будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Март 3, 2005
Архив проектов

Выборы в Таджикистане

Душанбе, 28 февраля 2005 года.

Настоящее краткое заключение подготовлено  по  итогам проведенного Миссией наблюдателей мониторинга выборов в Маджлиси намояндагон Республики Таджикистан во всех крупных городах  Таджикистана, а также  в Согдийской и  Хатлонской  областях.

1. Деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов.      

Смешанная избирательная система, сочетание мажоритарных и пропорциональных принципов избрания депутатов в нижнюю палату национального парламента предъявляет особые требования к деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов.

Миссия отмечает, что все избирательные комиссии были сформированы в установленный законом срок,  имелся кворум, в  составы  комиссий            были включены представители политических партий и беспартийные. Деятельность комиссий в целом была прозрачна. Работа комиссий по составлению списка избирателей, в котором технически выделены впервые голосующие избиратели, избиратели, временно выехавшие за пределы республики, избиратели старше 80 лет, была окончена вовремя. Списки избирателей были доступны избирателям и наблюдателям для ознакомления с 12 февраля 2005 года, что также соответствует избирательному закону.

Формирование округов  и участков  осуществлено таким образом,  что многие участки объединили более 1000 избирателей, а в отдельных случаях  (города Вахдат, Гиссар, Исфара)  участковые комиссии были вынуждены работать с более чем двухтысячным списком избирателей.

Большинство комиссий (Гиссарский, Дангаринский районы, г. Вахдат, ряд участковых комиссий г.Душанбе) направили избирателям извещения и приглашения о голосовании, в которых указан номер гражданина в списке избирателей, что  облегчает процедуру получения избирательного бюллетеня  в день голосования. Однако участковые избирательные комиссии г. Чкаловска  не имели денежных средств для направления извещений избирателям.

Имелись единичные факты досрочного голосования, осуществленного в установленном  порядке. Такие факты отмечались Миссией до получения комиссиями избирательных бюллетеней, а это означает, что избиратели голосовали с помощью иных документов, которые далее были запечатаны в конверте  и хранились в комиссиях до дня  голосования. В день голосования член комиссии осуществлял  учет голоса избирателя при подведении итогов не на основе избирательного бюллетеня, а на основе указанного документа.

Работа некоторых участковых избирательных комиссий (гг. Вахдат, Гиссар) была организована таким образом, что в день голосования были открыты комнаты матери и ребенка, предусмотрено дежурство медицинских работников. Участковым комиссиям  в день голосования были предоставлены транспортные средства. Помещения  для голосования были оборудованы кабинами и прозрачными ящиками для голосования.  Как правило, помещения участковых комиссий (гг. Вахдат, Исфара, Гиссар, Худжанд) имели публичные списки избирателей, голосующих впервые, а также избирателей старше 80–ти лет.

Избирательные комиссии уделили необходимое внимание уточнению списков избирателей. Была проведена работа, в результате, которой выехавшие в другие страны избиратели были выявлены, их фамилии зафиксированы, что создавало препятствия возможным злоупотреблениям.  Информация  о  вышеуказанных группах избирателей была доступна  наблюдателям Миссии, что  давало основания надеяться на  то, что и другие наблюдатели могли использовать эту информацию для контроля за правильностью ведения списка избирателей и для контроля за явкой избирателей, включения в дополнительный список избирателей тех граждан, которые имели право голосовать, но по каким-то причинам не были включены в список избирателей.

Можно сказать, что  участковые комиссии знали своего избирателя.

Избирательные бюллетени получены участковыми избирательными комиссиями в полном объеме, бюллетени изготовлены на защищенной от подделок бумаге.

Миссия уделила повышенное внимание участковым комиссиям, расположенным в бывших зонах интенсивных боевых действий. Так, участковая избирательная комиссия № 78, избирательный  округ № 10, расположена в п.Ромит в Доме культуры,  помещение оборудовано для  голосования,  имелся  список избирателей, участковая комиссия имела кворум. 

В день голосования 27 февраля 2005 года все избирательные комиссии были открыты и закрыты вовремя, голосование происходило в рамках закона, упорядочено.

Участковые комиссии имели инструкции от Центральной  комиссии по выборам и референдуму РТ об исполнении требования закона о публичности полученных итогов голосования, а также о передаче наблюдателям копий протоколов, что предоставляло возможности для ведения параллельного подсчета голосов.

