В Киеве сегодня открылась 7-я европейская конференция «Интеграция и разнообразие: новые рубежи европейской политики в сфере СМИ», в которой принимают участие руководители информационных ведомств из почти 50 стран. Россию представляет первый замминистра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров.
Главные темы - роль СМИ в информационном обществе. Ее участникам предстоит обсудить три тематических блока - свободу высказываний и распространение информации во время кризисных ситуаций, конфликтов и терактов, правовые аспекты свободы слова, культурное и медийное разнообразие в период экономической глобализации, права человека и правовое регулирование в сфере СМИ и коммуникационных услуг в информационном пространстве. По итогам конференции планируется принять политическую декларацию и три отдельных резолюции по каждой из ведущих тем.
Свобода слова и СМИ в России традиционно больной вопрос. В западной прессе в оценках нынешней ситуации в России все чаще фигурирует понятие "доминирования Кремля в СМИ". Озабоченность этим вопросом высказана и в ежегодном докладе Государственного департамента США по проблеме соблюдения прав человека во всем мире.
Как рассказал "Полит.ру" директор Центра экстремальной журналистики Олег Памфилов, кампания, постепенно перекрывающая свободу слова, началась еще 5 лет назад, даже точную дату можно назвать - сентябрь 2000 года, когда Путин подписал доктрину информационной безопасности. В этой доктрине все написано: что нужно уделять внимание развитию государственной прессы, т.е если читать между строк,то имеется в виду возрождение пропаганды. И все это доблестно исполняется, возрождаются советские методы пропаганды и очень успешно.
Европейские издания выражают беспокойства по поводу повышенного внимания со стороны государства к остающимся независимыми телеканалам. Как пишет польская "Rzeczpospolita", доминирование власти в российских СМИ наиболее заметно в ходе политических мероприятий, требующих поддержки масс-медиа - тогда лучше всего видно, какая мощная пропагандистская машина у властей Российской Федерации, и как они способны ее применять. Впрочем, верно и обратное: на отдельные события в СМИ, и в первую очередь на телевидении накладывается жесткая цензура.
В качестве примера можно привести неожиданное "возвращение" Михаила Касьянова, которое, видимо, так сильно напугало Кремль, что даже НТВ не позволили сказать, что бывший премьер резко критиковал политический курс и состояние демократии. Из всех российских телеканалов полностью речь Касьянова дали только на REN TV. До того имено там можно было встретить наиболее сочувственные материалы об "оранжевой революции" на Украине. Тогда последствия не заставили себя ждать: 9 февраля Арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить иск телеканала к Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства (ФСНСЗ) в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Предупреждение телеканалу было вынесено 5 ноября 2004 года. Повод - программа Артемия Троицкого "Признаки жизни" от 22 мая - на передачу, основу которой составила дискуссия "Трава против алкоголя или алкоголь против травы", были приглашены отец Иоанн (Охлобыстин) и рэппер Децл.
Телеканал заручился заключениями экспертов. и один из них не нашел в тексте передачи никаких призывов к употреблению наркотиков. Федеральная служба с доводами экспертов не согласилась, усмотрев в телепрограмме факт нарушения законодательства и вынесла телекомпании предупреждение. Характерно, что для власти дискуссия, в которой участвуют представители разных позиций, выглядит как пропаганда одной из них.
Вслед за судебным решением телеканал подвергся проверке со стороны Счетной палаты и Московской городской налоговой службы. По результатам последней канал был обвинен в неуплате налогов на сумму более 2,5 млн рублей.
Недавно из заявления генсекретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко стало известно, что около 20 тысяч журналистов будут уволены в ближайшее время из государственных телерадиокомпаний в российских регионах.
"На сегодняшний момент практически все государственные телерадиокомпании в регионах по сути дела ликвидированы, они вошли в качестве подразделения, мелкого отдела в ВГТРК, - сказал он. - Руководители этих организаций стали назначаемыми чиновниками ВГТРК, резко сократилась доля собственного регионального эфира, и, соответственно, доля собственного производства". "Масштаб увольнений – от 150 до 250 человек, - заметил Яковенко. - Если посчитать по всем субъектам Российской Федерации, то это порядка 20 тысяч человек". "Это очень серьезное событие, по антидемократическому, авторитарному вектору оно сопоставимо с отменой выборов губернаторов, - считает Яковенко. - Это выстраивание еще более жесткой информационной вертикали в России".
"В России трудно быть независимым СМИ, - считает Олег Памфилов, - ведь они кому-то все равно принадлежат, а здесь так: ты или любишь власть, или живешь в Лондоне или Израиле. Не спасает даже независимость от государственного бюджета. По хорошему, в России не может быть свободы слова и независимых СМИ, пока существуют государственные, потому что это заведомо неравное положение. Государственные СМИ пользуются привилегиями, любовью власти, связями, бюджетным вливаниями. Это неравная борьба".