородкой Ильича. Жириновский, тискающий венгерско-итальянскую порнозвезду Чиччолину. Чубайс, неумело вкручивающий лампочку. Скуратов в окружении домочадцев и соседей читающий письмо (не с фронта!) от Карлы дель Понте. Примаков, развешивающий портреты Лужкова на рекламных тумбах. Сам Лужков, метающий гранаты в известном сюжете об обороне Севастополя. Макашов в компании Гитлера и офицеров СС, рассматривающий выставку черепов. Ельцин, наставляющий “рожки” Горбачеву на трибуне Мавзолея. Черномырдин, нависший над “Белым домом” в позе и одеянии борца сумо. Писающий ангелок-Кириенко. Торжественный Лебедь в мундире Бонапарта, позирующий где-то в районе Красной площади. Явлинский, поразивший на дуэли Чубайса...
Знаменитые фотоработы прошлого, картины известных мастеров дополнены лишь чуть-чуть — нет-нет, да и промелькнет знакомое лицо Назарбаева на свадебной церемонии с... Аскаром Акаевым (“Равный брак”), проступит напряженный потный лик Геннадия Андреевича З. у фигуры метателя оружия пролетариата (“Продолжение булыжника”) или вдруг с ужасом узнаешь Валерию Новодворскую в расфуфыренном трансвестите (“Про это”).
Метод коллажа не нов. Использование его в политической сатире — тоже изобретение, как минимум, довоенное. Но работы Андрея Будаева обнадеживают. Это скорее юмор, понимание того, что даже “великие и всемогущие” могут выглядеть не только торжественно, но и смешно.
Представьте себе выставку с изображением Сталина, наставляющего рога Ленину — при жизни “отца народов”, или Хрущева в онучах, или Брежнева с двумя рядами бровей — соответственно в 1962-м и 1982-м. Разумеется, такое было невозможно. Очень хорошо, что сейчас мы можем смеяться над политиками открыто, не оглядываясь на человека в штатском. Хотелось бы продлить такую возможность на жизнь еще хотя бы нескольких поколений. Глядишь, все в нашей стране как-то и устаканится.
Кстати, как говаривал некто Карл Маркс, человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. И дело не в том, что сейчас кто-то уже и не знает, кто такой Карл Маркс. Дело в том, что, в принципе, он был прав.
Иван БАЗАРОВ
Газета «ЯБЛОКО России", 11-17 декабря 1999 года
В Тульском музее изобразительных искусств в пятницу открылась выставка работ Андрея Будаева "Постсоцарт. 10 лет пародий". Московский художник привез в Тулу около 60 своих работ, выполненных на холсте с помощью компьютера. Главные герои его творчества российские политики. А. Будаев сказал корреспонденту ФАН, что каждое утро он начинает с чтения газет и просмотра программы новостей. После всего прочитанного и увиденного к художнику приходит вдохновение. Организовали выставку продюсерский центр "Статус" и московская компания "АртКит" при участии комитета по культуре управы Тулы. С работами А. Будаева туляки будут знакомиться до 25 апреля.
Федеральное Агентство Новостей, 31 марта 2000 года
Небывалый политический бомонд в Туле
Не наставлял Ельцин “рожки” Горбачеву, стоя на трибуне Мавзолея.
Не спали в одной кровати Чубайс и Гайдар. Отнюдь не Немцов написал “Евгения Онегина”. А Жириновский не короновался на Джокера.
И все же факт остается фактом. Эскалация политической фантасмагории ожидает наш город в конце марта. Случай небывалый и интересен еще тем, что Тула - стартовая точка презентации в регионах России выставки художника Андрея Будаева “ПОСТСОЦАРТ. 10 ЛЕТ ПАРОДИЙ”. Блестящий фотограф, член Московского союза художников представляет в Выставочном зале на Красноармейском набор уникальных работ в жанре цифровой живописи.
Корр.: Андрей, первый вопрос, который наверняка возникнет у зрителя: “Не страшно в острой саркастической манере “работать” над первыми лицами страны?”
Будаев: Этот вопрос мне задавали неоднократно, но именно сегодня, после похорон Артема Боровика, мне проще ответить на него однозначно - нет.
В своем последнем интервью он сказал потрясающую фразу: “Мне было бы сложно работать над журналом “Домашний очаг”. Мне тоже. Газета “Версия”, кстати, единственное в России издание, в каждом номере публикующее мои работы. Что же касается политической элиты, то все фигуранты в курсе. Но никто мне не угрожал. Пока."
Реакция в данном случае очень похожа на отношение к программе “Куклы” Виктора Шендеровича.
Корр: Несмотря на широкий спектр персон, позиция автора прослеживается в каждой картине. Неужели все политические лидеры не без изъяна?
Будаев: Мне кажется, что сами они это не всегда понимают. Им просто не до этого. У них поделены еще не все глиноземные заводы и нефтяные скважины. Другое дело нормальные люди, которые живут в нашей стране. Они это чувствуют гораздо острее власть предержащих.
Есть такая банальная истина: “Каждый народ заслуживает людей, которые им управляют”. Я думаю, что мы заслуживаем нечто большее, светлое и интеллигентное.