Миссия отмечает, что избирательные комиссии в целом были готовы к проведению выборов, а деятельность комиссий была прозрачной, заинтересованные участники избирательного процесса, наблюдатели имели возможность получать информацию о ходе голосования и его итогах.

Международные и национальные наблюдатели имели возможность беспрепятственно действовать на территории республики, в том числе, в день голосования. Наблюдатели располагались на участках в соответствии со статьей 40 избирательного закона - им были видны ящики для голосования.

Политические партии использовали свое право направить национальных  наблюдателей на избирательные участки.

Со стороны Центральной  комиссии по выборам и референдумам, окружных и участковых комиссий оказывалась помощь Миссии в рамках действующего законодательства.

2. Предвыборная агитация.

Миссия уделила внимание ходу предвыборной агитации. Агитация активно проводилась  кандидатами, политическими партиями,  их сторонниками путем публикаций в СМИ, встреч с избирателями, политической рекламы на телевидении, транспорте, в других местах.  Имелось сочетание методов «от двери к двери», с использованием иных форм массовой агитации. Реальное использование электронных СМИ соответствовало масштабам  медийного пространства в республике и инфраструктуре связи. В Таджикистане, по нашей информации в период избирательной кампании существовало только  два  коммерческих телеканала и несколько частных радиостанций.

Политические партии (Социал-демократическая партия Таджикистана) использовали  метод телефонных бесед с избирателями.  Партия исламского возрождения Таджикистана использовала необычные методы агитации – заблаговременно был проведен тренинг по  параллельному подсчету  результатов голосования в масштабах республики, что дало возможность представить реальный масштаб действий партии и мобилизовать ее сторонников.

Была заметна деятельность комиссий по извещению избирателей о дне голосования.

Несмотря на ранее объявленный отказ от участия в теледебатах,  представители  местных отделений            политических партий, действующих на территории Согдийской области в вечерних эфирах областного телевидения 17-18 февраля 2005 года провели политические дебаты и агитировали избирателей в свою пользу.

Миссия отметила факт отступления от принципа равного доступа   кандидатов к СМИ  на территории избирательного округа №19 (г. Канибадам), который выразился в том, что один из кандидатов, имеющий возможность определять вещательную политику местного коммерческого телеканала использовал его для агитации за свою кандидатуру. Миссия  также отмечает, что деятельность этого же канала («Гули Бодом») была приостановлена. Не имея детальной информации о причинах такого решения, Миссия, тем не менее, считает, что эта мера носит чрезвычайный характер, должны быть особые основания для приостановления  деятельности органа СМИ.

3. Законодательная база выборов.

Выборы были назначены и проводились на основе Конституции Таджикистана, Конституционного Закона  «О выборах в Маджлиси Оли Республики Таджикистан».

В Конституционный Закон  «О выборах в Маджлиси Оли РТ»  в июне 2004 года были внесены изменения и дополнения, направленные на  его совершенствование. Новая редакция закона отразила целый ряд изменений и дополнений, обеспечивающих условия прозрачности выборов и создание условий для политической конкуренции. Изменения и дополнения были приняты после долгих консультаций, на основании рекомендаций специалистов ООН и ОБСЕ.

Однако закон далек от совершенства.

Так, законом не определены процедуры досрочного голосования, голосования вне участка, не установлен порядок  включения в состав избирательных комиссий представителей  политических партий.

В корпусе закона отсутствует регламентация обжалования  действий (бездействия) и решений избирательных комиссий, как в судебном, так и в административном порядке.

Размер избирательного  залога, установленный законом,  на наш взгляд, большим, но не чрезмерным (эквивалентен 800 долларов США) Скорее, он носит характер ценза, а не обеспечительной меры. Для политической партии, которая доказала свое право на существование  этот ценз представляется оправданным.

