Это решение было принято на расширенном заседании Ученого совета Института США и Канады РАН 15 июля 2013 г.
Решение расширенного Ученого совета Института США и Канады РАН
Перед нами стоит угроза окончательного уничтожения фундаментальной науки, как это произошло с прикладной наукой в России в 1990-е годы. Планируется ликвидация РАН как системообразующей основы российской науки.
Подготовленный без какого-либо общественного обсуждения с участием ученых, включая РАН и Общественный совет по науке при МОН, законопроект Министерством образования и науки в случае его принятия приведет к развалу фундаментальной науки в России под предлогом освобождения ученых от функций управления имуществом и коммунального хозяйства.
Создается супербюрократическая модель управления и финансирования российской фундаментальной науки. Чиновники получат неограниченное право учреждать, реорганизовывать и ликвидировать научные организации. Будет уничтожена вековая традиция демократического самоуправления научного сообщества. Новая Академия будет представлять собой не мозговой центр российской науки, а дискуссионный клуб, оторванный от научных коллективов, аморфный консультативный совет, не имеющий реальных функций.
Предусматривается изменение роли самих научных институтов, превращение их в некую «поддерживающую платформу» для временных научных групп. Чиновничья псевдореформа приведет к ликвидации сложившейся научной инфраструктуры и разрушению имеющихся научных школ. Произойдет массовое сокращение научных организаций и увольнение ученых.
Создается механизм управления наукой, которого нет ни в одной стране – лидере мирового научного прогресса, включая США, где нет ни министерства науки, ни агентства по управлению имуществом государственных научных организаций. Государство в США расходует на НИОКР 142 млрд. долл., из них половину – на гражданские исследования. В Китае работает Академия наук, действующая по образцу РАН. В других странах есть свои особые формы государственного управления наукой, но ни одна из них не совпадает со схемой Ливанова.
Фактически имеет место новый вариант «сердюковщины», когда под предлогом освобождения вооруженных сил от хозяйственных функций были незаконно приватизированы огромные ценности через структуры типа «Оборонсервиса». Вполне вероятно, что Агентство по научным институтам перейдет к приватизации захваченных площадей, что неизбежно приведет к колоссальной коррупции.
Мы призываем остановить губительный прожект и начать вместе с учеными настоящую, а не фальшивую реформу российской науки. Это требует кардинальной переработки законопроекта, принятого во втором чтении.
1. В тексте законопроекта необходимо сказать о целях реформы (повышение эффективности и статуса РАН, развитие приоритетных научных исследований, увеличение финансирования до мирового уровня, развития самоуправления научного сообщества, обеспечение социальной защиты сотрудников РАН и т.д.).
2. Одобренный во втором чтении законопроект сохраняет положение о слиянии трех академий и создании нового федерального органа (Агентства). Тем самым РАН ликвидируется и создается новая «Российская академия наук», которая не является правопреемницей РАН и которой не подведомственны научные институты. Предпочтительнее в данном случае создать зонтичное объединение государственных академий по образцу National Academies of Sciences, куда входят National Academy of Science, National Academy of Engineering, Institute of Medicine и National Research Council.
3. Необходимо решить принципиальный вопрос: кому будут подведомственны научные институты: новому федеральному органу (Агентству) или РАН? Если институты отчитываются о своей работе перед РАН, а президиум РАН направляет в Президентский совет по науке и образованию кандидатуры на пост директора, то сохраняется подведомственность институтов РАН. Кроме того, законопроект предусматривает наличие региональных и отраслевых отделений, академики-секретари которых назначаются Президентом РАН. Очевидно, что отделения должны координировать работу соответствующих институтов. Это возможно лишь в том случае, если научные институты входят в организационную структуру РАН.
4. В законопроект необходимо включить отдельную статью о научных институтах, чтобы четко определить:
институты являются юридическими лицами, наделенными имущественными и иными правами (оперативного управления, хозяйственного ведения, бессрочного пользования закрепленным имуществом и т.п.).
институты подведомственны (организуются, реорганизуются и ликвидируются) РАН.
имущественные вопросы решаются новым органом (Агентством) совместно с РАН.
институты входят в соответствующие отделения РАН, которые координируют научные исследования.
самоуправление научных коллективов (выборность всех должностей), а также процедура рекомендации к избранию директоров, например, рейтинговое голосование по кандидатурам с последующим предоставлением результатов в Президиум РАН, а Президиум направляет список кандидатов в Президентский совет по науке и образованию.
права и обязанности научных сотрудников, в том числе участие избранных представителей научных коллективов в Общем собрании РАН.
5. Целесообразно текст Статьи 15 («Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность Российской академии наук, принимать решения, препятствующие осуществлению задач и функций Российской академией наук») дополнить прямым указанием на то, что этот запрет относится к Минобрнауки.
Учитывая принципиальный характер необходимых поправок, необходимо вернуть законопроект во второе чтение. Мы считаем, что комиссия РАН по разработке поправок к законопроекту подготовит пакет соответствующих предложений, который должен быть рассмотрен в научных коллективах, обсужден на Президиуме, а затем одобрен на чрезвычайном Общем собрании РАН до начала осенней сессии Государственной думы РФ.