Судейство на Каннском кинофестивале осуществляют четыре жюри. Первое, оно же главное жюри, оценивает основной конкурс. Второе судит фильмы из параллельной программы «Особый взгляд». В свою очередь третье жюри присуждает приз «Золотая камера» за лучший фильм, показанный в рамках конкурса фестиваля и независимых секций «Две недели режиссеров» и «Международная неделя критики». И, наконец, четвертое жюри оценивает короткометражные фильмы и студенческое кино.
Судьбу наград на Каннском фестивале решает только жюри, членами которых после тщательного отбора становятся авторитетные деятели кино со всего мира.
Главная из четырех судейских команд на Каннском фестивале оценивает полнометражные фильмы, вошедшие в основной конкурс. Эти картины показывают в исключительно торжественной обстановке в зале «Люмьер» Дворца фестивалей и конгрессов на набережной Круазетт.
Люди, не связанные напрямую с кино, нередко становились председателями жюри в ходе истории фестиваля, особенно в его первые годы. Как правило, это были писатели. Руководство жюри доставалось автору детективов Жоржу Сименону (в 1960 году), драматургу Теннеси Уильямсу (1976), писательнице Франсуазе Саган (1979) и даже послу Японии во Франции и поэту Тецуро Фурукаки (1962). Однако со временем утвердилась традиция, согласно которой «главными арбитрами» назначаются знаменитые режиссеры и актеры. Так, в разное время жюри в Каннах возглавляли Жан Кокто, Фриц Ланг, Софи Лорен, Лукино Висконти, Ингрид Бергман, Роберто Росселини, Милош Форман и другие.
Фрэнсис Форд Коппола. Фото: Rita Molnár, Wikipedia
Жюри этого года возглавил американский актер и режиссер Роберт де Ниро. Фестиваль откроется картиной Вуди Аллена «Полночь в Париже», а закроется — музыкальным фильмом «Возлюбленные» французского режиссера Кристофа Оноре. Конкурсная программа фестиваля была объявлена 14 апреля, в нее вошли фильмы Педро Альмодовара, Ларса фон Триера и Терренса Малика. Хотя обычно в конкурсную программу входят игровые фильмы, это не является обязательным условием. Например, в 2004 году «Золотая пальмовая ветвь» досталась документальному фильму Майкла Мура «Фаренгейт 9/11».
Спустя 16 лет после начала фестиваля Союз кинокритиков Франции основал его первую независимую параллельную секцию — «Международную неделю критики» (International Critic”s Week). Как говорится на сайте секции, ее цель — поиск молодых талантов и показ фильмов со всего мира без оглядки на коммерческие тенденции.
В 2011 году секция откроется фильмом Валери Донзелли Declaration of War (англ. «Объявление войны»), а закроется — картиной Bachelor Days are Over («Конец холостяцкой жизни»), снятой Катей Левковиц. В программе «Международной недели критики» этого года много французских фильмов (или снятых при участии Франции), но есть и целый ряд картин из Латинской Америки, а также из США, Южной Кореи, Китая, Испании, Бельгии, Австралии и Новой Зеландии.
Милош Форман. Фото: Petr Novák, Wikipedia
Так же, как в случае с первой параллельной программой, выбор фильмов в «Двух неделях режиссеров» должен быть беспристрастным и независимым от политики Каннского фестиваля. География картин, представленных в 2011 году в программе этой секции, еще шире, чем в «Международной неделе критики». Так, зрители смогут посмотреть фильмы производства Филиппин, Исландии, Люксембурга, Марокко, Болгарии, Венгрии и других стран. Опять-таки многие фильмы в этой секции были сняты при участии Франции.
В 1978 году в программе фестиваля появилась секция «Особый взгляд» (фр. Un Certain Regard). Ее основал президент фестиваля Жиль Жакоб, возглавляющий кинофорум и сегодня. По замыслу организаторов, в основной программе представлены «артхаусные фильмы, привлекающие широкую аудиторию», тогда как секция «Особый взгляд» предназначена для картин, имеющих «необычную задумку и эстетику».
Жиль Жакоб. Фото: Bruno Chatelin, Flickr.com
Изначально не существовало специального приза, вручавшегося лучшему фильму из программы «Особый взгляд». Периодически картины из этой секции отмечала наградой Международная федерация кинопрессы (ФИПРЕССИ), которая регулярно присуждает призы на различных кинофестивалях. Свой приз у этой секции появился только в 1998 году. Награжденная им картина получает поддержку в французском прокате — фонд Groupama Gan платит прокатчику 30 тысяч евро. Российские картины ни разу не были удостоены этой награды, но в 2008 году ее выиграл казахстанский фильм «Тюльпан», снятый россиянином Сергеем Дворцевым.
Жюри «Особый взгляд» на фестивале 2011 года возглавил сербский режиссер Эмир Кустурица. «Завсегдатай» Канн, Кустурица дважды выигрывал «Золотую пальмовую ветвь» - за «Отца в командировке» и «Андеграунд», а в 2007 году даже опрометчиво пообещал в фестивале больше не участвовать. Программа секции, в которую вошли 20 фильмов, откроется показом фильма «Беспокойство» Гаса Ван Сента, а закроется — картиной «Елена» россиянина Андрея Звягинцева.
Еще одно нововведение, связанное с приходом Жиля Жакоба, - награда «Золотая камера» (фр. Camera d'Or). С 1978 года специальное жюри присуждает ее лучшему фильму молодого режиссера, показанному в рамках конкурсной программы Канн (основной конкурс и «Особый взгляд») и параллельных секций.
Жюри, вручающее «Золотую камеру», в этом году возглавил корейский режиссер Бун Чун Хо. На награду претендуют 16 фильмов. Из основного конкурса номинированы кинодебют австралийской писательницы Джулии Ли «Спящая красавица», а также фильм «Михаэль» Маркусс Шляйнцера (Германия). Из программы «Особый взгляд» приз могут получить два фильма — картина «Марта, Марси, Мэй, Марлин» (Martha Marcy May Marlene) американца Шона Деркина и бразильский фильм «Каторга» (Hard Labor) Жулианы Рохас и Марко Дутры. Больше всего фильмов номинировано из независимых секций — пять из «Международной недели критики» и семь из «Двух недель режиссеров».
Последнее из четырех жюри Каннского кинофестиваля судит короткометражные фильмы и работы студентов киношкол. Его главой на этом фестивале стал французский режиссер Мишель Гондри.
Мишель Гондри. Фото: Studio Loveeman.com, Flickr.com
Короткометражные фильмы всегда играли важную роль в Каннах, подчеркивают организаторы фестиваля. Приз, равноценный главной награде за полнометражный фильм, был впервые вручен за «короткий метр» в 1951 году — его получил итальянский фильм «Извержение вулкана Этна». Названия двух наград менялись одновременно. До 1954 года за лучший короткометражный фильм вручался «Гран при Международного кинофестиваля», а «Золотая пальмовая ветвь» была впервые присуждена в 1955 году.
В 1964 году «фирменную» награду перестали вручать из-за проблем с авторским правом, из-за чего в течение следующих десяти лет главным призом снова был «Гран при». «Золотая пальмовая ветвь» вновь стала высшей наградой в 1975 году, и с тех пор вручалась неизменно. Трижды в истории награда доставалась фильмам из СССР/России. В 1974 ее удостоился «Остров» Федора Хитрука, в 1988 — «Выкрутасы» Гарри Бардина, а в 1995 — фильм «Гагарин» Алексея Харитиди. В этом году в программу короткометражек вошли девять фильмов, российских картин среди них нет.
Кадр из фильма «Остров» Федора Хитрука
Студенческое кино представлено в программе «Синефондасьон». Как говорится на сайте фестиваля, она была учреждена в 1998 году для поддержки нового поколения кинематографистов.
Вышеперечисленные жюри и вручаемые ими награды — не единственные на Каннском фестивале. Существует несколько независимых жюри, не связанных напрямую с Каннским фестивалем и вручающих награды также и на других кинофорумах.