будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Канны-2011
Май 12, 2011
Архив проектов
Слободчикова Ольга

Решение избранных

Решение избранных
cannes
Фото: Nancycallahan. Wikipedia

Спецпроект «Канны-2011»

Судейство на Каннском кинофестивале осуществляют четыре жюри. Первое, оно же главное жюри, оценивает основной конкурс. Второе судит фильмы из параллельной программы «Особый взгляд». В свою очередь третье жюри присуждает приз «Золотая камера» за лучший фильм, показанный в рамках конкурса фестиваля и независимых секций «Две недели режиссеров» и «Международная неделя критики». И, наконец, четвертое жюри оценивает короткометражные фильмы и студенческое кино.

Судьбу наград на Каннском фестивале решает только жюри, членами которых после тщательного отбора становятся авторитетные деятели кино со всего мира.

У зрителей в Каннах нет возможности повлиять на состав победителей, в отличие от других фестивалей.

Например, в Берлине, помимо наград жюри, присуждается приз зрительских симпатий, а в Торонто это главная награда, поскольку на этом фестивале нет жюри. Стоит отметить, что «простые смертные» в Каннах вообще не обладают большими правами: на показы фильмов могут попасть только аккредитованные профессионалы.

Главная из четырех судейских команд на Каннском фестивале оценивает полнометражные фильмы, вошедшие в основной конкурс. Эти картины показывают в исключительно торжественной обстановке в зале «Люмьер» Дворца фестивалей и конгрессов на набережной Круазетт.

Председатель главного жюри всегда становится известен задолго до начала фестиваля, и удостаиваются этой роли только самые знаменитые деятели культуры.

Так, самым первым председателем в 1939 году стал сам создатель кинематографа Луи Люмер. Тогда фестиваль не состоялся из-за Второй мировой войны, и первые награды в 1946 году присудило жюри под руководством Жоржа Уисмана, высокопоставленного работника министерства культуры Франции.

Люди, не связанные напрямую с кино, нередко становились председателями жюри в ходе истории фестиваля, особенно в его первые годы. Как правило, это были писатели. Руководство жюри доставалось автору детективов Жоржу Сименону (в 1960 году), драматургу Теннеси Уильямсу (1976), писательнице Франсуазе Саган (1979) и даже послу Японии во Франции и поэту Тецуро Фурукаки (1962). Однако со временем утвердилась традиция, согласно которой «главными арбитрами» назначаются знаменитые режиссеры и актеры. Так, в разное время жюри в Каннах возглавляли Жан Кокто, Фриц Ланг, Софи Лорен, Лукино Висконти, Ингрид Бергман, Роберто Росселини, Милош Форман и другие.

В последние десятилетия председателями становились преимущественно режиссеры-мэтры — Бернардо Бертолуччи, Роман Полански, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Квентин Тарантино.

Фрэнсис Форд Коппола. Фото: Rita Molnár, Wikipedia

Фрэнсис Форд Коппола. Фото: Rita Molnár, Wikipedia


Полный список председателей жюри опубликован на сайте фестиваля.

Жюри этого года возглавил американский актер и режиссер Роберт де Ниро. Фестиваль откроется картиной Вуди Аллена «Полночь в Париже», а закроется — музыкальным фильмом «Возлюбленные» французского режиссера Кристофа Оноре. Конкурсная программа фестиваля была объявлена 14 апреля, в нее вошли фильмы Педро Альмодовара, Ларса фон Триера и Терренса Малика. Хотя обычно в конкурсную программу входят игровые фильмы, это не является обязательным условием. Например, в 2004 году «Золотая пальмовая ветвь» досталась документальному фильму Майкла Мура «Фаренгейт 9/11».

Спустя 16 лет после начала фестиваля Союз кинокритиков Франции основал его первую независимую параллельную секцию — «Международную неделю критики» (International Critic”s Week). Как говорится на сайте секции, ее цель — поиск молодых талантов и показ фильмов со всего мира без оглядки на коммерческие тенденции.

В рамках «Международной недели критики» на фестивале дебютировали такие знаменитые сегодня режиссеры, как Бернардо Бертолуччи, Отар Иосселиани и Вонг Кар Вай.

Большое внимание уделяется короткометражным фильмам — именно с ними в Каннах когда-то дебютировали Франсуа Озон и Гаспар Ноэ.

