В Государственной Думе рассматривается важный для российской экономики документ – «Основные направления денежно-кредитной политики на 2007г.». Внесенный Центральным Банком РФ в нижнюю палату парламента, документ уже вызвал бурную дискуссию в экспертном сообществе и среди депутатов ГД. И тому есть серьезные основания: «Основные направления…» станут настоящим тестом, способным определить какую экономическую политику намерена проводить российская власть: политику роста промышленного производства или политику роста потребления, стимулирование отечественного производителя или консервацию доходов от высоких цен на нефть. В конечном счете, ответы на эти вопросы покажут, что же именно переживает современная Россия: простую экономическую передышку от постоянных кризисов, обусловленную притоком нефтедолларов, или серьезные инфраструктурные реформы, которые выведут нашу страну в экономические лидеры.
Интрига заключается в курсовой политике рубля. Пока в документе содержится положение, предусматривающее в качестве ориентира роста реального курса рубля диапазон от 0 до 10%. Сам по себе диапазон свидетельствует об отказе Центробанка заниматься курсом рубля, в противном случае, мы бы имели более детализированный план. Кроме того, подобная формулировка означает и другой отказ – от публично озвученной установки Президента России на снижение курса рубля.
Рассмотрим в этой связи последствия политики сильного рубля для России. Очевиднее всего они просматриваются применительно к национальному производителю: чем крепче рубль, тем дороже обходится ему его продукция, а значит – у него уменьшаются шансы в борьбе с импортом. Российская экономика уже испытывает серьезное давление импорта на отечественных рынках, а прибыли российских экспортеров, даже из такой доходной сферы как ТЭК, уменьшаются именно из-за курсовой разницы – получая доходы в достаточно стабильном долларе, они увеличивают расходы из-за укрепляющегося рубля. В результате, российского производителя начинают теснить одновременно и за рубежом, и внутри страны. И если экономический рост после финансовой кризиса 1998 года базировался на буме национального производства, то текущий экономический рост обусловлен бумом потребления, когда возросшие доходы граждан направляются на покупку зарубежных товаров и услуг – то есть на прямое субсидирование иностранных экономик.
Указанные процессы имеют и социальное измерение: удорожание национального производства в силу укрепляющегося рубля заставляет производителя, как отечественного так и зарубежного, искать более дешевые рынки производства. А это означает, что в скором времени мы можем столкнуться с ростом безработицы. Действительно, такие автомобильные гиганты как Фольксваген и Тойота, Ниссан и Рено строят свои заводы в России, прежде всего, чтобы быть ближе к потребителю, снизить налоговую нагрузку и рассчитывая на дешевую рабочую силу. Однако, если рубль и дальше будет расти, то он убьет преимущества указанных факторов, а производство будет куда выгоднее перенести в Китай, где низкий курс юаня обеспечивает исключительную привлекательность инвестиций. Как следствие, российские труженики западных автопроизводств останутся на улице.
Сказанное ведет и к еще одной проблеме – сокращению налоговой базы: чем меньше экономических субъектов действует в стране, тем меньше налогов от их деятельности получает государство. А это, в свою очередь, ставит под сомнение выполнением государством своих социальных обязательств перед населением. Стремясь компенсировать недостачу, правительства в такой ситуации традиционно поднимают налоговую нагрузку, чем еще больше ухудшают условия экономической деятельности. Тем самым инвестор получает дополнительные скептические сигналы и посматривает на более благоприятные рынки. Круг замкнулся.
Не стоит также забывать, что в силу сложившихся обстоятельств, значительная часть населения нашей страны получает зарплату в долларах, ставших в России второй национальной валютой. Основные инвестиции населения, например – в недвижимость, также осуществляются в долларах. Соответственно, повышение курса рубля напрямую затрагивает широкие слои наших сограждан, которые начинают проигрывать от курсовой разницы.
Укрепление рубля будет иметь и политические последствия. Прежде всего, - в виде ухудшения социальных и экономических условий в достаточно важный для нашей страны период – парламентские и президентские выборы 2007-2008 годов должны закрепить преемственность курса Президента Путина на фоне смены главных лиц, стоящих во главе страны. В этих условиях крайне важно не допустить не только снижения экономического роста, о чем так тревожится действующий Президент, но и социального недовольства, которое неизбежно возникнет как реакция на те социальные последствия от укрепления курса рубля, о которых мы писали выше.
Кроме того, фактический курс если и не на укрепление рубля, то, по крайней мере, на отказ от его ослабления, зафиксированный в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007г.», означает раскол во властных структурах. Тогда как Президент страны ставит вопрос о недопущении роста рубля, экономический блок, прежде всего, Минфин и Центробанк, по сути, придерживаются противоположного подхода. Данная ситуация подрывает представление о «вертикали власти» - той системе, которую последовательно выстраивал Путин, заявляя, что именно она станем инструментом, который гарантирует эффективность проводимых реформ. А отсутствие единства во властных структурах может расцениваться как сигнал и для других политических игроков, например, - региональных элит. А это уже чревато хаосом и обострением политической борьбы, что может поставить под сомнение политическую стабильность как одно из достижений путинской политики.
С экономической точки зрения слабая национальная валюта выгодна национальному производителю, сильная – инвестиционным фондам, интернациональным по своей сути. С политической точки зрения слабая национальная валюта выгодна той власти, которая опирается на национального производителя, сильная – тем правительствам, которые сидят на крючке зарубежных лобби, продавливающих собственные интересы. На текущий момент в нашей стране сложились все предпосылки к тому, чтобы проводить политику слабого рубля в пользу отечественной экономики, среди них, в том числе, и публично заявленная позиция главы государства. Однако какая из частей политической элиты возьмет верх – ориентированная на национальные интересы или связанная с международными валютными институтами – покажет судьба «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2007г.».
Александр Перов,
Руководитель управления информационных продуктов
Центра политической конъюнктуры России