будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Январь 10, 2002
Архив проектов
Рогов Кирилл

Спикер Миронов о госстроительстве, или Основной вопрос российской демократии

полет мысли

Внезапнорожденный новый спикер Совета Федерации Миронов вчера, совершая паломничество к родным местам в город Питер, испытал очевидный прилив реформаторского энтузиазма и почти весь день снабжал информагентства все новыми и новыми мыслями относительно устройства Верхней палаты в частности и российской государственности в целом. Если не вдаваться в подробности бюрократических нововведений, путем которых спикер хочет реформировать вверенную ему палату (вроде учреждения пяти новых комитетов), то в качестве главных, базовых идей фигурируют две. Миронов еще раз высказался за решительное изменение роли и функции СФ в структуре российской законодательной власти. Кроме того, опять же не в первый раз, он высказался за увеличение президентского срока до пяти лет.

По поводу первого усовершенствования спикер говорит так: за прошедшие два года Совету Федерации принадлежало лишь 13% законодательных инициатив из всего законотворческого половодья, которое имело место. Это мало и недостойно Верхней палаты. Миронов пообещал, что инициативность резко усилится. Во-вторых, спикер решительно заявил, что практика, когда СФ рассматривает далеко не все законы, принимаемые Думой, и действует порядок автоматического их вступления в силу, уйдет в прошлое. В существующем положении вещей спикер наблюдает некую инертность и леность сенаторов, которую теперь, в контексте нового порядка в стране, решено совершенно искоренить.

Господин Миронов, к которому, впрочем, нельзя, кажется, предъявить никаких претензий, кроме разве что чересчур кометоподобного явления на политический Олимп, тут апеллировал к естественному и общеупотребительному ныне представлению, что предшествующая ельцинская эпоха изобиловала разными неустройствами в государственной машине, которые ныне будут повсеместно и бодро исправляться, а беспорядки и своекорыстная неразбериха уступят место деятельной и стройной государственности. СФ, в частности, не будет филонить на некоторых законах и законопорождающих инициативах. Все удовлетворенно это выслушали.

Хочется, впрочем, заметить г-ну Миронову v исключительно в связи с быстротой его политического вознесения и с присовокуплением попутных пожеланий всяческих успехов, v что невыговоренно осуждаемый им прошлый порядок основан был на вполне продуманном функциональном разделении полномочий между Думой и Советом Федерации, на ясной логике распределения полномочий и ответственности между двумя палатами. Государственная Дума - единственный орган, облаченный правом и обязанностью принимать законодательные акты. Верхняя же палата лишь рассматривала эти законы с точки зрения интересов и прав федеративных территорий, легитимируя их таким образом в рамках своих ограниченных и предоставленных им Конституцией суверенитетов. Являясь парламентом региональных интересов, СФ не мог принимать законы v их принимала только репрезентирующая общефедеральный суверенитет Дума, - но мог накладывать на принятые федеральной Думой законы вето и участвовать в последующей согласительной процедуре. За одними - исключительное право формирования федерального законодательства, за другими - исключительное право его федеративной ратификации.

квартет

Весьма понятное ведомственное рвение г-на Миронова участвовать во всех законодательных делах без изъятий, столь традиционное для русской бюрократии (ибо плох тот министр, который не желает, чтоб в его министерстве визировались все или почти все правительственные бумаги), выглядит исключительно вредным и неуместным не только потому, что имеет в виду создание фактически дублера Думы, но и потому, что нынешний Совет Федерации не обладает v в сравнении с Думой v ну никакой практически легитимностью и, строго говоря, представляет собой (с точки зрения этой самой легитимности) нечто совершенно несусветное. Банкир Пугачев здесь представляет Туву, потому что некогда построил там то ли детский садик, то ли топливно-наливную какую-то станцию (а кроме того v у президента Тувы скоро выборы, и ему не нужны неприятности с прокуратурой и Счетной палатой), олигарх Невзлин представляет еще какой-то достойный регион по причине каких-то широко не известных миру благодеяний, профессиональный пиарщик NN - еще кого-то. Другую группу составляют аппаратчики второго звена прошлой эпохи, которые теперь выходят в первое, третью v отставные губернаторы, получившие место как почетную пенсионную синекуру, но также и не без прицела на их наработанные на губернаторских постах связи в профильных для региона федеральных учреждениях.

