будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Декабрь 14, 2006
Архив проектов

Выступление Владимира Слуцкера на Круглом столе в Совете Федерации

Владимир Слуцкер, заместитель председателя Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, выступил  14 декабря  2006 г.  на  круглом столе в СФ  по теме: "Федеральный Закон №189. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»: основные направления реализации в современных условиях".

"Сегодняшний Круглый стол в рамках Сенаторского Клуба посвящен, безусловно, важной и нужной теме: «Федеральный Закон №189 от 4 ноября 2006 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»: основные направления реализации в современных условиях». Этот закон – первый из того пакета нормативно-правовых актов, которые активно разрабатывались и принимались в последние 1,5-2 месяца после событий в Кондопоге и выступления Президента РФ В.Путина, потребовавшего от исполнительной и законодательной федеральных властей навести порядок на рынках и в сфере нелегальной трудовой деятельности.

К настоящему времени уже приняты ряд постановлений правительства. В частности, 16 ноября, Правительство РФ запретило прием иностранных работников на предприятия, осуществляющие розничную торговлю алкоголем и фармацевтикой. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Фрадков. Минэкономразвития в развитие этого поручения предложило ввести квоты на рынках для отечественных производителей. C 1 апреля 2007 года иностранцам нельзя будет заниматься мелкой розничной торговлей. Запрет на торговлю алкоголем и лекарствами для мигрантов вступает в силу еще раньше – с 1 января.

Правительством РФ определен порядок квот на 2007 год, в том числе – впервые для мигрантов, прибывающих по безвизовому въезду. На 2007 год 308 тысяч человек – для дальнего зарубежья, и будет еще введена квота порядка 6 миллионов для ближнего зарубежья.

По словам главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова, в ближайшее время правительство РФ выпустит еще два постановления, направленные на регулирование трудовой миграции. Первое будет содержать порядок определения регионами потребностей в иностранной рабочей силе и выделения на этой основе квот на привлечение трудовых мигрантов в регионы, а второе — закрепит порядок определения среднедушевого дохода иностранного работника на территории РФ и членов его семьи. Таким образом, считают чиновники, будет решен вопрос квотирования и налажен учет доходов формируемого отряда легальных трудовых мигрантов.

Ряд законопроектов находятся на рассмотрении в Государственной Думе. В начале декабря Госдума приняла в первом чтении законопроект, распространяющий действие трудовых квот на граждан СНГ, прибывающих в Россию в безвизовом порядке (за исключением Белоруссии). Раньше квотирование касалось только тех, кто приезжал по визам. Закон позволяет правительству устанавливать для каждого региона трудовые квоты на мигрантов определенных стран, профессий, специальностей и квалификации. В тот же день Госдума одобрила в первом чтении законопроект о регулировании розничных рынков. Не менее 20% мест на вещевых базарах должны занять отечественные производители, а на продовольственных – не менее 50%.

Как я заявил в начале своего выступления, Закон №189 и другие нормативно-правовые документы направлены на решение действительно острых и актуальных задач, от которых во многом зависит, в том числе, состояние национально-этнических отношений в российском обществе. А это, безусловно, одна из самых злободневных сегодня проблем в России.  Но, к сожалению, принятие данных конкретных и практически направленных законов затрагивают лишь десятую, если ни сотую часть того айсберга, который называется нелегальной миграцией.

Именно поэтому я хотел бы остановиться на стратегических проблемах и путях их решения, оставив в стороне сиюминутные тактические вопросы, хотя и очень важные вопросы.

Все перечисленные выше законы носят запретительный характер. Но одними запретительными мерами нелегальную миграцию не одолеть. Более того, когда отдельные радикалы предлагают вообще закрыть Россию от мигрантов или жестко ограничить их численность, они либо сознательно вводят в заблуждение, либо – неисправимые  идеалисты. Ни то, ни другое, невозможно по крайней мере по 3 причинам.

Во-первых,  России нужны рабочие руки. Начиная с 1992 года, численность населения в России сокращается. По прогнозу Госкомстата, население России к 2025 году уменьшится до 137 миллионов человек,  даже при условии некоторого прогресса в рождаемости.
Если говорить о трудоспособном населении, то здесь ситуация намного критичнее. Начиная с 2007 года прогнозируется стремительная убыль трудоспособного населения - в 2020 – 2018 годах она оставит до 1 млн. человек в год. Даже если в стране сегодня массово повысится рождаемость – вместо 1 ребенка в семьях будут рождаться по 3-4 детей - все равно они достигнут трудоспособного возраста к 2025-2026 году. Следовательно, до этого времени мы можем рассчитывать только на трудовую миграцию.

