Самолет индийских авиалиний был захвачен уже 4 дня назад. В настоящий момент продолжаются переговоры индийских официальных лиц с террористами, требующими освободить из тюрьмы исламского лидера. Один человек уже убит, остальные пассажиры больше четырех суток сидят в креслах самолета с завязанными глазами. Их судьба решается в настоящую минуту.
Как показывает мировой опыт, сейчас все зависит от профессионализма тех, кто ведет переговоры, и от опыта спецслужб. Важна также и гибкость государственной политики в вопросе борьбы с терроризмом. Ведь во имя жизни заложников даже страны, обычно отказывающиеся от любых переговоров с террористами, - как, например, Израиль - идут на известные уступки, справедливо полагая, что жизнь пассажиров захваченного самолета перевешивает любые политические принципы.
В некоторых случаях эпопея переговоров и операции по освобождению заложников продолжаются долгие дни и даже недели. К сожалению, не всегда удается избежать и жертв. Вот несколько наиболее продолжительных операций по освобождению заложников за последние пятнадцать лет.
23 ноября 1985 года: египетский "Боинг-737" с 97 пассажирами угнан на Мальту двумя террористами. Два пассажира были убиты и выброшены из самолета в течение 22-часовых переговоров. После этого египетские спецподразделения взяли самолет штурмом, при этом погиб 61 человек, включая угонщиков.
24 декабря 1994 года: четверо алжирских экстремистов, членов исламской группировки, захватили аэробус "Эйр-Франс" в аэропорту Алжира. На борту находились 239 человек. Трое пассажиров были сразу убиты. 26 декабря, через двое суток после захвата, самолет вылетел в Марсель, где французские коммандос взяли лайнер штурмом, убив всех террористов и освободив всех пассажиров невредимыми.
3-9 декабря 1984 года: кувейтский аэробус, летевший в Карачи со 161 человеком на борту, был угнан в Тегеран четырьмя палестинцами, которые требовали освобождения 17 своих сообщников из кувейтских тюрем. Два заложника-американца были убиты. Через 6 дней иранские силы безопасности взяли самолет штурмом, освободив остальных пассажиров.
5-20 апреля 1988 года: "Боинг-747" кувейтских авиалиний захвачен во время рейса в Мешхед (Иран). На борту 111 человек. Семеро угонщиков, требовавших освобождения из кувейтской тюрьмы шиитского лидера, удерживали самолет 16 суток, в течение которых были убиты двое пассажиров. Остальные были освобождены в Алжире 20 апреля.
14-30 июня 1985 года: "Боинг-727" американской компании TWA, летевший из Афин в Рим, был угнан в Бейрут. Три ливанских террориста потребовали освободить из израильских тюрем более 750 ливанских и палестинских заключенных. Один заложник-американец был убит. Через 10 дней Израиль частично выполнил требования террористов. Лишь через 17 дней после захвата террористы освободили остальных заложников после вмешательства Сирии.
12 апреля 1999 года, Колумбия: Повстанцы Национальной освободительной армии Колумбии захватили "Фоккер-50" авиакомпании "Авианка" и посадили его на посадочную полосу в сельве на севере страны. Сорок шесть пассажиров и членов экипажа были уведены в джунгли. Часть заложников впоследствии освобождена, остальные находятся в плену до сих пор.
А вот, пожалуй, самый трагичный по своей нелепости случай:23 ноября 1996 года "Боинг-767" Эфиопских авиалиний был захвачен эфиопскими партизанами в небе над Кенией. Угонщики намеревались лететь в Австралию, но не поверили пилотам, что лайнеру для перелета через Индийский океан необходима дозаправка, и не разрешили совершить для этого посадку в аэропорту Найроби. Через несколько часов, после того, как у самолета кончилось горючее, он рухнул в Индийский океан у побережья Коморских островов. 125 из 175 человек на борту погибли.
Краткие описания этих и других случаев захвата самолетов за последние пятнадцать лет можно посмотреть здесь.