Фактически, и это важно признать и произнести, сегодняшний Совет Федерации есть прежде всего собрание управленцев-лоббистов, получивших закалку на почве того квазирыночного перераспределения, которое в муках складывалось в систему на протяжении второй половины 90-х. В известном смысле он являет собой попытку легитимировать ту систему местных и столичных олигархий, олигополий и государственно-капиталистических групп, которая и составляет становой хребет сегодняшнего социально-политического уклада. Быть может, такая легализация лоббистских групп, обычно действующих закулисными способами, и имеет определенный "переходный" смысл и резон. (В конце концов, в отличие от губернаторов, для которых перераспределяемые через них федеральные ресурсы были средством контроля местного бизнеса, лоббистские бизнес-группы заинтересованы скорее в институциональных преимуществах, чем в прямых денежных вливаниях.) Однако мечта о превращении этого собрания лоббистов-управленцев в полноценный и конституционный парламент выдает в г-не Миронове государственного деятеля, более отличающегося свежестью мысли, чем опытом.

По всей видимости, новоспикер Миронов в глубине души имеет в виду что-то вполне благородное. Ну, например, что относительно просвещенные и прагматичные лоббисты смогут инициировать и разрабатывать законы, которые в силу консервативности и популизма не способна писать и пропускать Госдума. Конечно v ведь Думе же переизбираться! Чего никак не скажешь о членах Совета Федерации. Их функция v именно прямое представительство корпоративных и регионально-корпоративных интересов. И это - в рамках логики, которую в данном случае провозглашает спикер Миронов, - меньшее зло, чем те издержки популистских социальных требований, которыми отягощена выборная Дума. Иными словами, речь идет о перераспределении финансовых социальных издержек прямой демократии в пользу своеобразной корпоративной v парламента финансово-промышленных и корпоративно-территориальных групп. Ибо что же означает мироновское мечтание о широкой законотворческой активности СФ и рассмотрении им каждого думского законопроекта, как не введение еще одной инстанции торга для каждого принимаемого закона. "Примете наш закон v мы примем ваш, если наши поправки не учтете v мы ваши на корню похерим. С пламенным парламентским приветом - Ваши сенаторы."

цикл

Не менее замечательна и поучительна даже не сама идея, но аргументация спикера по поводу увеличения президентского срока: четыре года, говорит Миронов, для переходной России слишком мало: только пройдут первые два, как уже надо готовиться к следующим выборам, а они нервируют, не дают работать и стоят казне очень дорого. Тема эта возникла еще во второй половине 90-х также в качестве либерально-прагматического рассуждения: народ таков, что каждая выборная кампания обходится казне и всей экономике в огромные суммы, которые приходится вкладывать в разных политических проходимцев, дутые на пустом месте партии и прочие народные чаяния. Некогда реформы проводить, ядрена феня!

Оно, конечно, справедливо и звучит очень неплохо. Но все же - одно маленькое замечание. Любой десятиклассник школы с минимальным экономическим уклоном без запинки решит задачку: каковы будут предельные финансовые вложения в избирательную кампанию? Да очень просто: они напрямую соответствуют предполагаемой выгоде v то есть тому количеству ресурсов, которые вы надеетесь перераспределить, выиграв ее. И в этом смысле блистательную новацию г-на Миронова о необходимости увеличения президентского срока до пяти лет легко парировать ответным рассуждением: ну да, сначала два с половиной года будут делить доставшееся наследство, потом два с половиной v готовиться к следующим выборам.

Элита говорит: народ глуп. Народ говорит: элита жуликовата. Поди разбери, кто прав.

Рогов Кирилл
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).