УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 12 мая 2009 г. № 537
1. Россия преодолела последствия системного политического исоциально-экономического кризиса конца XX века - остановила падениеуровня и качества жизни российских граждан, устояла под напоромнационализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратиладискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет итерриториальную целостность, восстановила возможности по наращиваниюсвоей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов вкачестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международныхотношений.
Реализуется государственная политика в области национальной обороны,государственной и общественной безопасности, устойчивого развитияРоссии, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылкидля укрепления системы обеспечения национальной безопасности,консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи вэкономической сфере, выросла инвестиционная привлекательностьнациональной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы,духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляетсяобщественное согласие на основе общих ценностей - свободы инезависимости Российского государства, гуманизма, межнационального мираи единства культур многонационального народа Российской Федерации,уважения семейных традиций, патриотизма.
В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращениявнутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичногоразвития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих державпо уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию намировые процессы.
В условиях глобализации процессов мирового развития, международныхполитических и экономических отношений, формирующих новые угрозы ириски для развития личности, общества и государства, Россия в качествегаранта благополучного национального развития переходит к новойгосударственной политике в области национальной безопасности.
2. Основными направлениями обеспечения национальной безопасностиРоссийской Федерации являются стратегические национальные приоритеты,которыми определяются задачи важнейших социальных, политических иэкономических преобразований для создания безопасных условий реализацииконституционных прав и свобод граждан Российской Федерации,осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальнойцелостности и суверенитета государства.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020года - официально признанная система стратегических приоритетов, целейи мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояниенациональной безопасности и уровень устойчивого развития государства надолгосрочную перспективу.
Концептуальные положения в области обеспечения национальнойбезопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи ивзаимозависимости Стратегии национальной безопасности РоссийскойФедерации до 2020 года и Концепции долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации на период до2020 года.
4. Настоящая Стратегия является базовым документом по планированиюразвития системы обеспечения национальной безопасности РоссийскойФедерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечениюнациональной безопасности. Она является основой для конструктивноговзаимодействия органов государственной власти, организаций иобщественных объединений для защиты национальных интересов РоссийскойФедерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
5. Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании иподдержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних ивнешних условий, благоприятных для реализации стратегическихнациональных приоритетов.
6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
7. Силы и средства обеспечения национальной безопасностисосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальнойбезопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, всфере науки и образования, в международной, духовной, информационной,военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфереобщественной безопасности.
8. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международнойжизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостьюсобытий.
Между государствами обострились противоречия, связанные снеравномерностью развития в результате глобализационных процессов,углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности имодели развития стали предметом глобальной конкуренции.
Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.
В результате укрепления новых центров экономического роста иполитического влияния складывается качественно новая геополитическаяситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем иурегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участиянерегиональных сил.
Несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры,ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только наОрганизацию Североатлантического договора, а также несовершенствоправовых инструментов и механизмов все больше создают угрозуобеспечению международной безопасности.
9. Переход от блокового противостояния к принципам многовекторнойдипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политикаего использования расширили возможности Российской Федерации поукреплению ее влияния на мировой арене.
Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобырассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для еезакрепления в числе государств - лидеров в мировой экономике на основеэффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальнойконкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала,уровня государственной и общественной безопасности.
10. На обеспечение национальных интересов Российской Федерациинегативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы одностороннихсиловых подходов в международных отношениях, противоречия междуосновными участниками мировой политики, угроза распространения оружиямассового уничтожения и его попадания в руки террористов, а такжесовершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической ибиологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальноеинформационное противоборство, возрастут угрозы стабильностииндустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическомуразвитию и демократическим институтам. Получат развитиенационалистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственныйэкстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма.Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающейприродной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой инезаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другимиформами транснациональной организованной преступности. Вероятнораспространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранеевирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.
11. Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будетсосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе наБлижнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, вбассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействиена международную обстановку в среднесрочной перспективе будутпо-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты наБлижнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, наКорейском полуострове.
12. Критическое состояние физической сохранности опасных материалов иобъектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитическойситуацией, а также не контролируемое государствами распространениеобычных вооружений могут привести к обострению существующих ивозникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.
В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решениявозникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушенсложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ еесоюзников.
Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия.
Возможности поддержания глобальной и региональной стабильностисущественно сузятся при размещении в Европе элементов глобальнойсистемы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки.
Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут статьсопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военнойсилы.
13. На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремитьсявыстраивать международные отношения на принципах международного права,обеспечения надежной и равной безопасности государств.
Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамкахмеждународного права, будет проводить рациональную и прагматичнуювнешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе иновую гонку вооружений.
Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ОрганизацииОбъединенных Наций Россия рассматривает в качестве центральногоэлемента стабильной системы международных отношений, в основе которой -уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств,опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешенияглобальных и региональных кризисных ситуаций.
Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах,как "Группа восьми", "Группа двадцати", РИК (Россия, Индия и Китай),БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использоватьвозможности других неформальных международных институтов.
Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества сгосударствами - участниками Содружества Независимых Государств являетсядля России приоритетным направлением внешней политики. Россия будетстремиться развивать потенциал региональной и субрегиональнойинтеграции и координации на пространстве государств - участниковСодружества Независимых Государств в рамках прежде всего самогоСодружества Независимых Государств, а также Организации Договора околлективной безопасности и Евразийского экономического сообщества,оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах,граничащих с государствами - участниками Содружества НезависимыхГосударств.
При этом Организация Договора о коллективной безопасностирассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента,призванного противостоять региональным вызовам и угрозамвоенно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбус незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
14. Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономическогосообщества в качестве ядра экономической интеграции, инструментасодействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных,промышленных и других совместных проектов, в первую очередьрегионального значения.
15. Для России особое значение будут иметь укрепление политическогопотенциала Шанхайской организации сотрудничества, стимулирование в еерамках практических шагов, способствующих укреплению взаимного доверияи партнерства в Центрально-Азиатском регионе.
16. Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмоввзаимодействия с Европейским союзом, включая последовательноеформирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутреннейбезопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальныминтересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системыколлективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.
17. Определяющим фактором в отношениях с ОрганизациейСевероатлантического договора останется неприемлемость для Россиипланов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам ипопытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормамимеждународного права.
Россия готова к развитию отношений с Организацией Североатлантическогодоговора на основе равноправия и в интересах укрепления всеобщейбезопасности в Евро-Атлантическом регионе, глубина и содержание которыхбудут определяться готовностью альянса к учету законных интересовРоссии при осуществлении военно-политического планирования, уважениюнорм международного права, а также к их дальнейшей трансформации ипоиску новых задач и функций гуманистической направленности.
18. Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценногостратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основесовпадающих интересов и с учетом ключевого влиянияроссийско-американских отношений на состояние международной обстановкив целом. В качестве приоритетов останутся достижение новыхдоговоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями,укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространенияоружия массового уничтожения, наращивания антитеррористическогосотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.
19. В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженностьиспользованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных ииных инструментов защиты государственного суверенитета и национальныхинтересов.
Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связанос реализацией задач устойчивого развития России. Успешную интеграциюРоссии в глобальное экономическое пространство и международную системуразделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальнойэкономики на инновационный путь развития.
20. Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимообеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональноесогласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальнойэкономики, поднять качество работы органов государственной власти исформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданскимобществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права нажизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, надоступное образование и культурное развитие.
21. Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:
в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельностькоторой направлена на поддержание стратегической стабильности ивзаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
22. Внутренние и внешние суверенные потребности государства вобеспечении национальной безопасности реализуются через стратегическиенациональные приоритеты.
23. Основными приоритетами национальной безопасности РоссийскойФедерации являются национальная оборона, государственная и общественнаябезопасность.
24. Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация,наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности,сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетахустойчивого развития:
повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личнойбезопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
экономический рост, который достигается прежде всего путем развитиянациональной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которыеразвиваются путем укрепления роли государства и совершенствованиягосударственно-частного партнерства;
экология живых систем и рациональное природопользование, поддержаниекоторых достигается за счет сбалансированного потребления, развитияпрогрессивных технологий и целесообразного воспроизводстваприродно-ресурсного потенциала страны;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство,которые укрепляются на основе активного участия России в развитиимногополярной модели мироустройства.
25. Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит вподдержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсныхвозможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальныминтересам Российской Федерации.
Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямуюзависит от экономического потенциала страны и эффективностифункционирования системы обеспечения национальной безопасности.
26. Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоятв предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также восуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечениявоенной безопасности страны.
Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системнуюреализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических,военных, экономических, информационных и иных мер, направленных наупреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороныгосударства - агрессора (коалиции государств).
Стратегическое сдерживание осуществляется с использованиемэкономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку силобеспечения национальной безопасности, путем развития системывоенно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а такжевоенной инфраструктуры и системы управления военной организациейгосударства.
27. Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя изпринципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе засчет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичнойдипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.
28. Военная безопасность обеспечивается путем развития исовершенствования военной организации государства и оборонногопотенциала, а также выделения на эти цели достаточного объемафинансовых, материальных и иных ресурсов.
Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляетсяпутем развития системы обеспечения национальной безопасности,проведения перспективной военно-технической политики и развития военнойинфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управлениявоенной организацией государства и реализации комплекса мер поповышению престижа военной службы.
