В скором времени все российские регионы получат необходимое количество школьных автобусов. Заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Александр Рождественский рассказал, что на такой транспорт из федерального бюджета в 2006 году был выделен 1 млрд. рублей и такая же сумма запланирована на 2007 год. С учетом софинансирования регионами федеральной программы ежегодно в сельские школы будет поставляться 3 тысячи 200 автобусов. «Если мы будем 3-4 года поставлять транспорт такими темпами, то с учетом естественной убыли, амортизации и необходимой замены транспорта, мы полностью закроем за этот срок потребность в такой технике полностью», - подчеркнул он.
В системе образования на сегодняшний день особо остро стоит проблема малокомплектых сельских школ. В профильном министерстве и в образовательных кругах велись долгие споры о дальнейшей участи подобных учебных заведений. Одна сторона предлагала их закрывать, в то время как вторые были убеждены в том, что такая жесткая мера приведет к гибели самих деревень. Во многом, успешное существование сел зависит от школ, которые являются своеобразным центром жизни. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считал, что существуют два основных варианта сохранения действующей системы получения качественного среднего образования в отдаленных населенных пунктах. Во-первых, это Федеральная целевая программа "Школьный автобус" и создание так называемых культурно-учебных центров. Последнюю точку в спорах поставил Путин, который в этом году на встрече с лучшими учителями заявил, что при закрытии сельских школ деревни просто вымрут. Однако он подчеркнул, что нельзя оставлять сельских детей без шансов на образование, в случае если школа не дает должного качества. «Там, где можно оставить школу на селе, обеспечив высокий уровень знаний, ее надо оставлять», - подытожил обсуждение Путин.
Россия – традиционно страна сельская, и сельских школ у нас почти вдвое больше, чем городских. Есть очень сильные сельские школы, которые, как показал конкурс нацпроекта «Образования» могут дать фору многим городским. Но большиснвто, к сожалению, не могут обеспечить должного уровня образования. «Ребята из таких сельских школ не могут при поступлении в вузы конкурировать с городскими абитуриентами», - отметил глава Рособразования Григорий Балыхин.
Поэтому для того, чтобы качественное образование стало для этих детей доступным, министерство образование и науки РФ разработало ряд мер по реструктуризации сельских школ. Чиновники обращают особое внимание, реструктуризация – не значит закрытие! Одна из предложенных моделей – их укрупнение: создается базовая школа, в которой концентрируется современное оборудование и лучшие кадры, а малокомплектные школы из соседних деревень становятся ее филиалами. В такой филиальной школе будут учиться младшие школьники, там же могут преподаваться те предметы, по которым в школе есть учителя достаточной квалификации. На «установочные» уроки, лабораторные и практические занятия дети вместе с учителями отправятся в базовую школу. Для учителей здесь будут организованы различные модульные курсы повышения квалификации и переподготовки.
Таким образом, во главу угла встает вопрос доставки детей и учителей до этих базовых школ. Поэтому и было принято решение в рамках приоритетного проекта открыть отдельное направление «Школьный автобус». По словам Балыхина, благодаря этому до конца текущего года в регионы РФ будут поставлены 1 тысяча 600 автобусов. «Это намного больше, чем в прошлые годы, темпы поставок в два-три раза увеличены», - констатировал он. Так, в конце октября - начале ноября больше всего автобусов было направлено в Чеченскую Республику /55 автобусов/, в Ставропольский край /51/ и в Приморский край /21/. До конца этого месяца 98 школьных «спасателей» придут на помощь в Республику Дагестан, а 63 – в Ростовскую область. До конца 2006 года не останется ни одного региона, который бы не получил хотя бы один желтый «новогодний подарок».
Создателями «школьных такси», по итогам конкурса для исполнителей заказа, стали три известные российские марки автобусов — «ПАЗ», «КавЗ» и «УАЗ». Им удалось предложить наиболее комфортные, безопасные и надежные модели школьных автобусов. В «такси» установлены удобные сиденья, ремни безопасности, а также у автобуса низкие подъемы, чтобы дети не падали при посадке-высадке. Кроме того, они оборудованы несколькими аварийными выходами и довольно вместительны и просторны, чтобы при выходе не возникало давки. А самое главное – они показали самую большую надежность на российском бездорожье.
На сегодняшний день потребность регионов в школьных автобусах покрыта меньше, чем на половину. Есть трудности в регионах Сибири. Как поясняют директора школ, при таких дорогах, которыми славятся северные субъекты, точнее при отсутствии таковых, нужны не просто автобусы, а вездеходы. Медленно, но и эта проблема решается силами самих регионов. Так, на днях, губернатор Тюменской области Сергей Собянин подарил новый автобус-вездеход Супримской общеобразовательной школе. В целом, в Рособразовании подчеркивают, что полностью решить проблему можно только, объединив усилия региональных и федеральных властей.
Светлана Карелина