Александр Киреев, начальник аналитического управления МОО «Комитет по борьбе с коррупцией»:
За несколько лет работы Комитета к нам поступило более 80 тыс. обращений — граждане звонили на «горячую линию», присылали письма, приезжали сами.
В абсолютном большинстве таких случаев, как становилось понятным из прилагаемых документов, вопросы, поставленные в обращениях граждан, не только можно, но и нужно было решить на месте. Однако, соответствующие должностные лица на местах, чаще всего, даже не желали вникнуть в существо дела, в лучшем случае отделываясь формальными отписками.
Неудивительно, что в подобных случаях граждане видели в наплевательском отношении должностных лиц признаки коррупции. И во многом такая оценка была обоснованной, если считать коррупцией не одно лишь простое взяточничество, но и получение должностным лицом зарплаты за работу, которую это лицо реально лишь имитирует.
Реализация утвержденного Президентом РФ Дмитрием Медведевым Национального плана противодействия коррупции зависит от поступлений главе государства и руководителям соответствующих уполномоченных государственных служб объективной и хорошо структурированной информации о коррупционных проявлениях. В большинстве случаев источниками такой информации являются обобщенные отчеты государственных органов о проделанной работе, а также экспертные оценки и результаты социологических опросов.
В существующих условиях эти сведения недостаточны, а зачастую и искажены в ведомственных интересах. Они не позволяют сформировать точную объективную картину уровня коррупции. Что затрудняет принятие эффективных управленческих решений, направленных на ее радикальное снижение.
Одним из значимых показателей коррумпированности может служить количество обращений граждан. Обращения, являясь своеобразным «голосом народа», выступают каналом не только информирования, но и в определенном смысле, индикатором общественного сознания, игнорировать которое недопустимо, т.к. без этого невозможно построение реального взаимодействия общества и власти, что является важным фактором победы в борьбе с коррупцией.
Мы проводили эту статистику по обращениям граждан из регионов, где зафиксирована высокая активность населения.
Доля обратившихся в МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» составила:
Следует отметить, что обращения были проанализированы по таким выделенным крупным структурам как органы власти, правоохранительные органы, ЖКХ и здравоохранение.
Анализ обращений показал, что по всем федеральным округам наибольшее число обращений в МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» было связано с правоохранительными органами (в среднем почти половина — 47,5%).
Показательно, что по всем федеральным округам структура обращений распределяется идентично. Распределение выделенных структур, если ранжировать их по мере снижения количества обращений, представленов табл. 1, статистика обращений в регионах федеральных окгугов — в табл. 2-8
Дальне- восточ- ный ФО | Северо- Запад- ный | Ураль- ский | Южный | Привол- жский | Сибир- ский | Цент- ральный | |
Правоохранительные органы | 44,8 | 48,3 | 55,3 | 49,5 | 60,5 | 67,1 | 42,3 |
ЖКХ | 31,9 | 30,4 | 24,0 | 28,6 | 22,4 | 15,6 | 37,2 |
Органы власти | 20,7 | 13,7 | 15,3 | 14,1 | 12,1 | 13,6 | 13,3 |
Здравоохранение | 2,6 | 5,6 | 4,6 | 6,2 | 4,2 | 3,1 | 6,1 |
Прочие | 0 | 2,0 | 0,8 | 1,7 | 0,8 | 0,7 | 1,1 |
Регион | Правоохра- нительные органы | ЖКХ | Органы власти | Здраво- охранение | Прочие |
Камчатский край | 33,3 | 44,4 | 22,2 | 0 | 0 |
Приморский край | 45,7 | 30,4 | 21,7 | 2,2 | 0 |
Сахалинская область | 61,9 | 28,6 | 9,5 | 0 | 0 |
Хабаровский край | 20 | 50 | 20 | 10 | 0 |
Чукотский АО | 66,7 | 16,7 | 16,7 | 0 | 0 |
Регион | Правоохра- нительные органы | ЖКХ | Органы власти | Здраво- охранение | Прочие |
Башкортостан | 65 | 16,7 | 15 | 1,7 | 1,7 |
