будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 29, 2006
Архив проектов

Сельские школы становятся ресурсными центрами

27-28 сентября в  Москве проходило совещание руководителей органов образования со всех регионов России, на котором обсуждается переход на новые принципы финансирования.  На  принципы нормативно-подушевого финансирования, когда  - деньги следуют за учеником  - большая половина российских регионов перейдет  с 1 января 2007 года.  Норматив определяется, исходя из конкретных условий каждого региона.

Многие регионы  эти новые условия финансирования у себя успешно апробировали.  Представители  этих регионов чувствуют себя уверенно  и явно выделяются на фоне  своих коллег, которым этот  шаг еще только предстоит.  И готовы  делиться своим опытом, который особенно востребован в  вопросе существования  в новых условиях финансирования  малокомплектных сельских школ.

Одна из наиболее  перспективных  моделей – объединение малокомплектных сельских школ   вокруг единого ресурсного центра.  Малые школы становятся   филиальной сетью,  как это  может происходить на практике, рассказала Анна Сартакова, директор образовательного комплекса в станице Мелиховской (Усть-Донецкий район Ростовской области). Еще в 2004 году они вошли в Федеральный план реструктуризации сельских школ. Их «Школьный округ» объединяет  четыре небольших сельских школы в единую ассоциацию. У каждой из них – своя изюминка. В классах у Сартаковой – лучшее оборудование, поэтому здесь проходят лабораторные работы, практические занятия, олимпиады. В Устанецком районе живет известный писатель, активно участвующий в жизни школы – этот район для учеников стал местом приобщения к литературе и искусству. В нужное здание ребят перевозят на школьных автобусах вместе с их учителями. Опыт  комплекса оценили и на федеральном уровне,  в прошлом году школа стала лауреатом конкурса «Лучшая школа России», а в этом -  победила в конкурсе нацпроекта.

Еще одна сельская школа – победитель нацпроекта  - не только стала ресурсным центром для  близлежащих сельских школ, но и  активно пропагандирует свой опыт не только в своей области, но и  в соседних.  Эта сельская школа из   подмосковного села Липицы Серпуховского района  только в августе  провела три мастер класса для директоров школ и   учителей-молодых специалистов.  Очередная  «учеба» намечена на 2 октября.

Как объяснила Газете.ру  Евгения Смирнова,  первый заместитель министра образования Правительства Московской области,  «сегодня эта школа взаимодействует и свой опыт передает 9-ти сельским школам Серпуховского района, 25-ти школам соседних районов. Мы имеем в результате реализации основного направления приоритетного национального проекта создание сети инновационных школ, которые могут стать вот такими очень важными точками – катализаторами для модернизации системы российского образования и, в частности, подмосковного образования».

Примечательно, что Липицкая средняя общеобразовательная школа Серпуховского района   в рамках конкурса нацпроекта  получила  по области самый высокий рейтинг и опередила даже городские школы.

Учебное заведение вызывает повышенный интерес и потому, что порядка 80 процентов детей - из так называемых неблагополучных семей. При этом именно здесь за 10 лет показатель "качества обучения", который  складывается из успеваемости и  общественной деятельности учеников, вырос с 29 процентов в  1996 году до 48 процентов в 2006.  По оценке  чиновников Министерства образования Правительства Московской области,  успех школы  во многом обусловлен тем, что ее  руководство не боится экспериментировать.

Липицкая школа, начиная с 1996 года, активно  включилась в  ряд федеральных экспериментов, в том числе, по созданию школы полного дня, школы-здоровья, школы – социокультурного центра села,  внедрению общественно-государственного  принципа управления.  По словам  директора школы Тамары Туфекчи,  здесь активно внедряются и новые формы обучения и воспитания детей. «У нас организованы уроки психолога и логопеда, а главное, мы стараемся найти индивидуальный подход к каждому ребенку, - заметила директор. - Кроме этого мы уделяем большое внимание дополнительному образованию учащихся, 79 процентов детей занимаются в кружках и секциях. С первого по пятый класс мы предлагаем ребенку выбрать, чем он хочет заниматься - музыкой или рисованием, танцами или спортом».

Конечно,  нормативного финансирования на все не хватает. Где-то администрация района поможет, что-то своими руками  сделано.  Например, школьный краеведческий  музей. Самая большая экспозиция посвящена русскому народному быту.  Две экспозиции –городской быт середины прошлого века (радиолы советских времен, серванты, кружевные салфетки, железные  кровати с  металлическими сетками и горкой подушек).   В другом «зале» (на самом деле – небольшая комната 15 кв. м)  экспозиция деревенского быта. Создатель музея -  преподаватель музыки Валентина Мудрова считает, что «дети не должны отрываться от своих сельских корней, должны знать свою историю. Только тогда у села будет шанс». Ей удалось   заинтересовать  детей народным бытом, и они тащат не только из своих домов, но и от соседей старинные  утюги, прялки, вышитые полотенца, скатерти…

Вот что не  смогли сделать своими руками – так это купить новое оборудование в спортзал.  Но теперь-то, когда миллион получат, справятся и с этим.

Всего в рамках нацпроекта «Образование» лауреатами стали 3 тысячи школ, из которых более 1 тысячи – сельские. Каждый победитель получил 1 млн рублей на свое развитие. В Московской области 107 школ-победителей  помимо гранта получили премию губернатора на оборудование кабинетов химии. Еще 66 школ-победителей на региональном уровне   заработали губернаторские премии в размере 500 тысяч рублей на покупку оборудования для современных кабинетов физики. Так что скоро не одна только Липицкая сельская школа  сможет дать фору городским.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).