В редакцию «Полит.ру» поступил отклик на публикацию беседы с Алексеем Симоновым. Автор, занимающийся наследием известного писателя, барда, художника Михаила Анчарова, высказывает крайнее несогласие с представленной в интервью версией истории о доносе, написанном в 1959 году на компанию, состоявшую преимущественно из студентов ВГИКа и близких им лиц. Это не первое столкновение версий по поводу данного эпизода (см. публикации в «Новой газете»: первая и вторая). Мы публикуем отклик, однако заметим следующее: в данном случае имеет место ситуация, в которой без привлечения документов спецслужб, вряд ли кто-то может что-то доказать или опровергнуть, это конфликт воспоминаний — воспоминания представителей некоторого круга, вовлеченных в историю, и воспоминаний людей, знавших Михаила Анчарова помимо нее. Сообщение о том, что в каком-то внутреннем партийном документе был назван Анчаров в качестве автора "сигнала", сталкивается с логическим сомнением в том, что подобное раскрытие источника информации могло бы иметь место, и с воспоминанием об ответе на вопрос об эпизоде самого Анчарова. Но даже материалы спецслужб в подобных случаях могут не оказаться достаточным доказательством (если только не сохранился, скажем, текст доноса с личной подписью автора), поскольку достаточно оснований предполагать возможность заведомого искажения подобной документной информации. В свою очередь, не может не вызвать по меньшей мере недоумения попытка цитируемого автором известного исследователя истории авторской песни А.Крылова намекнуть на возможную причастность к истории самого Алексея Симонова. К счастью, репутация Алексея Кирилловича такова, что вряд ли может нуждаться в нашей защите.
Уважаемая редакция сайта «ПОЛИТ.РУ»
«Я ненавижу сплетни в виде версий…» — написал когда-то Владимир Высоцкий. Мне вспомнились эти строки после прочтения интервью известного общественного деятеля Алексея Симонова к 100-летию Фриды Вигдоровой, опубликованного на вашем сайте 29 марта 2015 г (http://polit.ru/article/2015/03/29/vigdorova/). Конечно, я их отношу не ко всему интервью, а лишь к той его части, в которой упомянута так называемая «вгиковская история» 1959 года. Все сказанное в этой части интервью не так давно уже публиковалось А. Симоновым в «Новой газете» (6 ноября 2013 г.) и вскоре было опровергнуто там же (6 декабря 2013 г.) в обстоятельном письме В. Юровского «Михаил Анчаров был и остался человеком Чести и Правды» (http://old.novayagazeta.ru/data/2013/137/13.html).
Об этом отклике А. Симонов не мог не знать. Поэтому абсолютно непонятно, для чего опять понадобилось возводить бездоказательную напраслину на замечательного писателя и человека Михаила Леонидовича Анчарова, умершего двадцать пять лет назад.
Не желая никого и ни в чем обвинять голословно, я, однако, жду столь же корректного поведения от всех остальных. Тем более, когда это касается человека, который сам себя уже защитить не в состоянии. Такое поведение непростительно и для интервьюера, претендующего на звание «историка русской литературы XX века», и для тем более для того, кто представляется «президентом Фонда защиты гласности». Слишком ко многому обязывает такой статус.
Остается только присоединиться к соображениям, которые в своем блоге в «Фейсбуке» высказал литературовед Андрей Крылов сразу после появления этого интервью А. Симонова на Вашем сайте
(https://www.facebook.com/andrey.krylov.794/posts/869514269761840?pnref=story):
ВСЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ НИПОЧЁМ
(И опять под «прикрытием» Фриды ВИГДОРОВОЙ)
Слишком методично и настоятельно Алексей СИМОНОВ пытается в давней неблаговидной истории перевести стрелки на Михаила АНЧАРОВА. Доказательств в пользу его обвинений по-прежнему никаких, НО ТЕПЕРЬ это упорство уже наводит на определённые мысли.
Особенно настораживает сравнение двух высказываний А.Симонова в новой его попытке:
«...Эта вся история МЕНЯ практически НЕ КОСНУЛАСЬ, потому что я-то с самого начала был сбоку припёка».
И чуть ниже:
«Дело в том, что они очень долго и мучительно выясняли, кто же донес. Потому что проще всего было подумать, что донес кто-то не из своих. Не-своих было двое – Шурик Червинский И Я. Потом вспомнили, что был еще Миша Анчаров – муж их сокурсницы Джои Афиногеновой...» (Выделено мною - АК.)
Уважаемая редакция! Поскольку комментарии к публикациям на вашем сайте не предусмотрены, настоятельно прошу Вас опубликовать эту мою реплику-опровержение, согласно действующему «Закону о СМИ» (ст. 43 и 44).
Юрий Всеволодович Ревич,
журналист, лауреат премии Internet Media Awards,
учредитель Фонда увековечения памяти, сохранения наследия и популяризации творчества М. Л. Анчарова.
г. Москва