29. Государственная политика Российской Федерации в областинациональной обороны и военного строительства, в том числе в рамкахСоюзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена насовершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развитиявоенно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет итерриториальную целостность государства.
30. Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущихзарубежных стран, направленная на достижение преобладающегопревосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерныхсилах, путем развития высокоточных, информационных и другихвысокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегическихвооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядкеглобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземногокосмического пространства, способных привести к новому витку гонкивооружений, а также на распространение ядерных, химических,биологических технологий, производство оружия массового уничтожениялибо его компонентов и средств доставки.
Негативное воздействие на состояние военной безопасности РоссийскойФедерации и ее союзников усугубляется отходом от международныхдоговоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а такжедействиями, направленными на нарушение устойчивости системгосударственного и военного управления, предупреждения о ракетномнападении, контроля космического пространства, функционированиястратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов,атомной энергетики, атомной и химической промышленности, другихпотенциально опасных объектов.
31. Российская Федерация реализует долгосрочную государственнуюполитику в области национальной обороны путем разработки системыосновополагающих концептуальных, программных документов, а такжедокументов планирования, развития норм законодательного регулированиядеятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий иорганизаций реального сектора экономики, институтов гражданскогообщества в мирное и военное время, а также совершенствования сил исредств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктурыстраны в интересах национальной обороны.
32. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочнойперспективе является переход к качественно новому облику ВооруженныхСил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегическихядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структурыи системы территориального базирования войск и сил, наращиванияколичества частей постоянной готовности, а также совершенствованияоперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействиявойск и сил.
Для этого уточняется система комплектования Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, других войск, воинских формирований и органов, включаяподготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры,отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимаетсяпрестиж военной службы и статус офицерского состава, а такжеобеспечивается выполнение государственных программ и заказов наразработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальнойтехники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы иуправления.
33. В среднесрочной перспективе должен быть завершен переход на единуюсистему заказов федеральными органами исполнительной власти вооружения,военной и специальной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации,других войск, воинских формирований и органов, а также наунифицированную систему тылового и технического обеспечения. Должнобыть обеспечено нормативное правовое регулирование поддержания запасовматериальных средств в государственном и мобилизационном резерве, атакже сотрудничества с другими государствами в области военнойбезопасности.
34. Реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленногокомплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективесогласовываются с решением задач по всестороннему и своевременномуобеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов современными видами вооружения испециальной техники.
35. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности всфере государственной и общественной безопасности являются защита основконституционного строя Российской Федерации, основных прав и свободчеловека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, еенезависимости и территориальной целостности, а также сохранениегражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.
36. Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности всфере государственной и общественной безопасности на долгосрочнуюперспективу исходит из необходимости постоянного совершенствованияправоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению ираскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступныхпосягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность,общественный порядок и общественную безопасность, конституционный стройРоссийской Федерации.
37. Основными источниками угроз национальной безопасности в сферегосударственной и общественной безопасности являются: разведывательнаяи иная деятельность специальных служб и организаций иностранныхгосударств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущербабезопасности Российской Федерации; деятельность террористическихорганизаций, группировок и отдельных лиц, направленная нанасильственное изменение основ конституционного строя РоссийскойФедерации, дезорганизацию нормального функционирования органовгосударственной власти (включая насильственные действия в отношениигосударственных, политических и общественных деятелей), уничтожениевоенных и промышленных объектов, предприятий и учреждений,обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в томчисле путем применения ядерного и химического оружия либо опасныхрадиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистскаядеятельность националистических, религиозных, этнических и иныхорганизаций и структур, направленная на нарушение единства итерриториальной целостности Российской Федерации, дестабилизациювнутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельностьтранснациональных преступных организаций и группировок, связанная снезаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ,оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступныхпосягательств, направленных против личности, собственности,государственной власти, общественной и экономической безопасности, атакже связанных с коррупцией.
38. Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечениягосударственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективудолжны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасностиличности, прежде всего детей и подростков, совершенствованиенормативного правового регулирования предупреждения и борьбы спреступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышениеэффективности защиты прав и законных интересов российских граждан зарубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительнойсфере.
39. Обеспечению государственной и общественной безопасности надолгосрочную перспективу будут также способствовать повышениеэффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб,создание единой государственной системы профилактики преступности (впервую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включаямониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики,разработка и использование специальных мер, направленных на снижениеуровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.
40. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:совершенствуется структура и деятельность федеральных органовисполнительной власти, реализуется Национальный план противодействиякоррупции, развивается система выявления и противодействия глобальнымвызовам и кризисам современности, включая международный и национальныйтерроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм иэтнический сепаратизм; создаются механизмы предупреждения инейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; формируетсядолгосрочная концепция комплексного развития и совершенствованияправоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантииих сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержкаправоохранительной деятельности, принимаются на вооружениеперспективные специальные средства и техника, развивается системапрофессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственнойи общественной безопасности; укрепляется режим безопасногофункционирования предприятий, организаций и учрежденийоборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетическогокомплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;повышается социальная ответственность органов обеспечениягосударственной и общественной безопасности.
41. Одним из условий обеспечения национальной безопасности являетсянадежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации.
Основными угрозами интересам и безопасности Российской Федерации впограничной сфере являются наличие и возможная эскалация вооруженныхконфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенностьмеждународно-правового оформления государственной границы РоссийскойФедерации с отдельными сопредельными государствами.
Угрозу безопасности в пограничной сфере представляют деятельностьмеждународных террористических и экстремистских организаций попереброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора иорганизации диверсий, а также активизация трансграничных преступныхгрупп по незаконному перемещению через государственную границуРоссийской Федерации наркотических средств, психотропных веществ,товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных икультурных ценностей, организации каналов незаконной миграции.
Негативное влияние на обеспечение надежной защиты и охраныгосударственной границы Российской Федерации оказывает недостаточныйуровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенностипограничных органов.
42. Решение задач обеспечения безопасности государственной границыРоссийской Федерации достигается за счет создания высокотехнологичных имногофункциональных пограничных комплексов, особенно на границах сРеспубликой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской Республикой,а также повышения эффективности охраны государственной границы, вчастности в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке ина Каспийском направлении.
43. Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуацияхдостигается путем совершенствования и развития единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера (в том числе территориальных и функциональныхсегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайныхситуациях достигается за счет повышения эффективности реализацииполномочий органов местного самоуправления в области обеспечениябезопасности жизнедеятельности населения, обновления паркатехнологического оборудования и технологий производства на потенциальноопасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современныхтехнических средств информирования и оповещения населения в местах ихмассового пребывания, а также разработки системы принятия превентивныхмер по снижению риска террористических актов и смягчению последствийчрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
44. Российская Федерация укрепляет национальную оборону, обеспечиваетгосударственную и общественную безопасность в целях формированияблагоприятных внутренних и внешних условий для достижения приоритетов вобласти социально-экономического развития государства.
45. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности вобласти повышения качества жизни российских граждан являются снижениеуровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизацияего численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочнойперспективе - коренное улучшение демографической ситуации.
46. Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путемобеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья,высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплатыактивной трудовой деятельности.
47. Источниками угроз национальной безопасности могут стать такиефакторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковскихсистем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые,энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание вразвитии передовых технологических укладов, повышающие стратегическиериски зависимости от изменения внешних факторов.
48. Обеспечению национальной безопасности в области повышения качестважизни российских граждан будут способствовать снижение уровняорганизованной преступности, коррупции и наркомании, противодействиепреступным формированиям в легализации собственной экономическойосновы, достижение социально-политической стабильности и положительнойдинамики развития Российской Федерации, устойчивостьфинансово-банковской системы, расширенное воспроизводствоминерально-сырьевой базы, доступность современного образования издравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социальнозначимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовыхресурсов, рациональная организация миграционных потоков.
49. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасностив среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасностьи гарантированное снабжение населения высококачественными и доступнымилекарственными препаратами.
50. Продовольственная безопасность обеспечивается за счет развитиябиотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а такжепутем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращениясельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национальногозернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольногораспространения пищевой продукции, полученной из генетическимодифицированных растений с использованием генетически модифицированныхмикроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированныеаналоги.
51. В целях развития фармацевтической отрасли формируются условия дляпреодоления ее сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков.
52. Для противодействия угрозам национальной безопасности в областиповышения качества жизни российских граждан силы обеспечениянациональной безопасности во взаимодействии с институтами гражданскогообщества:
совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;
содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий вуровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступавсех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизниколичеству пищевых продуктов;
создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;
улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защитунаселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия длявовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическимивозможностями, проводят рациональную региональную миграционнуюполитику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальнойподдержки отдельных категорий граждан;
обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступностьинформационных технологий, а также информации по различным вопросамсоциально-политической, экономической и духовной жизни общества;
совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепленияматериально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры,образования, развития жилищного строительства и повышения качестважилищно-коммунального обслуживания.
53. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасностиявляются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пятистран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а такжедостижение необходимого уровня национальной безопасности вэкономической и технологической сферах.
54. Обеспечение национальной безопасности за счет экономического ростадостигается путем развития национальной инновационной системы,повышения производительности труда, освоения новых ресурсныхисточников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики,совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг имежбюджетных отношений в Российской Федерации.
