Чистая прибыль одного из главных отечественных металлургических холдингов «Русала» по итогам 2010 года выросла в 3,5 раза, до $2,87 млрд. Такие данные привела сама компания в официальном сообщении, опубликованном в конце марта. Общая выручка увеличилась на 34,5%, до $10,98 млрд.
Однако торопиться с выводами не стоит. Заслуга самого холдинга в этих показателях не велика. По сравнению с 2009 годом физическая реализация алюминия у него выросла на 0,4%, до 4,085 млн тонн против 4,069 млн. То есть всего на 14 тысяч тонн. В масштабах общей добычи, эту цифру вообще можно принять за статистическую погрешность. Зато цена на алюминий в течение года поднялась почти на 20%. Впрочем, аналитики отмечали, что в 2010 году на рынке наблюдалась избыточность предложения алюминия. «Русал» нашел выход. Он увеличил продажи связанным сторонам. Причем увеличил очень серьезно — на 70%, продав по сути собственным партнерам металла на $4,117 млрд., 45% от всего проданного алюминия. А ведь сделки со связанными сторонами — это не то же самое, что сделки со сторонними, рыночными покупателями. И объем таких сделок, по прогнозам рынка, будет расти, и в течение ближайших пяти лет достичь $6,056 млрд.
Но главным источником прибыли стал как ни странно не алюминий, а никель. Точнее, «Норильский никель». $2,435 млрд — оценочная прибыль ассоциированных компаний, и главным образом, ГМК, блокпакетом которого (25,13% акций) владеет компания Олега Дерипаски. Другими словами, 85% чистой прибыли «Русал» заработал чужими руками. Все это и обеспечило ему хорошую годовую отчетность.
Но, как известно, получить прибыль (даже неважно, каким образом) — это еще не все. Не менее важно, на что эта прибыль расходуется. Показатель EBITDA (доналоговый доход) вырос за прошлый год на 335,7% и составил $2,597 млрд. Однако 45% этой суммы, $1,157 млрд. уходит на обслуживание банковских кредитов. Напротив, расходы по ним становятся все больше - в 2010 году они выросли на 12% по сравнению с 2009 годом.
И хотя представители холдинга уверяют, что готовы реструктурировать и погасить заметную часть своих долгов, пока сами долги меньше не становятся.
Казалось бы, очевидным успехом «Русала» стало размещение на Гонконгской бирже. Во-первых, он стал первой российской компанией, проведшей IPO на этой площадке. Во-вторых, само размещение оказалось выгодным — за 10% акций удалось выручить около $2,24 млрд. Правда, среди главных покупателей обнаружились близкие структуры. О том же, как отнесся к размещению рынок, можно судить по тому, что в первый же день торгов цена бумаг упала на 10%.
Есть и еще один немаловажный фактор, который способствовал натягиванию хорошей статистики «Русала». Компания славится умением минимизировать налоги. Доналоговая прибыль компании составила $3,011 млрд. Налогов же она заплатила всего $144 млн. Меньше 5%. Хотя ставка налога на прибыль в России составляет 20%. Но в России «Русал» (судя по отчетности) заработал всего $602 млн, хотя и производит 97% алюминия внутри страны. Остальные доходы зачислены на счета «дочек», прописанных на Кипре и в Швейцарии. Головная же контора зарегистрирована в офшоре, на острове Джерси, и платит налоги по ставке 0%. Видимо за подобные достижения топ-менеджмент компании и получил утроенное, по сравнению с 2009 годом вознаграждение. В общей сложности управляющие получили $154 млн, на $10 млн больше, чем российская казна.
Что же ждет компанию дальше, учитывая, что даже по ее собственным выкладкам цена на алюминий в нынешнем году практически не вырастет? Ответы на многие вопросы можно будет получить после объявления о начислении акционерам дивидендов. Начиная с 2009 года "Русал" дивидендов не платил, хотя со своих алюминиевых заводов прибыль исправно получал. Теперь же холдинг снова может платить дивиденды. И если дивиденды «зашкалят», это, будет означать не только компенсацию акционерам за два пустых года, но и скорее всего то, что Олег Дерипаска охладевает к своему бизнесу.
Комментарий профессора, доктора экономических наук Никиты Кричевского:
«Доля в прибыли «Русала» от участия в ассоциированных компаниях (причем «Русал» признает, что это доля инвестиций в «Норильский Никель») на 20 % больше результатов от операционной деятельности. Иными словами, вся финансово-хозяйственная деятельность «Русала» приносит доходов меньше, чем блок-пакет «Норникеля».
Это может означать то, что на российском корпоративном пространстве появился новый тип корпоративного агрессора, самая цель которого – получение максимально возможных дивидендов в долгосрочном периоде в ущерб операционной деятельности компании-жертвы и ее развитию.
Этим, в частности, и объясняется желание «Русала» иметь в совете директоров «Норникеля» как можно большее количество своих представителей, поскольку именно совет директоров принимает решение о начислении дивидендов».