Марий Эл | 63,2 | 15,8 | 10,5 | 10,5 | 0 |
Мордовия | 55,6 | 11,1 | 0 | 33,3 | 0 |
Татарстан | 72,7 | 9,1 | 18,2 | 0 | 0 |
Чувашия | 73,3 | 13,3 | 13,3 | 0 | 0 |
Пермский край | 63,9 | 14,8 | 14,8 | 6,6 | 0 |
Кировская область | 60 | 20 | 12 | 8 | 0 |
Нижегородская область | 56,2 | 18,8 | 12,5 | 12,5 | 0 |
Оренбургская область | 76,3 | 11,9 | 8,5 | 1,7 | 1,7 |
Пензенская область | 39,1 | 39,1 | 17,4 | 4,3 | 0 |
Самарская область | 42,2 | 43,8 | 10,9 | 1,6 | 1,6 |
Саратовская область | 56 | 25 | 16,7 | 2,4 | 0 |
Ульяновская область | 61,9 | 28,6 | 4,8 | 2,4 | 2,4 |
Регион | Правоохра- нительные органы | ЖКХ | Органы власти | Здраво- охранение | Прочие |
Карелия | 46,7 | 26,7 | 20 | 6,7 | 0 |
Коми | 61,1 | 16,7 | 11,1 | 5,6 | 5,6 |
Архангельская область | 51,6 | 38,7 | 6,5 | 3,2 | 0 |
Вологодская область | 55 | 20 | 25 | 0 | 0 |
Калининградская область | 44,4 | 29,6 | 22,2 | 3,7 | 0 |
Ленинградская область | 37,1 | 40 | 17,1 | 5,7 | 0 |
Мурманская область | 46,8 | 27,7 | 12,8 | 10,6 | 2,1 |
Новгородская область | 48,4 | 32,3 | 12,9 | 3,3 | 3,2 |
Псковская область | 27,6 | 55,2 | 6,9 | 10,3 | 0 |
Санкт-Петербург | 52,3 | 26 | 13 | 5,2 | 3,2 |
Регион | Правоохра- нительные органы | ЖКХ | Органы власти | Здраво- охранение | Прочие |
Бурятия | 50 | 16,7 | 33,3 | 0 | 0 |
Алтайский край | 62 | 12 | 18 | 6 | 2 |
Красноярский край | 69,4 | 6,1 | 22,4 | 2 | 0 |
Иркутская область | 77,4 | 16,1 | 6,5 | 0 | 0 |
Кемеровская область | 63,6 | 13,6 | 13,6 | 9,1 | 0 |
Новосибирская область | 69 | 24,1 | 6,9 | 0 | 0 |
Томская область | 81,8 | 0 | 9,1 | 9,1 | 0 |
Читинская область | 57,1 | 28,6 | 14,3 | 0 | 0 |
Регион | Правоохра- нительные органы | ЖКХ | Органы власти | Здраво- охранение | Прочие |
Свердловская область | 54,7 | 25,5 | 14,2 | 5,7 | 0 |
Тюменская область | 51,7 | 13,8 | 24,1 | 10,3 | 0 |
Курганская область | 39,1 | 26,1 | 26,1 | 4,3 | 4,3 |
Челябинская область | 59,8 | 23 | 13,8 | 2,3 | 1,1 |
Регион | Правоохра- нительные органы | ЖКХ | Органы власти | Здраво- охранение | Прочие |
Белгородская область | 49,2 | 23 | 19,7 | 8,2 | 0 |
Брянская область | 44,6 | 13,5 | 24,3 | 17,6 | 0 |
Владимирская область | 51,8 | 28,9 | 18,1 | 1,2 | 0 |
Воронежская область | 53,8 | 30,2 | 10,4 | 3,8 | 1,9 |
Ивановская область | 57,1 | 31,4 | 11,4 | 0 | 0 |
Калужская область | 42,2 | 24,4 | 17,8 | 11,1 | 4,4 |
Костромская область | 44,4 | 38,9 | 11,1 | 5,6 | 0 |
Курская область | 60,4 | 20,8 | 14,6 | 4,2 | 0 |
Липецкая область | 52 | 32 | 12 | 2 | 2 |
Москва | 37,5 | 43,7 | 11,9 | 6 | 0,9 |
Московская область | 41,5 | 36,3 | 14,6 | 6,6 | 1 |
Орловская область | 66,7 | 27,8 | 2,8 | 2,8 | 0 |
Рязанская область | 42,4 | 27,3 | 21,2 | 3 | 6,1 |
Смоленская область | 51,4 | 21,6 | 13,5 | 8,1 | 5,4 |
Тамбовская область | 61,3 | 24,2 | 8,1 | 4,8 | 1,6 |
Тверская область | 39,8 | 37,6 | 16,1 | 5,4 | 1,1 |
Тульская область | 46,2 | 34,4 | 8,6 | 9,7 | 1,1 |
Ярославская область | 41,9 | 27,9 | 25,6 | 2,3 | 2,3 |
Регион | Правоохра- нительные органы | ЖКХ | Органы власти | Здраво- охранение | Прочие |
Карачаево-Черкессия | 33,3 | 50 | 16,7 | 0 | 0 |
Северная Осетия | 20 | 40 | 20 | 10 | 10 |
Краснодарский край | 57,9 | 24,1 | 11,8 | 5,3 | 0,9 |
Ставропольский край | 47,3 | 24,7 | 15,8 | 11,6 | 0,7 |
Астраханская область | 61,3 | 25,8 | 9,7 | 3,2 | 0 |
Волгоградская область | 52,9 | 27,1 | 15,3 | 4,7 | 0 |
Ростовская область | 41,1 | 35,5 | 15,7 | 4,8 | 2,8 |
На основе данной статистики можно видеть, в каких регионах хуже, а в каких лучше налажена система реального взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с населением, где нарушения прав граждан пресекаются наиболее эффективно. Она также может стать одним из критериев оценки эффективности работы соответствующих служб региона.
Статья в журнале "Антикоррупционер", №4, 2009
Учредитель: "Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией"