27-28 сентября в Москве проходило совещание руководителей органов образования со всех регионов России, на котором обсуждается переход на новые принципы финансирования. На принципы нормативно-подушевого финансирования, когда - деньги следуют за учеником - большая половина российских регионов перейдет с 1 января 2007 года. Норматив определяется, исходя из конкретных условий каждого региона.
Многие регионы эти новые условия финансирования у себя успешно апробировали. Представители этих регионов чувствуют себя уверенно и явно выделяются на фоне своих коллег, которым этот шаг еще только предстоит. И готовы делиться своим опытом, который особенно востребован в вопросе существования в новых условиях финансирования малокомплектных сельских школ.
Одна из наиболее перспективных моделей – объединение малокомплектных сельских школ вокруг единого ресурсного центра. Малые школы становятся филиальной сетью, как это может происходить на практике, рассказала Анна Сартакова, директор образовательного комплекса в станице Мелиховской (Усть-Донецкий район Ростовской области). Еще в 2004 году они вошли в Федеральный план реструктуризации сельских школ. Их «Школьный округ» объединяет четыре небольших сельских школы в единую ассоциацию. У каждой из них – своя изюминка. В классах у Сартаковой – лучшее оборудование, поэтому здесь проходят лабораторные работы, практические занятия, олимпиады. В Устанецком районе живет известный писатель, активно участвующий в жизни школы – этот район для учеников стал местом приобщения к литературе и искусству. В нужное здание ребят перевозят на школьных автобусах вместе с их учителями. Опыт комплекса оценили и на федеральном уровне, в прошлом году школа стала лауреатом конкурса «Лучшая школа России», а в этом - победила в конкурсе нацпроекта.
Еще одна сельская школа – победитель нацпроекта - не только стала ресурсным центром для близлежащих сельских школ, но и активно пропагандирует свой опыт не только в своей области, но и в соседних. Эта сельская школа из подмосковного села Липицы Серпуховского района только в августе провела три мастер класса для директоров школ и учителей-молодых специалистов. Очередная «учеба» намечена на 2 октября.
Как объяснила Газете.ру Евгения Смирнова, первый заместитель министра образования Правительства Московской области, «сегодня эта школа взаимодействует и свой опыт передает 9-ти сельским школам Серпуховского района, 25-ти школам соседних районов. Мы имеем в результате реализации основного направления приоритетного национального проекта создание сети инновационных школ, которые могут стать вот такими очень важными точками – катализаторами для модернизации системы российского образования и, в частности, подмосковного образования».
Примечательно, что Липицкая средняя общеобразовательная школа Серпуховского района в рамках конкурса нацпроекта получила по области самый высокий рейтинг и опередила даже городские школы.
Учебное заведение вызывает повышенный интерес и потому, что порядка 80 процентов детей - из так называемых неблагополучных семей. При этом именно здесь за 10 лет показатель "качества обучения", который складывается из успеваемости и общественной деятельности учеников, вырос с 29 процентов в 1996 году до 48 процентов в 2006. По оценке чиновников Министерства образования Правительства Московской области, успех школы во многом обусловлен тем, что ее руководство не боится экспериментировать.
Липицкая школа, начиная с 1996 года, активно включилась в ряд федеральных экспериментов, в том числе, по созданию школы полного дня, школы-здоровья, школы – социокультурного центра села, внедрению общественно-государственного принципа управления. По словам директора школы Тамары Туфекчи, здесь активно внедряются и новые формы обучения и воспитания детей. «У нас организованы уроки психолога и логопеда, а главное, мы стараемся найти индивидуальный подход к каждому ребенку, - заметила директор. - Кроме этого мы уделяем большое внимание дополнительному образованию учащихся, 79 процентов детей занимаются в кружках и секциях. С первого по пятый класс мы предлагаем ребенку выбрать, чем он хочет заниматься - музыкой или рисованием, танцами или спортом».
Конечно, нормативного финансирования на все не хватает. Где-то администрация района поможет, что-то своими руками сделано. Например, школьный краеведческий музей. Самая большая экспозиция посвящена русскому народному быту. Две экспозиции –городской быт середины прошлого века (радиолы советских времен, серванты, кружевные салфетки, железные кровати с металлическими сетками и горкой подушек). В другом «зале» (на самом деле – небольшая комната 15 кв. м) экспозиция деревенского быта. Создатель музея - преподаватель музыки Валентина Мудрова считает, что «дети не должны отрываться от своих сельских корней, должны знать свою историю. Только тогда у села будет шанс». Ей удалось заинтересовать детей народным бытом, и они тащат не только из своих домов, но и от соседей старинные утюги, прялки, вышитые полотенца, скатерти…
Вот что не смогли сделать своими руками – так это купить новое оборудование в спортзал. Но теперь-то, когда миллион получат, справятся и с этим.
Всего в рамках нацпроекта «Образование» лауреатами стали 3 тысячи школ, из которых более 1 тысячи – сельские. Каждый победитель получил 1 млн рублей на свое развитие. В Московской области 107 школ-победителей помимо гранта получили премию губернатора на оборудование кабинетов химии. Еще 66 школ-победителей на региональном уровне заработали губернаторские премии в размере 500 тысяч рублей на покупку оборудования для современных кабинетов физики. Так что скоро не одна только Липицкая сельская школа сможет дать фору городским.