55. Главными стратегическими рисками и угрозами национальнойбезопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являютсясохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики,снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сферот внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальнымиресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности иэнергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующаятрудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальнойфинансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализациихозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.
56. Недостаточная эффективность государственного регулированиянациональной экономики, снижение темпов экономического роста, появлениедефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статейбюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию,последующему накоплению социальных проблем в стране.
57. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальнойбезопасности в экономической сфере могут оказать дефициттопливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, принятиедискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции вотношении России, а также кризисные явления в мировойфинансово-банковской системе.
58. Для обеспечения национальной безопасности за счет экономическогороста Российская Федерация основные усилия сосредоточивает на развитиинауки, технологий и образования, совершенствовании национальныхинвестиционных и финансовых институтов в интересах достижениянеобходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной имеждународной сферах.
59. Угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией вуровнях развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путемпроведения рациональной государственной региональной политики,направленной на улучшение координации деятельности органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.
60. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасностив экономической сфере на долгосрочную перспективу являетсяэнергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечениянациональной и глобальной энергетической безопасности являютсямногостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающихпринципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов,разработка и международный обмен перспективными энергосберегающимитехнологиями, а также использование экологически чистых, альтернативныхисточников энергии.
Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивоеобеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартногокачества, эффективное использование энергоресурсов путем повышенияконкурентоспособности отечественных производителей, предотвращениевозможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, созданиестратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующегооборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго-и теплоснабжения.
61. Для противодействия угрозам экономической безопасности силыобеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтамигражданского общества нацелены на поддержку государственнойсоциально-экономической политики, направленной:
на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики;
на развитие национальной инновационной системы в целях реализациивысокоэффективных проектов и приоритетных программ развитиявысокотехнологичных секторов экономики;
на укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы;
на сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;
на обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовыхмигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных иконфессиональных различий, включая совершенствование миграционногоучета, а также на обоснованное территориальное распределение трудовыхмигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах;
на формирование системы научного и технологического прогнозирования иреализацию научных и технологических приоритетов, усиление интеграциинауки, образования и производства;
на создание условий для развития конкурентоспособной отечественной фармацевтической промышленности;
на развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий,средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационногооборудования и программного обеспечения.
62. В интересах обеспечения национальной безопасности в среднесрочнойперспективе развиваются конкурентоспособные отрасли экономики ирасширяются рынки сбыта российской продукции, повышается эффективностьтопливно-энергетического комплекса, расширяется использованиеинструментов государственно-частного партнерства для решениястратегических задач развития экономики и завершения формированиябазовой транспортной, энергетической, информационной, военнойинфраструктуры, особенно в Арктической зоне, Восточной Сибири и наДальнем Востоке Российской Федерации.
63. Укреплению экономической безопасности будет способствоватьсовершенствование государственного регулирования экономического ростапутем разработки концептуальных и программных документовмежрегионального и территориального планирования, создания комплекснойсистемы контроля над рисками, включая:
проведение активной государственной антиинфляционной, валютной,курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики,ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектораэкономики;
стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкойпродукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитиеперспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
64. На региональном уровне стабильному состоянию национальнойбезопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системноеразвитие субъектов Российской Федерации.
Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности нарегиональном уровне на среднесрочную перспективу определяется созданиемеханизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации всоциально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путемсбалансированного территориального развития.
В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанныес диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путемразвертывания полномасштабной национальной инновационной системы засчет формирования перспективных территориально-промышленных районов вюжных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и вдругих регионах Российской Федерации.
65. В области регионального развития силы обеспечения национальнойбезопасности во взаимодействии с институтами гражданского обществаспособствуют эффективному осуществлению органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ихполномочий за счет координации и реализации принимаемых на федеральном,региональном и муниципальном уровнях мер, направленных на развитиерегиональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание ихбюджетной обеспеченности.
66. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:
развитие государственных научных и научно-технологических организаций,способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики ипотребности национальной обороны за счет эффективной координациинаучных исследований и развития национальной инновационной системы;
повышение социальной мобильности, уровня общего и профессиональногообразования населения, профессиональных качеств кадров высшейквалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.
67. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальнойбезопасности в сфере науки, технологий и образования оказываютотставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимостьот импортных поставок научного оборудования, приборов и электроннойкомпонентной базы, стратегических материалов, несанкционированнаяпередача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий,необоснованные односторонние санкции в отношении научных иобразовательных организаций России, недостаточное развитие нормативнойправовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленнойполитики, низкие уровень социальной защищенностиинженерно-технического, профессорско-преподавательского ипедагогического состава и качество общего среднего образования,профессионального начального, среднего и высшего образования.
