будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Российская академия наук
Июль 18, 2013
Архив проектов

Решение расширенного Ученого совета Института США и Канады РАН

Это решение было принято на расширенном заседании Ученого совета Института США и Канады РАН 15 июля 2013 г.

Решение расширенного Ученого совета Института США и Канады РАН

Перед нами стоит угроза окончательного уничтожения фундаментальной науки, как это произошло с прикладной наукой в России в 1990-е годы. Планируется ликвидация РАН как системообразующей основы российской науки.

Подготовленный без какого-либо общественного обсуждения с участием ученых, включая РАН и Общественный совет по науке при МОН, законопроект Министерством образования и науки в случае его принятия приведет к развалу фундаментальной науки в России под предлогом освобождения ученых от функций управления имуществом и коммунального хозяйства.

Создается супербюрократическая модель управления и финансирования российской фундаментальной науки. Чиновники получат неограниченное право учреждать, реорганизовывать и ликвидировать научные организации. Будет уничтожена вековая традиция демократического самоуправления научного сообщества. Новая Академия будет представлять собой не мозговой центр российской науки, а дискуссионный клуб, оторванный от научных коллективов, аморфный консультативный совет, не имеющий реальных функций.

Предусматривается изменение роли самих научных институтов, превращение их в некую «поддерживающую платформу» для временных научных групп. Чиновничья псевдореформа приведет к ликвидации сложившейся научной инфраструктуры и разрушению имеющихся научных школ. Произойдет массовое сокращение научных организаций и увольнение ученых.

Создается механизм управления наукой, которого нет ни в одной стране – лидере мирового научного прогресса, включая США, где нет ни министерства науки, ни агентства по управлению имуществом государственных научных организаций. Государство в США расходует на НИОКР 142 млрд. долл., из них половину – на гражданские исследования. В Китае работает Академия наук, действующая по образцу РАН. В других странах есть свои особые формы государственного управления наукой, но ни одна из них не совпадает со схемой Ливанова.

Фактически имеет место новый вариант «сердюковщины», когда под предлогом освобождения вооруженных сил от хозяйственных функций были незаконно приватизированы огромные ценности через структуры типа «Оборонсервиса». Вполне вероятно, что Агентство по научным институтам перейдет к приватизации захваченных площадей, что неизбежно приведет к колоссальной коррупции.

Мы призываем остановить губительный прожект и начать вместе с учеными настоящую, а не фальшивую реформу российской науки. Это требует кардинальной переработки законопроекта, принятого во втором чтении.

1. В тексте законопроекта необходимо сказать о целях реформы (повышение эффективности и статуса РАН, развитие приоритетных научных исследований, увеличение финансирования до мирового уровня, развития самоуправления научного сообщества, обеспечение социальной защиты сотрудников РАН и т.д.).

2. Одобренный во втором чтении законопроект сохраняет положение о слиянии трех академий и создании нового федерального органа (Агентства). Тем самым РАН ликвидируется и создается новая «Российская академия наук»,  которая не является правопреемницей РАН и которой не подведомственны научные институты. Предпочтительнее в данном случае создать зонтичное объединение государственных академий по образцу National Academies of Sciences, куда входят National Academy of Science, National Academy of Engineering, Institute of Medicine и National Research Council.

3. Необходимо решить принципиальный вопрос: кому будут подведомственны научные институты: новому федеральному органу (Агентству) или РАН? Если институты отчитываются о своей работе перед РАН, а президиум РАН направляет в Президентский совет по науке и образованию кандидатуры на пост директора, то сохраняется подведомственность институтов РАН. Кроме того, законопроект предусматривает наличие региональных и отраслевых отделений, академики-секретари которых назначаются Президентом РАН. Очевидно, что отделения должны координировать работу соответствующих институтов. Это возможно лишь в том случае, если научные институты входят в организационную структуру РАН.

4. В законопроект необходимо включить отдельную статью о научных институтах, чтобы четко определить:

  • институты являются юридическими лицами, наделенными имущественными и иными правами (оперативного управления, хозяйственного ведения, бессрочного пользования закрепленным имуществом и т.п.).

  • институты подведомственны (организуются, реорганизуются и ликвидируются) РАН.

  • имущественные вопросы решаются новым органом (Агентством) совместно с РАН.

  • институты входят в соответствующие отделения РАН, которые координируют научные исследования.

  • самоуправление научных коллективов (выборность всех должностей), а также процедура рекомендации к избранию директоров, например, рейтинговое голосование по кандидатурам с последующим предоставлением результатов в Президиум РАН, а Президиум направляет список кандидатов в Президентский совет по науке и образованию.

  • права и обязанности научных сотрудников, в том числе участие избранных представителей научных коллективов в Общем собрании РАН.

5. Целесообразно текст Статьи 15 («Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность Российской академии наук, принимать решения, препятствующие осуществлению задач и функций Российской академией наук») дополнить прямым указанием на то, что этот запрет относится к Минобрнауки.

Учитывая принципиальный характер необходимых поправок, необходимо вернуть законопроект во второе чтение. Мы считаем, что комиссия РАН по разработке поправок к законопроекту подготовит пакет соответствующих предложений, который должен быть рассмотрен в научных коллективах, обсужден на Президиуме, а затем одобрен на чрезвычайном Общем собрании РАН до начала осенней сессии Государственной думы РФ.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).