По мнению многих экспертов, российская энергетика, и в частности её ядерный сектор сделала несколько важнейших шагов в своем развитии. Особенно заметными они были в ядерной энергетике. Итоги уходящего года в сфере ядерной энергетики подвел Александр Путилов - советник руководителя, главный ученый секретарь Федерального агентства по атомной энергии, доктор технических наук, профессор.
Завершается 2006 год, и поэтому время подвести некоторые итоги использования научно-технического потенциала, его влияния на принимаемые решения, чем всегда славилась атомная отрасль России. Атомная наука и техника, к счастью, сохранилась, и на всем протяжении периода «вхождения отрасли в рынок» обслуживала ядерный оружейный комплекс и развивала атомную энергетику. И это развитие, этот научно-технический уровень не остались незамеченными. Совсем недавно, 30 ноября, на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос об обеспечении страны электроэнергией и газом. Фактически это был разговор об энергетической проблеме. В протоколе решения правительства «Об обеспечении электроэнергией и газом экономики страны» подчеркнута необходимость «увеличить долю атомной генерации», включая даже формулировку «софинансирование бюджетом НИОКР в целях создания и внедрения новых ядерных энерготехнологий». Ясно, что если мы должны сделать мощный рывок, то этот рывок возможен только на основе современных и перспективных научных разработок. Вот в этом основная роль атомной науки и техники в современную эпоху. Конечно, государственный заказ науке - это «улица с двусторонним движением». Надо постоянно совершенствовать взаимодействие государственного заказчика НИОКР и творческого ученого-исполнителя.
В Росатоме сформированы совещательные и экспертные органы, чтобы понимать логику развития науки. У нас «большой» Научно-технический совет (НТС) и двенадцать НТС по направлениям деятельности. Они необходимы для того, чтобы диалог в науке был четким и понятным. Всего в системе НТС Росатома работают около пятисот высококвалифицированных специалистов. Это гарантия правильности планирования научных исследований, гарантия того, что ничего из последних достижений в области науки не будет упущено в программах развития атомной отрасли. Например, в конце сентября текущего года было проведено заседание «большого» НТС с повесткой дня «Ядерные энерготехнологии нового поколения», на котором заслушали ученых, обменялись мнениями. Теперь готовим проект программы с аналогичным названием, чтобы учесть все передовые тенденции в развитии науки и техники. Наши крупные производственные структуры, такие как концерн «Росэнергоатом», ОАО «ТВЭЛ» также дают много заказов нашей науке. Сегодня эти достаточно крупные внебюджетные средства входят составной частью в Федеральную целевую программу, будут направляться на научное развитие приоритетных направлений.
Или возьмем другой пример: накануне Нового года, 26 декабря, провели совместное заседание НТС-1 и НТС-4, на котором обсудили проблемы создания МОКС-топлива для первой загрузки реактора на быстрых нейтронах БН-800. Все это говорит о напряженности работы специалистов, экспертов, выдающихся ученых, о роли науки в принятии важнейших управленческих решений в Росатоме.
В конце марта текущего года руководитель Росатома С. В. Кириенко и президент Российской академии наук Ю. С. Осипов подписали соглашение о сотрудничестве и восстановили добрую традицию, которая с превращением Минатома России в Росатом стала постепенно утрачиваться. В рамках этого соглашения готовятся совместные программы, семинары, конференции. На выборах в Российскую академию наук 2006 года четверо сотрудников организаций Росатома (С. В. Иванов, С. Г. Гаранин, Ю. Г. Драгунов и Б. Ю. Шарков) избраны членами-корреспондентами РАН. Это достойная оценка научной квалификации наших специалистов.
В нынешнем году три работы организаций Росатома удостоены премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2006 год. В ближайшее время будет опубликовано соответствующее постановление Правительства Российской Федерации, и мы сможем официально поздравить наших лауреатов. Радует, что одна из работ – молодежная, значит, есть смена поколений в науке.
На заседании коллегии Росатома в начале февраля были поставлены стратегические задачи и определена роль научно-технического блока. По этому поводу прошли заседания НТС по важнейшим направлениям развития атомной отрасли, формирования новой технологической платформы. На заседании НТС обсуждались, например, вопросы сотрудничества между Росатомом и группой AREVA. В результате был достигнут научно-технический паритет. Сотрудничество помогло закрепить ведущее место в тройке мировых лидеров нашей корпорации «ТВЭЛ», которая занимает 17% мирового рынка ядерного топлива. ТВЭЛ полностью обеспечивает потребности атомной энергетики России и шести зарубежных стран в современном топливе. В общей сложности корпорация «ТВЭЛ» обеспечивает работу 42 энергетических реакторов за рубежом. Естественно, в этом успехе заметную роль играют разработки наших ученых.
Деятельность НТС-6 «Управляемый термоядерный синтез и новые энерготехнологии» в этом году получила новое качественное развитие – подписано соглашение о создании Международной организации ИТЭР по термоядерной энергетике для совместной реализации проекта ИТЭР и других международных договоров, направленных на реализацию данного соглашения.
Работу «оружейного» НТС-2 по понятным причинам комментировать не буду, но один итог можно упомянуть: благодаря его усилиям около шестидесяти ученых-оборонщиков получили в этом году «Президентскую стипендию», которая присуждается за выдающиеся заслуги в области оборонной науки.
Все это говорит о том, что научный блок в отрасли не потерян, научно-технический потенциал сохранен. Но он еще пока недостаточен, чтобы развиваться так, как требует Программа развития атомной отрасли, утвержденная президентом Российской Федерации в июне этого года. Многие позиции этого документа заложены в Федеральную целевую программу развития атомного энергопромышленного комплекса, также утвержденную в этом году. Средства на выполнение этой целевой программы заложены в бюджет-2007. В Росатоме готовятся еще две федеральные целевые программы. Одна из них - по ядерной и радиационной безопасности, другая - по управляемому термоядерному синтезу.
В течение нынешнего года мы «оснастили» отрасль нормативно-правовыми документами. Причем эти документы, начиная с 2007 года, будут сопровождаться еще и соответствующими бюджетными ресурсами. Теперь главное для нас – заботиться о развитии научно-технической активности и реализации работ по приоритетам.
В октябре мы создали при Росатоме Центр нанотехнологий и наноматериалов, стараясь адаптировать это перспективное научно-техническое направление для нужд атомной отрасли. Развивается много других направлений, которые тоже позволяют надеяться, что отраслевая наука будет устойчиво развиваться. И, естественно, новые атомные станции будут строиться на основе самых современных научных и проектных разработок. Поэтому научные организации, которые у нас есть, без работы не останутся.
Конечно, не все еще сделано для формирования правильного взаимодействия науки и реального сектора экономики. Но мы на правильном пути, а дорогу, как известно, осилит идущий. Поэтому будем оптимистами. Будем постоянно стремиться к тому, чтобы отечественная атомная отрасль динамично развивалась, чтобы экономика нашей страны основывалась на самых современных знаниях и могла называться подлинно инновационной экономикой.
Александр Путилов