Инициатива Миронова-Бабакова – одно из главных политических событий года. Старт проекта «вторая системная партия» - результат упорства Миронова. Ориентация на реальную многопартийность была заявлена в Посланиях Путина Федеральному собранию, однако действия АП до недавнего времени свидетельствовали о том, что построение двухпартийной системы отложено до 2008 года. Это подтверждает и стенограмма выступления Суркова на конгрессе РПЖ в марте с.г.
По словам людей близких к руководству РПЖ, Миронов неоднократно с января 2005 года обращался к Путину с предложениями возглавить процесс создания «второй системной партии». Недавно на закрытом заседании Бюро РПЖ он рассказал, что получил предварительное согласие Путина на этот проект, но был уверен, что окончательное решение будет принято после 2008 года. То, что одобрение Путина было получено именно сейчас, стало для Миронова неожиданностью. Можно предположить, что упорство Миронова в создании партии, в его намерении конкурировать с «Единой России» и личная способность «держать удар» стали решающим фактором для Путина.
Очевидно, что Миронов подтвердил свои позиции одного из влиятельных операторов путинской команды, поскольку ему поручен чрезвычайно сложный участок реформирования политической системы России.
Многочисленные комментарии в СМИ, к сожалению, ведутся по линии «объединения», «слияния», «поглощения», «присоединения» и т.п. Высказываются предположения о том, какие выгоды получат РПЖ, «Родина», РПП и другие более мелкие партии от так называемого «объединения».
В реальности нет никакого объединения, а имеется МАНДАТ Миронова на создание второй системной партии, выданный президентом. Она может создаваться и с «нуля». Наличие каких-то структур – федеральных и региональных - у так называемых «партий», участвующих в объединительном процессе, практически ничего не значит по сравнению с мандатом Миронова, основанном на политическом весе первого и финансовыми возможностями второго. В определенном смысле наличие старых структур, «брэндов», идеологических «хвостов» лишь создает дополнительные трудности для создания «второй системной партии». Не далеки от истины те наблюдатели, которые считают, что Миронов и Бабаков – оба «слили» свои прежние партии ради осуществления гораздо более масштабного и перспективного политического проекта.
Показательна реакция региональных активистов обеих партий. Большинство из них понимают масштаб процесса и занимают позитивную и выжидательную позицию. Это говорит о росте политической культуры в России в целом. Наблюдается колоссальный разрыв между текущими комментариями журналистов, которые смотрят на объединение Миронова-Бабакова как на маневр, направленный исключительно на прохождение барьера в 2007 году и политическим самосознанием региональных политических активистов, которые готовы и хотят участвовать в более маcштабном процессе. Сегодня на стапелях закладывается «вторая системная партия». И те, кто участвует в этом процессе – реально участвует в модернизации всей политической системы России. Создается партия, которая сможет в одном из ближайших циклов формировать правительство. Ранее ни одна из партий, кроме ЕР, не могла претендовать на эту роль.
Один из главных внутриполитических аспектов процесса - создание второй партии позволяет «Единой России» так же стать партией в собственном смысле этого слова. Без «другого», «иного» «Единая Россия» не сможет самоопределиться как партия.
К сожалению, реакция некоторых единоросов-федералов, особенно в первые дни объявления мандата Миронова-Бабакова (в частности, Косачева, Володина и др.) поражает своим политическим провинциализмом. Представители доминирующей партии при определенном уровне политической культуры должны доброжелательно приветствовать системного конкурента. Между тем, реакция единоросов не отличалась от ожидаемых негативных комментариев представителей КПРФ, СПС и др.
Главный внешнеполитический аспект - мандат Миронова-Бабакова демонстрирует, что Путин и его политическое окружение не являются сторонниками политического монополизма. Ограничение политической конкуренции было предпринято временно в 2001-2005 гг. с целью восстановления известных балансов. В начале сентября 2006 года состоится официальный визит С.Миронова в США, в ходе которого внимание политических кругов в Вашингтоне будет привлечено к ориентации Путина и Миронова на реальную современную многопартийность как основу политической системы России.
Очевиден коридор, заложенный в названии пресс-конференции Миронова-Бабакова («Актуальные левые – Настоящая Россия»). Во втором звене названия содержится сознательное противопоставление «Другой России». Лидерам стран «восьмерки» посылается однозначный сигнал, что сценарий политического обострения по оси – «партия власти – внесистемная оппозиция» в 2007-2008 гг. исключен.
Снимаются обвинения в том, что Путин якобы поддерживает сценарий создания из «Единой России» аналога Институционально-республиканской партии Мексики и намерен «консервировать режим» и т.п.
Хотя в СМИ много пишут об ожидаемых трудностях объединительного процесса – в частности, о возможных кадровых и идеологических противоречиях, в действительности новая партия не будет продолжением “Родины”, равно как и продолжением РПЖ. Новый альянс закрывает (ликвидирует) историю обеих партий 2003-2006 гг.