А позиция автора проста и понятна. Представьте себе, я, здоровый мужик, прихожу в свою студию для того чтобы нарисовать красивую картинку “солнце в закате” с единственной целью - продать какому-нибудь бизнесмену в офис. Это очень ущербно для художника. А поэтому моя позиция - нормальная позиция нормального человека.
Корр.: В связи с тем, что твои работы исключительно политизированы, не возникает ли желания у определенных политических группировок заказать высокохудожественный иронический компромат на своих противников?
Будаев: Никто и ничего подобного мне не заказывал. Лишь единственный раз мою картину купили в подарок одному известному человеку, на ней изображенному. Мне кажется, у меня есть один заказчик - мой зритель.
Корр.: Какая неожиданная формулировка “мой зритель”. Более свойственная театру.
Будаев: Вы, кстати, затронули интересную тему. Дело в том, что продюсерский центр “Статус” и московская компания “АрТКиТ”, которые организовали мою выставку в Туле, готовят для жителей вашего города, на мой взгляд, грандиозный театральный проект “Театральная гостиная”. Но не хочется, во-первых, предварять события, а во-вторых, это тема для отдельного интервью и уже не со мной.
Корр.: Твои работы построены не только на персонажах и узнаваемых лицах. Это еще и конкретные политические ситуации. Аналогии предельно точны, ассоциативны и интересны. Но поскольку базой для них являются зачастую популярные произведения классиков живописи, нет ли опасения, что так называемая провинция поймет не все?
Будаев: Я не делю зрителя на элитного и второсортного. А что касается провинции, я хотел бы напомнить, что практически все наши руководители - выходцы не просто из провинции, а чаще всего из сельской местности. И несмотря на то, что выставка в Туле будет первой “немосковской”, я очень верю в ее успех, так же как и в людей, не испорченных столицей.
Что же касается тем моих работ, то придумываю их не я. Их поставляет сама наша жизнь. И порой вся абсурдность происходящего на холсте обусловлена абсурдностью поступков конкретных персонажей и дикостью ситуаций, к которым мы, к сожалению, уже привыкли.
Каждый день газеты и телевидение выплескивают на нас тонны информации об убийствах, трупах, военных действиях, судах и мелких судилищах. И к теме чеченской войны, и к обстрелу Белого дома я отношусь неоднозначно, но эмоции свои, мне кажется, достаточно точно реализую в картинах.
Корр.: Однажды из твоих же уст я услышал фразу: “История в лицах”. Не причисляешь ли ты себя случайно к этаким летописцам?
Будаев: Моя фамилия - не Глазунов. А “ПОСТСОЦАРТ” всего лишь одно из направлений моей работы. Но я считаю, что лица небезызвестных вам персонажей и сами ситуации, зафиксированные в картинах, когда-нибудь войдут в историю. Я работал над этим проектом десять лет. Эти десять лет, конечно, не перевернули мир, но страну нашу с ног на голову и обратно перевернули неоднократно. И будут ли наши внуки листать мои каталоги, либо других авторов - это не важно. Но, справедливости ради, хочу заметить: сиюминутность и возможная конъюнктурность моих пародий специфична и мало кто из художников сейчас делает то же самое. А время, как вы понимаете, уходит. В жизни много смешного и грустного, много абсурда. Бороться с этим бесполезно, но посмеяться иногда - просто необходимо.
Борис СЕРГЕЕВ
"Аргументы и факты" в Туле", май 2000 года
АНДРЕЙ БУДАЕВ: "Неприкосновенных политиков нет"
В минувшую пятницу в центральном Выставочном зале Тулы (Красноармейский пр-т, 16) под патронажем тульского продюсерского центра "Статус" и московской компании "АртКит" открылась выставка молодого художника Андрея Будаева "Постсоветская демократия. 10 лет пародий". Тулякам представилась возможность познакомиться с доселе неизвестным им направлением в искусстве - цифровой живописью. Андрей Будаев - это и художник, и летописец, и философ, и аналитик, создающий на пороге третьего тысячелетия новые художественные формы, позволяющие по-новому отразить реалии нашей жизни. В экспозиции представлено около шестидесяти картин талантливого художника.
Все полотна, как и нынешняя жизнь, глубоко политизированы. Видные политики, экономисты и военные постгорбачевского периода, подобно двуликому Янусу, открывают на картинах Будаева свое второе лицо.
В беседе с корреспондентом "АиФ" в Туле" Андрей сказал, что его картины явно идут вразрез с первым путинским указом, гласящим о неприкосновенности экс-президента Ельцина. Творения Будаева показывают, что неприкосновенных людей, а тем более политиков, нет. Цифровой живописью московский художник занимается четыре года. На изготовление картины уходит не много времени - несколько часов, зато идеи вынашиваются месяцами. Всего у Андрея пока порядка ста двадцати полотен.
