будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 20, 2006
Архив проектов

Власть и рубль: кто сильнее?

В Государственной Думе рассматривается важный для российской экономики документ – «Основные направления денежно-кредитной политики на 2007г.». Внесенный Центральным Банком РФ в нижнюю палату парламента, документ уже вызвал бурную дискуссию в экспертном сообществе и среди депутатов ГД. И тому есть серьезные основания: «Основные направления…» станут настоящим тестом, способным определить какую экономическую политику намерена проводить российская власть: политику роста промышленного производства или политику роста потребления, стимулирование отечественного производителя или консервацию доходов от высоких цен на нефть. В конечном счете, ответы на эти вопросы покажут, что же именно переживает современная Россия: простую экономическую передышку от постоянных кризисов, обусловленную притоком нефтедолларов, или серьезные инфраструктурные реформы, которые выведут нашу страну в экономические лидеры.

 Интрига заключается в курсовой политике рубля. Пока в документе содержится положение, предусматривающее в качестве ориентира роста реального курса рубля диапазон от 0 до 10%. Сам по себе диапазон свидетельствует об отказе Центробанка заниматься курсом рубля, в противном случае, мы бы имели более детализированный план. Кроме того, подобная формулировка означает и другой отказ – от публично озвученной установки Президента России на снижение курса рубля.

Рассмотрим в этой связи последствия политики сильного рубля для России. Очевиднее всего они просматриваются применительно к национальному производителю: чем крепче рубль, тем дороже обходится ему его продукция, а значит – у него уменьшаются шансы в борьбе с импортом. Российская экономика уже испытывает серьезное давление импорта на отечественных рынках, а прибыли российских экспортеров, даже из такой доходной сферы как ТЭК, уменьшаются именно из-за курсовой разницы – получая доходы в достаточно стабильном долларе, они увеличивают расходы из-за укрепляющегося рубля. В результате, российского производителя начинают теснить одновременно и за рубежом, и внутри страны. И если экономический рост после финансовой кризиса 1998 года базировался на буме национального производства, то текущий экономический рост обусловлен бумом потребления, когда возросшие доходы граждан направляются на покупку зарубежных товаров и услуг – то есть на прямое субсидирование иностранных экономик.

Указанные процессы имеют и социальное измерение: удорожание национального производства в силу укрепляющегося рубля заставляет производителя, как отечественного так и зарубежного, искать более дешевые рынки производства. А это означает, что в скором времени мы можем столкнуться с ростом безработицы. Действительно, такие автомобильные гиганты как Фольксваген и Тойота, Ниссан и Рено строят свои заводы в России, прежде всего, чтобы быть ближе к потребителю, снизить налоговую нагрузку и рассчитывая на дешевую рабочую силу. Однако, если рубль и дальше будет расти, то он убьет преимущества указанных факторов, а производство будет куда выгоднее перенести в Китай, где низкий курс юаня обеспечивает исключительную привлекательность инвестиций. Как следствие, российские труженики западных автопроизводств останутся на улице.

Сказанное ведет и к еще одной проблеме – сокращению налоговой базы: чем меньше экономических субъектов действует в стране, тем меньше налогов от их деятельности получает государство. А это, в свою очередь, ставит под сомнение выполнением государством своих социальных обязательств перед населением. Стремясь компенсировать недостачу, правительства в такой ситуации традиционно поднимают налоговую нагрузку, чем еще больше ухудшают условия экономической деятельности. Тем самым инвестор получает дополнительные скептические сигналы и посматривает на более благоприятные рынки. Круг замкнулся.

Не стоит также забывать, что в силу сложившихся обстоятельств, значительная часть населения нашей страны получает зарплату в долларах, ставших в России второй национальной валютой. Основные инвестиции населения, например – в недвижимость, также осуществляются в долларах. Соответственно, повышение курса рубля напрямую затрагивает широкие слои наших сограждан, которые начинают проигрывать от курсовой разницы.
Укрепление рубля будет иметь и политические последствия. Прежде всего, - в виде ухудшения социальных и экономических условий в достаточно важный для нашей страны период – парламентские и президентские выборы 2007-2008 годов должны закрепить преемственность курса Президента Путина на фоне смены главных лиц, стоящих во главе страны. В этих условиях крайне важно не допустить не только снижения экономического роста, о чем так тревожится действующий Президент, но и социального недовольства, которое неизбежно возникнет как реакция на те социальные последствия от укрепления курса рубля, о которых мы писали выше.
Кроме того, фактический курс если и не на укрепление рубля, то, по крайней мере, на отказ от его ослабления, зафиксированный в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007г.», означает раскол во властных структурах. Тогда как Президент страны ставит вопрос о недопущении роста рубля, экономический блок, прежде всего, Минфин и Центробанк, по сути, придерживаются противоположного подхода. Данная ситуация подрывает представление о «вертикали власти» - той системе, которую последовательно выстраивал Путин, заявляя, что именно она станем инструментом, который гарантирует эффективность проводимых реформ. А отсутствие единства во властных структурах может расцениваться как сигнал и для других политических игроков, например, - региональных элит. А это уже чревато хаосом и обострением политической борьбы, что может поставить под сомнение политическую стабильность как одно из достижений путинской политики.

С экономической точки зрения слабая национальная валюта выгодна национальному производителю, сильная – инвестиционным фондам, интернациональным по своей сути. С политической точки зрения слабая национальная валюта выгодна той власти, которая опирается на национального производителя, сильная – тем правительствам, которые сидят на крючке зарубежных лобби, продавливающих собственные интересы. На текущий момент в нашей стране сложились все предпосылки к тому, чтобы проводить политику слабого рубля в пользу отечественной экономики, среди них, в том числе, и публично заявленная позиция главы государства. Однако какая из частей политической элиты возьмет верх – ориентированная на национальные интересы или связанная с международными валютными институтами – покажет судьба «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2007г.».

Александр Перов,
Руководитель управления информационных продуктов
Центра политической конъюнктуры России

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).