Статья  41 избирательного закона, определяя   содержание избирательного бюллетеня, не предусматривает  способ  голосования против всех, что не соответствует части 8 статьи 42 закона,  которой предусмотрена возможность учета и протоколирования голосования против всех кандидатов и партий

В таких условиях особое значение приобрела практика применения закона и усмотрение должностных лиц. Миссия констатирует, что явных и противозаконных случаев применения избирательного закона с нарушением прав избирателей ею не отмечено

Невысокое качество закона не обеспечило гласный и эффективный порядок рассмотрения жалоб участников избирательного процесса. Небольшое количество жалоб, рассмотренных в судах республики, указывает не только и не столько на недостаточно высокий уровень правовой культуры избирателей, кандидатов и политических партий, сколько на отсутствие специальных, установленных избирательным законом критериев  неправомерности и возможных позитивных правовых последствий для авторов обращения, например, восстановления прав участников избирательного процесса в случае их неправомерного нарушения. Также Миссия отрицательно  оценивает положения абзаца 7 части 1 статьи 33 избирательного закона, которой предусмотрено лишение пассивного избирательного права лиц, подозреваемых органами дознания и следствия, а также находящихся в розыске за совершение преступления против основ конституционного строя  и безопасности  государства. В соответствии со статьей 20  Конституции Таджикистана преступником признается лицо, в отношении которого судом  вынесен обвинительный приговор. Указанное положение статьи 33 не соответствует презумпции невиновности, закрепленной в Конституции Республики Таджикистан.

Международные организации, активно действующие в Таджикистане должны разделить ответственность за невысокое юридико-техническое качество и пробелы избирательного закона.

Вместе с отмеченными недостатками  избирательный закон  Таджикистана  содержит весьма ценные и демократичные положения. Так, закон запрещает присутствие вооруженных лиц, лиц в военной форме в помещении для голосования, ограничивает в пассивном избирательном праве сотрудников  силовых структур, лиц, осужденных к лишению свободы.  Такие ограничения не распространяются на политические партии, даже если их члены  находятся в конфликте с законом.

4. Политические партии.

В ходе мониторинга Миссия знакомилась с оценками избирательного процесса политическими  партиями. Были проведены встречи с представителями   религиозной партии – Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и  партиями светской оппозиции – Социал-демократической партией Таджикистана (СДПТ), Демократической партией Таджикистана (ДПТ).

Полученная от них информация свидетельствует о том, что подавляющее большинство выдвинутых кандидатур по одномандатным округам и партийным спискам были зарегистрированы. Партии имели возможность избрать ту или иную тактику ведения  предвыборной агитации, а затем исполнить задуманное. Партии имели возможность по своей инициативе проводить встречи избирателей с кандидатами, несмотря на то, что избирательные комиссии стремились проводить встречи с избирателями по своим планам. Партии были вольны в выборе политической программы и в выборе форм их пропаганды. Партии направляли своих  представителей в составы участковых и окружных комиссий, а также  национальных наблюдателей за ходом голосования.

Представители партий единодушно критиковали преимущественное положение  Народно-демократической партии Таджикистана, которое, по их мнению, выразилось  в том, что значительное количество участковых избирательных комиссий возглавили представители Народно-демократической партии Таджикистана.

Вместе с тем, только одна из оппозиционных партий – Партия исламского возрождения активно воспользовалась своим правом и зарегистрировала  кандидатов по 20 (из 41)  одномандатным  округам. Компартия Таджикистана зарегистрировала своих членов в 13 одномандатных округах, остальные партии воспользовались правом  зарегистрировать партийные списки,  за которые могли проголосовать граждане во всех  избирательных округах республики .

Необходимо отметить, что реальные место и роль в политической жизни политических партий в целом адекватно были отражены в выборной кампании, в ходе предвыборной  агитации и в предварительных итогах голосования.

Резюме:

Миссия, подводя итоги наблюдения, использовала в оценках следующие критерии: Конституция Республики Таджикистан, действующее законодательство республики, а также те международно-правовые акты, участником которых является Таджикистан. Международные стандарты выборов использовались справочно, применялись в том случае, если они не противоречили  указанным источникам РТ и СНГ.

В ходе мониторинга  Миссия  не обнаружила  нарушений законодательства,  избирательных прав граждан, которые могут поставить под сомнение результаты  выборов.

Миссия считает прошедшие выборы знаковым событием, указывающим на демократический вектор развития Таджикистана.  Выборы соответствуют нынешнему этапу развития таджикского общества, его недавней истории и сложившимся традициям.

Выборы прошли в обстановке политического разнообразия, активного участия партий в избирательном процессе. В большинстве окружных комиссий были зарегистрированы  не один и не два кандидата, в день голосования  избиратель на  альтернативной основе имел возможность сделать свой выбор.

Деятельность комиссий отвечала требованиям гласности, несмотря  на явную перегрузку, они осуществляли свою деятельность в соответствии с законами Таджикистана.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).