В 2011 году секция откроется фильмом Валери Донзелли Declaration of War (англ. «Объявление войны»), а закроется — картиной Bachelor Days are Over («Конец холостяцкой жизни»), снятой Катей Левковиц. В программе «Международной недели критики» этого года много французских фильмов (или снятых при участии Франции), но есть и целый ряд картин из Латинской Америки, а также из США, Южной Кореи, Китая, Испании, Бельгии, Австралии и Новой Зеландии.

Вторая параллельная независимая секция - «Две недели режиссеров» (Directors' Fortnight) — была основана в 1969 году.

Ее появление стало реакцией на студенческие волнения мая 1968 года, которые добрались и до Канн, из-за чего фестиваль пришлось закрыть на середине. Ряд режиссеров, в том числе Милош Форман, сняли свои картины с конкурса в знак солидарности с демонстрантами, а 18 мая 1968 года, накануне преждевременного закрытия фестиваля, группа деятелей кино во главе с Луи Маллем захватили один из кинозалов и прервали кинопоказы. Таким образом они добились возвращения Анри Ланглуа поста президента французской Синематеки, с которого его сняли в разгар протестов.

Милош Форман. Фото: Petr Novák, Wikipedia

Милош Форман. Фото: Petr Novák, Wikipedia

На волне этого успеха режиссеры основали собственную организацию — «Общество кинорежиссеров», которое и создало независимую секцию.

Так же, как в случае с первой параллельной программой, выбор фильмов в «Двух неделях режиссеров» должен быть беспристрастным и независимым от политики Каннского фестиваля. География картин, представленных в 2011 году в программе этой секции, еще шире, чем в «Международной неделе критики». Так, зрители смогут посмотреть фильмы производства Филиппин, Исландии, Люксембурга, Марокко, Болгарии, Венгрии и других стран. Опять-таки многие фильмы в этой секции были сняты при участии Франции.

В 1978 году в программе фестиваля появилась секция «Особый взгляд» (фр. Un Certain Regard). Ее основал президент фестиваля Жиль Жакоб, возглавляющий кинофорум и сегодня. По замыслу организаторов, в основной программе представлены «артхаусные фильмы, привлекающие широкую аудиторию», тогда как секция «Особый взгляд» предназначена для картин, имеющих «необычную задумку и эстетику».

Жиль Жакоб. Фото: Bruno Chatelin, Flickr.com

Жиль Жакоб. Фото: Bruno Chatelin, Flickr.com

Иначе говоря, фильмы, представленные в «Особом взгляде», нацелены на массовую аудиторию в меньшей степени, чем картины из основного конкурса.

Изначально не существовало специального приза, вручавшегося лучшему фильму из программы «Особый взгляд». Периодически картины из этой секции отмечала наградой Международная федерация кинопрессы (ФИПРЕССИ), которая регулярно присуждает призы на различных кинофестивалях. Свой приз у этой секции появился только в 1998 году. Награжденная им картина получает поддержку в французском прокате — фонд Groupama Gan платит прокатчику 30 тысяч евро. Российские картины ни разу не были удостоены этой награды, но в 2008 году ее выиграл казахстанский фильм «Тюльпан», снятый россиянином Сергеем Дворцевым.

Жюри «Особый взгляд» на фестивале 2011 года возглавил сербский режиссер Эмир Кустурица. «Завсегдатай» Канн, Кустурица дважды выигрывал «Золотую пальмовую ветвь» - за «Отца в командировке» и «Андеграунд», а в 2007 году даже опрометчиво  пообещал в фестивале больше не участвовать. Программа секции, в которую вошли 20 фильмов, откроется показом фильма «Беспокойство» Гаса Ван Сента, а закроется — картиной «Елена» россиянина Андрея Звягинцева.

Еще одно нововведение, связанное с приходом Жиля Жакоба, - награда «Золотая камера» (фр. Camera d'Or). С 1978 года специальное жюри присуждает ее лучшему фильму молодого режиссера, показанному в рамках конкурсной программы Канн (основной конкурс и «Особый взгляд») и параллельных секций.

«Золотую камеру» можно также назвать альтернативой наград других фестивалей и конкурсов за «открытие года».

Этот приз в 1997 году выиграла японка Наоми Кавасе, через десять лет получившая «Золотую пальмовую ветвь» за «Скорбящий лес». Российский режиссер награждался «Золотой камерой» один раз: в 1990 году ее получил Виталий Каневский за фильм «Замри, умри, воскресни».