С полной уверенностью можно сказать, что открытие выставки картин Андрея Будаева никого из туляков не оставило равнодушным. Хотя подчас взгляды ценителей искусства на его творения были диаметрально противоположными. Одни посчитали картины Андрея за кощунство, другие от души хохотали над борцом сумо Черномырдиным, "невестой" Зюгановым, "джокером" Жириновским, "Бэтменом" Лебедем. А, впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Выставка продлится до 25 апреля. Приятного просмотра!
Павел ТИХОНОВ
"Аргументы и факты" в Туле", май 2000 года
НАТУРА, УХОДЯЩАЯ НАВСЕГДА ВМЕСТЕ СО ЗРИТЕЛЯМИ
Если наших чиновников и политиков засунуть в библейский сюжет — что с ними будет? С ними, будто бы повелителями народов и судеб.
— Мните себя богами? Что ж, раздевайтесь и полезайте.
Художник Андрей Будаев берет их, алчущих славы, и помещает в классический миф. Казалось бы, их желание исполнилось. Вот — они вписаны в ряд богов и героев. Увы, первым делом происходит обнажение. Обнаруживается их истинный размер.
И все же они должны быть благодарны. Даже за эпиграмму, даже за издевку. Ибо лишь художники спасают их от быстрого и полного забвения.
* * *
Вы посмотрели на картинку Андрея Будаева и начали улыбаться, смеяться, хмыкать, пальцем тыкать — опознавая в классических фигурах знакомые лица.
Если хмыкаете и хихикаете в компании, то кто-то обязательно важно скажет: «Человечество смеясь расстается со своим прошлым».
Кто и по какому поводу первым сказал эту эффектную фразу? Хеопс? Нерон? Маркс? Ленин? Гитлер? И почему, вспоминая, мы перебираем список убийц?
Человечество смеясь…
А правда ли это? Что это за человечество, которое хором смеется? — и грудные, и глубокие старики, и сытые шведы, и голодные эфиопы…
И что — всё прошлое хороним смеясь? То есть не жалеем ни о чем?
Расстались с чистой едой, с чистой водой, с чистым воздухом, с надеждами, с моралью, с верой в идеалы — и всё смеясь?
Даже если мы хороним шута горохового или выжившего из ума вождя — все же кладбище не место для группового веселья.
Человечество непрерывно расстается с прошлым. Каждый день, каждый миг уходит, уходит — и не видать, чтобы кругом смеялись по этому поводу.
На нашей памяти большая часть человечества простилась с немецким фашизмом, с Советским Союзом, со сбережениями, с Высоцким, с грошовой квартплатой — и ни разу нас не оглушил смех человечества.
Разглядывайте картинки Андрея Будаева вместе с ребенком, племянником, внуком — с кем-нибудь совсем-совсем молодым. Разглядывайте и приговаривайте:
— Это — наша Родина, сынок. Это наше прошлое, сынок. Это наше настоящее. А также — будущее.
Да, Гайдар на свиной жопе — очень смешно. И голая Новодворская верхом на Боровом — очень смешно. Но ни с кем из них мы не расстались. А вверху справа Грачев возле лозунга «Дойдем до Грозного». Если до Грозного-города — то все еще воюем, а если до Грозного-царя — то, кажись, приплыли. Что ж тут смешного?
Посмотрите, как говорят экскурсоводы, выше. Там, на антресолях, человек, похожий на журналиста, в монашеском клобуке с седою бородой. Он явно наблюдает происходящее безобразие и записывает…
Что это за персонаж? Смеющийся Пимен? Да разве ж Пимен смеялся?
Минувшее проходит предо мною…
Казни, войны… Чему тут смеяться?
У этого пимена, который на картинке, лицо неглупое, но смеется он по глупости. На что потратил он лучшие годы и творческие силы? На описание воровства, подлостей и глупостей наших правителей. Да, пару раз он отважился сказать в лицо Вождю:
Разве это великан?
Ха-ха-ха!
Это ж просто таракан!
Ха-ха-ха!
Но не будем забывать, что это всего лишь цитата, что у журналиста даже не было приоритета, ибо первым это сказал воробей (см. К. Чуковский «Тараканище»).
Повторить подвиг воробья — м-да, повода для гордости мы тут не видим.
Можно долго препираться: смеясь или не смеясь расстаемся?..
* * *
Неизмеримо более высокий и роковой вопрос: а расстается ли человечество со своим прошлым? Смеясь ли, плача ли — неважно.
Нет. Мы не расстаемся с ним. Ни с Хеопсом, ни с Александром, ни с Нероном, Атиллой, Наполеоном, Гитлером, Сталиным…
Мы либо тащим прошлое с собою, либо — уходим вместе с ним.
Если тащим прошлое с собою — в бездонной памяти, в гигантских библиотеках — оно перегружает нас, сгибает к земле, к яме.
А если уходим с ним, отплываем, исчезаем в дымке, — то кто же это наблюдает? Кто смотрит нам вслед?
При всем безобразии фигур и лиц, композиция картины Андрея Будаева повторяет «Явление Христа народу» Александра Иванова. Но на той знаменитой картине Он приходит. А тут — некая фигура в правом верхнем углу (единственная, чьего лица мы не видим) уходит.
Если это Он — то Его можно понять.
Александр МИНКИН
"Новая газета" 3 декабря.2003 года