Во-вторых, Россия не может закрыть границу для мигрантов на замок. Вспомним проблему нелегальных мигрантов из Мексики, с которыми вот уже много лет борются власти США. Отчаявшись, президент США недавно принял указ о строительстве «глухой» стены вдоль границы США и Мексики, которая должна физическим образом решить проблему нелегальной миграции.

Готова ли Россия к подобному шагу? Конечно, нет, - и по геополитическим соображениями, и по экономически, и по человеческим. Это означает, что через наши протяженные границы в страну проникали и будут проникать нелегальные мигранты из сопредельных стран.

В-третьих, считается, что самой надежной составляющей политики в сфере трудовой миграции является сочетание мер, делающих экономически невыгодным для работодателей использование нелегалов с созданием эффективного механизма их выявления и депортации. На территории России сегодня нелегально проживают от 10 до 15 млн. мигрантов. Что делать с ними. Депортировать? Справка: с начала этого года из России было депортировано немногим менее 6 тысяч нелегальных мигрантов. Сопоставим две цифры – комментарии, как говорится, излишни.

Есть и еще одна очень серьезная объективная причина, которая вызывает сомнения в решение проблем незаконных мигрантов исключительно запретительными и силовыми методами. Это соотношение и взаимосвязь национальной и миграционной политики. В России присутствует более 100 национальностей и народностей. Меры, принимаемые против мигрантов одной с ними национальности, неизбежно вызывают обострением межнациональных отношений. И несмотря на исторические традиции добрососедства и дружбы в Росси межнациональные отношения могут не выдержать.

Мы должны осуществить единение миграционной и национальной политики. Рассмотрение миграционной политики в отрыве от политики национальной грозит нам крупными проблемами. Все миграционные потоки начинаются с сопредельных стран, которые когда-то были либо частью СССР, либо Российской империи, либо имеют с Россией многовековые связи. В связи с этим на территории России исторически существуют национальные общины выходцев из этих стран. Поэтому воздействую на миграционные потоки, мы влияем на национальные отношения в нашей стране. А с этим надо быть очень и очень осторожным.

Соответственно возникает вопрос: что же делать? Проблема мигрантов сверхсерьезная. Она, как я уже сказал, прямо отражается на этно-национальных отношениях в России. В то же время материалы социологических исследований населения (особенно молодежи) в 2005 -2006 году указывают на некоторые факторы, способные негативно влиять на развитие ситуации в сфере межнациональных отношений. В частности, отмечается тенденция в сторону падения уровня толерантности к трудовой миграции извне.

Одновременно это и проблема рабочих мест, необходимых для темпов экономического роста и развития. Это национальная проблема и одновременно угроза национальной безопасности. Это и геополитическая проблема - Трудовые иммигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Украины неожиданно стали инструментом воздействия на власти этих республик. Если вернуть всех незаконных мигрантов на родину – что произойдет? Как минимум большое экономическое потрясение в этих соседних странах. Кому это выгодно? Что неудивительно – ведь Россия по притоку мигрантов занимает сегодня 3-е место в мире - после США и Германии.

Сегодня в России отсутствует государственный подход к миграционным процессам, и это общепризнано. Нет долгосрочной стратегии, вот уже больше года не двигается в правительстве Концепция миграционной политики. Вместо этого мы имеем в лучшем случае краткосрочную программу регулирования миграционных потоков. Хуже того, на проблеме мигрантов пытаются сделать себе имидж и репутацию нечистоплотные политики, которые играют на теме защиты «народа» от «инородцев, «своих от «чужих».

Сегодня у всех на устах проблема китайской миграции, особенно на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Эти регионы настолько недоселены, что китайские мигранты – естественное решение проблемы рабочей силы. Но правильно ли это с точки зрения геополитики или нет? Существует ли сегодня сколько-нибудь осмысленная политическая стратегия в отношении китайской диаспоры и мигрантов? Естественно, нет. Иначе мы имели бы нормативные акты, обеспечивающие эту политику и понуждающие китайских мигрантов в России к скорейшей натурализации и ассимиляции. К обязательному изучению языка, выплате налогов, наконец, к получению российского гражданства со всеми вытекающими обязанностями, включая призыв на воинскую службу и так далее.

Нельзя пытаться решить проблему миграции в одном отдельно взятом регионе, смотреть вперед только на завтрашний день. Государство должно иметь долгосрочный план, видение будущей ситуации с мигрантами в России в целом. Для разработки Концепции миграционной политики нужен комплекс государственных мер, объединенных видением перспектив. У нас пока, увы, такого плана в миграционной сфере нет".

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).