86% жителей российских регионов, в которых расположены атомные станции, поддерживают активное развитие атомной энергетики или её сохранение на нынешнем уровне. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в сентябре 2014 года в российских регионах, где расположены атомные станции. По результатам аналогичного опроса год назад число сторонников атомной энергии составляло 73%. Улучшилось и отношение к атомным станциям: если в 2013 году свое отношение к АЭС как положительное охарактеризовали 56% респондентов, то в 2014 году – уже 74%. Кроме того, если в 2013 году использование атомной энергии, как одного из способов обеспечения нашей страны электроэнергией, одобряли 67% респондентов, то в 2014 79%. Опрос был проведен Научно-техническим центром «Перспектива» в Воронежской, Курской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Смоленской и Тверской областях. Основными задачами исследования являлись: оценка восприятия населением региона атомной энергетики и атомной отрасли в целом; выявление отношения населения к предприятиям атомной отрасли, расположенным на территории проживания респондентов; выявление мнения населения об условиях проживания на территории присутствия АЭС. В общей сложности в ходе исследования было опрошено почти 5,5 тысяч респондентов, или не менее 600 в каждом регионе присутствия. Уровень допустимой погрешности составил не более 3%.
Александр Прудник, старший научный сотрудник Института социологии РАН (Нижегородский филиал):
Говоря о наметившейся устойчивой динамике в росте положительного отношения к атомной энергетике, причем в тех регионах, где расположены сами объекты атомной энергетики, надо сразу отметить, что это является проявлением общего изменения общественных настроений и общественной картины мира, наблюдаемой в России. Дело в том, что атомная энергетика является для нашей страны символом ее суверенитета и одновременно символом ее экономического и интеллектуального потенциала. Так было всегда. Сейчас Россия испытывает мощное внешнее давление, поэтому все элементы, которые символизируют ее мощь, силу и независимость, находят поддержку у общества.
Думаю, что теперь общество будет оказывать поддержку любым программам и проектам, связанным со сферой атомной энергетики. Этот ресурс общественной поддержки атомная отрасль должна реализовать. При этом надо учитывать и сам внешний контекст, в котором произошли определенные изменения, тоже работает в пользу атомной энергетики. И это помимо привычного нам социального и экономического факторов в виде налогов, высоких зарплат и хорошей инфраструктуры в местах расположения атомных станций.
Дело в том, что авария на Фукусиме актуализировала те страхи, которые впервые были сформированы после Чернобыля. Однако со временем стало понятно, что большая по масштабам авария в Японии не привела к глобальным последствиям. Сейчас общество и уровень развития атомной энергетики способны справляться с такого рода авариями и минимизировать их негативные последствия. Демонстрация подобной способности стала для общества основанием к изменения отношения в адрес атомной энергетики. Она больше не воспринимается как катастрофический источник опасности даже людьми, живущими возле АЭС – они там более информированы и осведомлены в деталях и подробностях функционирования атомной станции. Плюс современное общество привычно к существованию контролируемой опасности. Примером тому могут быть и перелеты, и работа на химических и прочих потенциально опасных предприятиях и жизнь вблизи них. Люди добровольно идут на контролируемую опасность, точнее, современное технологическое общество постоянно живет в условиях контролируемой опасности. В этот же раздел теперь перешла и атомная энергетика, перестав быть особой с точки зрения опасности. Думаю, что эти исследования зафиксировали именно этот перелом.