Алексей Гражданкин, заместитель директора Левада-центра:
В целом тревожность в обществе после событий на Фукусиме есть, она выросла после аварии. По нашим данным, тоже нельзя сказать, что отношение к атомной энергетике радикально изменилось, но все-таки несколько ухудшилось. После того, как эмоции и страхи улягутся, ситуация в Японии стабилизируется, вернется прежний тренд развития атомной энергетики и восстановится прежнее отношение. Сейчас общество достаточно встревожено, хотя, как показывает опрос, от удаленности от места аварии это не зависит.
Мы в России давно живем в условиях, когда гарантий нашего благополучия нет. Угроза от аварии на АЭС попадает в ряд прочих угроз. Чернобыль был в свое время большой проблемой, вызвал сильные волнения. Но с тех пор в нашей жизни произошел целый ряд событий, которые потрясли людей больше, чем Чернобыль. Тот кризис, в котором страна оказалась в начале 1990-х годов, очень сильно сказался на повседневной жизни населения России. Реально произошедшая экономическая катастрофа произвела такой эффект, что на ее фоне прочие угрозы, в том числе угрозы и техногенных катастроф, немного отступили на задний план. Поэтому российское сознание более толерантно к такого рода угрозам.
Александр Прудник, старший научный сотрудник Институт социологии РАН:
Говоря о влиянии на общественное мнение аварии на японской АЭС Фукусима-1, надо иметь в виду то, что в России и в остальном мире состояние общественного мнения по отношению к атомной энергетике различается. Поскольку в России шок от атомной энергетики был пережит еще после аварии на Чернобыльской АЭС. С тех пор прошло уже больше 20 лет и произошло естественное восстановление положительного отношения к атомной энергетике, то есть момент психологической травмы прошел. Сразу же после аварии в Чернобыле отношение к атомной энергетике было отрицательным. На этом фоне приостанавливалась реализация некоторых проектов, в том числе был закрыт проект атомной станции теплоснабжения в Горьком.
Сейчас же, обратите внимание, авария в Японии в плане общественного мнения задела больше всего не Россию, а остальные развитые страны, в частности Германию, где произошел резкий скачок числа противников атомной энергетики. А Россию эта авария не затронула вообще. То есть большая близость к месту аварии не отразилась на общественном мнении в России. Поскольку, во-первых, для всех жителей России она не является шоком (шок был пережит в 1986 году). Во-вторых, последствия чернобыльской аварии и их влияние на текущую жизнь обычного человека оказались минимальными. Именно это предопределяет отношение к тому, что произошло в Японии. Более эмоциональное воздействие на людей оказали последствия цунами, а не выбросы радиации.
Последствия чернобыльской аварии для нас уже прошли. Живущий сейчас человек ощущает, что та катастрофа никак не сказалась на его жизни. С этого момента она перестала пугать. Ведь самым большим источником страха были последствия взрыва на АЭС и неизвестность того, что последует за ним. Сейчас этот вопрос естественным образом снялся. И это же отношение теперь переносится на аварии на других станциях. Мирный атом остается приемлемым источником энергии для большинства граждан России. Кроме того, общая установка государственной информационной политики – это позитивное отношение к атомной энергетике. Плюс достаточно грамотно и продуктивно работает PR-служба самого Росатома.
После аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии вопрос атомной безопасности стал часто подниматься в мире. Многие страны решили полностью заменить устаревшее оборудование, связанное с атомной энергетикой. Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что приостанавливает реализацию ядерной программы в стране, а правительство ФРГ резко изменило ранее проводимую политику в области энергообеспечения. Ангела Меркель ввела трехмесячный мораторий на действие принятого в 2010 году закона о продлении сроков эксплуатации 17 немецких АЭС. Кроме того, была приостановлена работа 7 самых старых АЭС, построенных до 1980 года.
В результате разрушительного землетрясения в Японии 11 марта и последовавшего за ним цунами на атомной станции вышла из строя система охлаждения, что привело к серии аварий и утечке радиоактивных веществ. Властям пришлось эвакуировать жителей в радиусе 20 километров от аварийной АЭС. Впоследствии появилась информация о том, что в различных префектурах страны были обнаружены радиоактивные изотопы йода и цезия — в воздухе, морской и питьевой воде, продуктах.