68. Одним из главных направлений Российская Федерация на среднесрочнуюперспективу определяет технологическую безопасность. С этой цельюсовершенствуется государственная инновационная и промышленная политика,определяются в качестве безусловного приоритета инновационного развитиянациональной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование,совершенствуется федеральная контрактная система и системагосударственного заказа на подготовку высококвалифицированныхспециалистов и рабочих кадров, развивается государственно-частноепартнерство в сфере науки и технологий, создаются условия дляинтеграции науки, образования и промышленности, проводятся системныеисследования в интересах решения стратегических задач национальнойобороны, государственной и общественной безопасности, а такжеустойчивого развития страны.
69. Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образованиясилы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии синститутами гражданского общества осуществляют гражданское воспитаниеновых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога,обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования вобласти интеграции науки, образования и высокотехнологичнойпромышленности.
70. Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий иобразования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигаетсяпутем:
формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследованийи ее государственной поддержки в интересах организационно-научногообеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;
создания сети федеральных университетов, национальных исследовательскихуниверситетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовкуспециалистов для работы в сфере науки и образования, разработкиконкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции,организации наукоемкого производства;
реализации программ создания учебных заведений, ориентированных наподготовку кадров для нужд регионального развития, органов и силобеспечения национальной безопасности;
обеспечения участия российских научных и научно-образовательныхорганизаций в глобальных технологических и исследовательских проектах сучетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.
71. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются:
увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;
совершенствование профилактики и оказания своевременнойквалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичноймедицинской помощи;
совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.
72. Одними из главных угроз национальной безопасности в сферездравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабныхэпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции,туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступностипсихоактивных и психотропных веществ.
73. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальнойбезопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкиеэффективность системы медицинского страхования и качество подготовки ипереподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровеньсоциальных гарантий и оплаты труда медицинских работников ифинансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи,незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохраненияв целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечениянаселения медицинской помощью.
74. Государственная политика Российской Федерации в сферездравоохранения и здоровья нации нацелена на профилактику ипредотвращение роста уровня социально-опасных заболеваний.
75. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности всфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация насреднесрочную перспективу определяет усиление профилактическойнаправленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровьячеловека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельностиобщества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.
76. Укреплению национальной безопасности в сфере здравоохранения издоровья нации будут способствовать повышение качества и доступностимедицинского обслуживания за счет использования перспективныхинформационных и телекоммуникационных технологий, государственнаяподдержка перспективных разработок в области фармацевтики,биотехнологий и нанотехнологий, а также модернизация экономическихмеханизмов функционирования здравоохранения и развитиематериально-технической базы государственной и муниципальной системздравоохранения с учетом региональных особенностей.
77. Для противодействия угрозам в сфере здравоохранения и здоровьянации силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии синститутами гражданского общества обеспечивают эффективностьгосударственно-правового регулирования в области стандартизации,лицензирования, сертификации медицинских услуг, аккредитациимедицинских и фармацевтических учреждений, обеспечения государственныхгарантий по оказанию медицинской помощи и модернизации системыобязательного медицинского страхования, определения единых критериевоценки работы лечебно-профилактических учреждений на уровнемуниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
78. Решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения издоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигаетсяпутем:
формирования национальных программ (проектов) по лечению социальнозначимых заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые,диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм)с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению иреабилитации пациентов;
развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения;
обеспечения качественного изменения структуры заболеваний и ликвидациипредпосылок эпидемий, в том числе вызванных особо опаснымиинфекционными патогенами, за счет разработки и реализации перспективныхтехнологий и национальных программ государственной поддержкипрофилактики заболеваний.
79. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются:
расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцамотечественной и зарубежной культуры и искусства путем созданиясовременных территориально распределенных информационных фондов;
создание условий для стимулирования населения к творческойсамореализации путем совершенствования системыкультурно-просветительской работы, организации досуга и массовоговнешкольного художественного образования;
содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.
80. Главными угрозами национальной безопасности в сфере культурыявляются засилие продукции массовой культуры, ориентированной надуховные потребности маргинальных слоев, а также противоправныепосягательства на объекты культуры.
81. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности всфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России,ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основекоторого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная ирелигиозная нетерпимость.
82. Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечениянациональной безопасности во взаимодействии с институтами гражданскогообщества обеспечивают эффективность государственно-правовогорегулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур,толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных имежрегиональных культурных связей.
83. Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будутспособствовать сохранение и развитие самобытных культурмногонационального народа Российской Федерации, духовных ценностейграждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры идосуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социальногообеспечения, развитие производства и проката произведений отечественнойкинематографии, развитие культурно-познавательного туризма,формирование государственного заказа на создание кинематографической ипечатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а такжеиспользование культурного потенциала России в интересах многостороннегомеждународного сотрудничества.