Жюри, вручающее «Золотую камеру», в этом году возглавил корейский режиссер Бун Чун Хо. На награду претендуют 16 фильмов. Из основного конкурса номинированы кинодебют австралийской писательницы Джулии Ли «Спящая красавица», а также фильм «Михаэль» Маркусс Шляйнцера (Германия). Из программы «Особый взгляд» приз могут получить два фильма — картина «Марта, Марси, Мэй, Марлин» (Martha Marcy May Marlene) американца Шона Деркина и бразильский фильм «Каторга» (Hard Labor) Жулианы Рохас и Марко Дутры. Больше всего фильмов номинировано из независимых секций — пять из «Международной недели критики» и семь из «Двух недель режиссеров».

Последнее из четырех жюри Каннского кинофестиваля судит короткометражные фильмы и работы студентов киношкол. Его главой на этом фестивале стал французский режиссер Мишель Гондри.

Выбор организаторов фестиваля очень логичен: Гондри начинал свою карьеру на экране с малых форм киноискусства — музыкалькальных клипов и рекламных роликов. Его дебют в полнометражном кино состоялся в 2001 году, когда он уже был успешным режиссером.

Мишель Гондри. Фото: Studio Loveeman.com, Flickr.com

Мишель Гондри. Фото: Studio Loveeman.com, Flickr.com


Его первый фильм «Звериная натура» был прохладно встречен критикой, зато следующие работы Гондри были очень успешны. В их числе картины «Вечное сияние чистого разума» (за сценарий этого фильма Гондри получил в 2005 году премию «Оскар»), «Наука сна» и «Перемотка».

Короткометражные фильмы всегда играли важную роль в Каннах, подчеркивают организаторы фестиваля. Приз, равноценный главной награде за полнометражный фильм, был впервые вручен за «короткий метр» в 1951 году — его получил итальянский фильм «Извержение вулкана Этна». Названия двух наград менялись одновременно. До 1954 года за лучший короткометражный фильм вручался «Гран при Международного кинофестиваля», а «Золотая пальмовая ветвь» была впервые присуждена в 1955 году. 

В 1964 году «фирменную» награду перестали вручать из-за проблем с авторским правом, из-за чего в течение следующих десяти лет главным призом снова был «Гран при». «Золотая пальмовая ветвь» вновь стала высшей наградой в 1975 году, и с тех пор вручалась неизменно. Трижды в истории награда доставалась фильмам из СССР/России. В 1974 ее удостоился «Остров» Федора Хитрука, в 1988 — «Выкрутасы» Гарри Бардина, а в 1995 — фильм «Гагарин» Алексея Харитиди. В этом году в программу короткометражек вошли девять фильмов, российских картин среди них нет.

Кадр из фильма «Остров» Федора Хитрука

Кадр из фильма «Остров» Федора Хитрука

Студенческое кино представлено в программе «Синефондасьон». Как говорится на сайте фестиваля, она была учреждена в 1998 году для поддержки нового поколения кинематографистов.

Для конкурсной программы ежегодно отбираются 15-20 коротко- и среднеметражных фильмов, подготовленных студентами киношкол со всего мира.

Жюри награждает три лучшие картины из представленных. В 2011 году в конкурсную программу вошли 16 фильмов, представляющие киношколы США, Израиля, Аргентины, Италии, Франции, Германии, Южной Кореи и других стран. Интересно, что в конкурс попали сразу два фильма студентов Колумбийского университета, тогда как у всех остальных киношкол из списка лишь по одному номинанту.

Вышеперечисленные жюри и вручаемые ими награды — не единственные на Каннском фестивале. Существует несколько независимых жюри, не связанных напрямую с Каннским фестивалем и вручающих награды также и на других кинофорумах.

В частности, в Каннах вручается приз так называемого экуменического жюри «за самый нравственный фильм».

Это жюри состоит из шести экспертов, которыми являются христиане-деятели кино и кинокритики. Католиков среди них назначает Мировая католическая ассоциация по коммуникациям (SIGNIS), тогда как протестантов выбирает организация Interfilm. Чтобы получить приз, картина не обязательно должна быть о религии, главное, чтобы она проповедовала высокие нравственные ценности. Так, в 2009 году приз получил Кен Лоуч за фильм «В поисках Эрика», тогда как картина Ларса фон Триера «Антихрист» настолько возмутила жюри, что оно удостоило ее «антиприза». В день вручения приза за самый нравственный фильм — 22 мая — на набережной Круазетт пройдет  воскресная месса.

Слободчикова Ольга
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).