Национальный проект «образование» постепенно разворачивается. Вслед за всеобщими выплатами классным руководителям, Минобразования и науки подошло к наиболее интригующему сюжету проекта – подведению первых конкурсных итогов. 19 мая станут известны названия около двух десятков вузов, которые получат от 400 млн до 1 млрд рублей из федеральной казны на реализацию своих инновационных образовательных программ. На очереди – оглашение лауреатов конкурса лучших российских школ, внедряющих инновационные образовательные программы.
Как утверждают представители Министерства образования и науки, столь щедрый шаг федерального правительства - а также региональных и муниципальных властей, вкладывающих в программу дополнительные средства – не просто грантовая поддержка лучших из лучших. Он направлен на качественную перестройку всей системы образования. Как экономическую, так и содержательную. Очевидно, что успешность столь амбициозного проекта в целом справедливо будет оценивать не ранее, чем через несколько лет. Однако промежуточные итоги регионы и муниципалитеты стараются подвести уже сегодня.
Как показал состоявшийся недавно в Челябинске круглый стол по проблеме общественного участия в управлении образованием, в нацпроекте предусмотрены рычаги, необходимые для самостоятельного функционирования системы. Участники круглого стола, среди которых были как министерские чиновники, так и педагоги и представители попечительских советов школ, пришли к единогласному выводу, что привлечение общественности к модернизации образования оказалось не популистским шагом правительства, а весьма сильным инструментом для повышения качества учебного процесса. Получив право голоса, родители и ассоциации выпускников стали требовать от директоров общеобразовательных учреждений не только отчета о расходовании спонсорских средств, но и индивидуального подхода к детям, развития образовательной программы школы в целом, введения факультативов, организации внеклассных мероприятий, повышения квалификации учителей. Директора же в свою очередь оказались перед необходимостью считаться с мнениями новоявленных цензоров, рискуя в противном случае оказаться без работы.
«Раньше у нас в стране были попытки поднять ту или иную отрасль вливанием в нее денег, - пояснил член попечительского совета лицея №11 г. Челябинска Александр Кутулов. – Также было и с образованием. Пытались давать деньги всем, и большая часть средств просто сгорала в руках неумелых руководителей. Сейчас совсем иной подход, когда деньги выделяются тем школам, которые зарекомендовали себя качественным образованием, тем, в которых директора доказали, что являются хорошими менеджерами. Есть уверенность не только в том, что деньги будут использованы оптимально на благо детей, но и в том, что остальные будут подтягиваться до этого уровня». Представители попечительских советов челябинских школ рассказали о том, как они своими силами пытаются привлечь на работу хороших учителей, помогать педагогам в организации и проведении различных мероприятий. «Попечительские советы – очень эффективный инструмент развития школы, - рассказал после окончания круглого стола министр образования Владимир Садырин. – Сказать, что они есть повсеместно, было бы преждевременно. Но процесс пошел. Из 1247 школ у нас попечительские советы созданы в 1109».
Отдельной проблемой, признаются представители областного министерства, являются сельские школы. Им очень трудно найти спонсоров и организовать попечительские советы. Немногие родители на селе готовы взвалить на свои плечи столь хлопотную общественную работу. Пока что сельские школы опекает областное министерство и заставляет принимать активное участие в образовательном процессе местные власти. Следом, начинают подтягиваться и представители общественности.
Некоторые школы в районах даже смогли подать заявку на участие в нацпроекте на конкурс инновационных школ. И если они не выиграют федеральный конкурс, а на Челябинскую область выделено 66 грантов по миллиону рублей, губернатор пообещал помочь из средств региона. «У нас по области претендует на президентские гранты 121 школа, среди них немало и районных школ, - рассказал Владимир Садырин. - Губернатор выделил дополнительно к федеральным средствам 450 млн рублей из бюджета области, за счет которых мы введем гранты по 500 тысяч рублей еще для 50 школ. Таким образом, общее число школ, которые получат средства на развитие по области, составит 116. Кроме того, граны губернатора еще получат 30 учреждений дополнительного образования и 100 детских садов».
Кирилл ВАСИЛЕНКО