84. Решение задач обеспечения национальной безопасности в сферекультуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счетпризнания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранениякультурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единствамногонационального народа Российской Федерации и международного имиджаРоссии в качестве страны с богатейшей традиционной и динамичноразвивающейся современной культурой, создания системы духовного ипатриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарнойи информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств -участников Содружества Независимых Государств и в сопредельныхрегионах.
85. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности вусловиях возрастающей экономической активности и глобальных измененийклимата.
86. На состояние национальной безопасности в экологической сференегативное воздействие оказывают истощение мировых запасовминерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие вРоссийской Федерации экологически неблагополучных регионов.
87. Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляетсясохранением значительного количества опасных производств, деятельностькоторых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушениесанитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартовпотребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативногоправового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходынеядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпаниязапасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добычамногих стратегически важных полезных ископаемых.
88. Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности ирационального природопользования силы обеспечения национальнойбезопасности во взаимодействии с институтами гражданского обществасоздают условия для внедрения экологически безопасных производств,поиска перспективных источников энергии, формирования и реализациигосударственной программы по созданию стратегических запасовминерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечениямобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированногоудовлетворения потребностей населения и экономики в водных ибиологических ресурсах.
89. Достижению приоритетов устойчивого развития Российской Федерацииспособствует активная внешняя политика, усилия которой сосредоточены напоиске согласия и совпадающих интересов с другими государствами наоснове системы двусторонних и многосторонних взаимовыгодных партнерскихотношений.
90. Формирование благоприятных условий для устойчивого развития Россиина долгосрочную перспективу достигается за счет обеспечениястратегической стабильности, в том числе путем последовательногопродвижения к миру, свободному от ядерного оружия, и создания условийравной безопасности для всех.
91. Россия в отношениях с международным сообществом опирается напринципы сохранения стабильности и предсказуемости в областистратегических наступательных вооружений, придает особое значениедостижению новых полноформатных двусторонних договоренностей подальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательныхвооружений.
92. Россия будет содействовать вовлечению других государств, преждевсего владеющих ядерным оружием, а также заинтересованных в совместныхдействиях по обеспечению общей безопасности, в процесс обеспечениястратегической стабильности.
93. Россия считает, что поддержанию стратегической стабильности иравноправному стратегическому партнерству может способствоватьприсутствие в конфликтных регионах контингентов Вооруженных СилРоссийской Федерации на основе норм международного права в целяхрешения политических, экономических и иных задач невоенными методами.
94. Россия будет выступать на международной арене с позицийнеизменности курса на участие совместно с другими государствами вукреплении международных механизмов нераспространения ядерного оружия идругих видов оружия массового уничтожения, средств его доставки иотносящихся к ним товаров и технологий, недопущения применения военнойсилы в нарушение Устава Организации Объединенных Наций, а также спозиции приверженности контролю над вооружениями и рациональнойдостаточности в военном строительстве.
95. В целях сохранения стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства Российская Федерация:
будет выполнять действующие договоры и соглашения в области ограниченияи сокращения вооружений, участвовать в разработке и заключении новыхдоговоренностей, отвечающих ее национальным интересам;
готова к дальнейшему обсуждению вопросов сокращения ядерных потенциаловна основе двусторонних договоренностей и в многосторонних форматах, атакже будет способствовать созданию надлежащих условий, позволяющихсокращать ядерные вооружения без ущерба для международной безопасностии стратегической стабильности;
намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильностипутем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженныхсил, а также разработки и применения мер доверия в военной области;
считает международное миротворчество действенным инструментомурегулирования вооруженных конфликтов, выступает за укрепление этогоинститута в строгом соответствии с принципами Устава ОрганизацииОбъединенных Наций и продолжит свое участие в нем;
будет участвовать в проводимых под эгидой Организации ОбъединенныхНаций и других международных организаций мероприятиях по ликвидацииприродных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также воказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.
96. В интересах обеспечения стратегической стабильности и равноправногомногостороннего взаимодействия на международной арене Россия в периодреализации настоящей Стратегии предпримет все необходимые усилия нанаименее затратном уровне по поддержанию паритета с СоединеннымиШтатами Америки в области стратегических наступательных вооружений вусловиях развертывания ими глобальной системы противоракетной обороны иреализации концепции глобального молниеносного удара с использованиемстратегических носителей в ядерном и неядерном оснащении.
97. Государственная политика Российской Федерации в областинациональной безопасности обеспечивается согласованными действиями всехэлементов системы обеспечения национальной безопасности прикоординирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счетреализации комплекса мер организационного, нормативно-правового иинформационного характера.
98. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается за счет консолидацииусилий и ресурсов органов государственной власти, институтовгражданского общества, направленных на отстаивание национальныхинтересов Российской Федерации путем комплексного использованияполитических, организационных, социально-экономических, правовых,специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегическогопланирования в Российской Федерации.
99. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется при координирующейроли Совета Безопасности Российской Федерации периодически - порезультатам постоянного мониторинга реализации настоящей Стратегии сучетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояниенациональной безопасности.
100. Организационная поддержка реализации настоящей Стратегиизаключается в совершенствовании государственного управления РоссийскойФедерации, а также в развитии системы обеспечения национальнойбезопасности на основе совершенствования механизмов стратегическогопланирования устойчивого развития Российской Федерации и обеспечениянациональной безопасности под руководством Президента РоссийскойФедерации.
101. Система документов стратегического планирования (концепциядолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации,программы социально-экономического развития Российской Федерации накраткосрочную перспективу, стратегии (программы) развития отдельныхсекторов экономики, стратегии (концепции) развития федеральных округов,стратегии и комплексные программы социально-экономического развитиясубъектов Российской Федерации, межгосударственные программы, ввыполнении которых принимает участие Российская Федерация, федеральные(ведомственные) целевые программы, государственный оборонный заказ,концепции, доктрины и основы (основные направления) государственнойполитики в сферах обеспечения национальной безопасности и по отдельнымнаправлениям внутренней и внешней политики государства) формируетсяПравительством Российской Федерации и заинтересованными федеральнымиорганами исполнительной власти с участием органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации на основании КонституцииРоссийской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовыхактов Российской Федерации.
102. По решению Президента Российской Федерации документы по вопросамвнутренней и внешней политики государства могут выноситься нарассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации.
103. Разработка документов стратегического планирования осуществляетсясогласно Регламенту Правительства Российской Федерации и в соответствиис порядком подготовки документов в Администрации Президента РоссийскойФедерации.
104. Государственная политика в области противодействиянаркопреступности и терроризму формируется Государственнымантинаркотическим комитетом и Национальным антитеррористическимкомитетом - межведомственными органами, обеспечивающими координациюфедеральных органов исполнительной власти и органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах.
105. Комплексные проблемы обеспечения национальной безопасности могутрассматриваться на совместных заседаниях Совета Безопасности РоссийскойФедерации, Государственного совета Российской Федерации, Общественнойпалаты Российской Федерации с участием иных совещательных иконсультативных органов, созданных для обеспечения конституционныхполномочий Президента Российской Федерации.
106. Меры нормативной правовой поддержки реализации настоящей Стратегииопределяются на основании Конституции Российской Федерации, федеральныхконституционных законов, федеральных законов, указов и распоряженийПрезидента Российской Федерации, постановлений и распоряженийПравительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти.
107. Информационная и информационно-аналитическая поддержка реализациинастоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли СоветаБезопасности Российской Федерации за счет привлечения информационныхресурсов заинтересованных органов государственной власти игосударственных научных учреждений с использованием системыраспределенных ситуационных центров, работающих по единому регламентувзаимодействия.
108. Для развития системы распределенных ситуационных центров всреднесрочной перспективе потребуется преодолеть технологическоеотставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций исвязи, определяющих состояние национальной безопасности, разработать ивнедрить технологии информационной безопасности в системахгосударственного и военного управления, системах управленияэкологически опасными производствами и критически важными объектами, атакже обеспечить условия для гармонизации национальной информационнойинфраструктуры с глобальными информационными сетями и системами.
109. Угрозы информационной безопасности в ходе реализации настоящейСтратегии предотвращаются за счет совершенствования безопасностифункционирования информационных и телекоммуникационных системкритически важных объектов инфраструктуры и объектов повышеннойопасности в Российской Федерации, повышения уровня защищенностикорпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единойсистемы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системыобеспечения национальной безопасности.
110. Разработка и реализация комплекса оперативных и долговременных мерпо предотвращению угроз национальной безопасности в федеральных округахпроводятся при координирующей роли Правительства Российской Федерациифедеральными органами исполнительной власти во взаимодействии сорганами государственной власти субъектов Российской Федерации.
111. Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется врамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности РоссийскойФедерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальнойбезопасности и мерах по ее укреплению.
112. Основные характеристики состояния национальной безопасностипредназначаются для оценки состояния национальной безопасности ивключают:
Перечень основных характеристик состояния национальной безопасностиможет уточняться по результатам мониторинга состояния национальнойбезопасности.
* * *
Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальнойэкономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политическойстабильности в обществе, укрепления национальной обороны,государственной безопасности и правопорядка, повышенияконкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.