будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2019
Архив проектов

Закон о единой системе обращения с опасными отходами принят Госдумой

Сегодня, 17 июля, на пленарном заседании Государственной Думы РФ в третьем чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Напомним, закон предлагает наделить госкорпорацию «Росатом» полномочиями по организации и управлению системой с четкими правилами государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами первого и второго классов опасности. Госкорпорация также должна подготовить предложения по определению федерального оператора и начать решать задачу по обезвреживанию опасных отходов. В частности, должна быть подготовлена необходимая инфраструктура для обезвреживания опасных отходов, отвечающая принципам наилучших доступных технологий с учетом международного опыта.

«Невозможно добиться кардинальных изменений без государственного регулирования деятельности по обращению с опасными отходами, включающего сбор данных, контроль и ответственность за экономически эффективную и безопасную систему договорных отношений», - отметил заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков.

Рыночное регулирование в сфере обращения с опасными отходами действовало несколько десятилетий и привело к дефициту мощностей по переработке отходов I и II классов опасности. По данным статистики, в настоящее время только 1,5% опасных отходов обезвреживаются и утилизируются операторами, имеющими необходимые лицензии.

«Благодарен коллегам из правительства и Государственной думы за понимание важности и оперативность в рассмотрении нашего законопроекта. В России ежегодно образуется около 400 тысяч тонн отходов чрезвычайно опасных и высокоопасных классов. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению таких отходов, отвечающие принципам наилучших доступных технологий, отсутствуют, учет не ведется. Бессистемное хранение и бесконтрольное захоронение таких отходов без обработки крайне опасно. Ситуацию изменим и будем полностью контролировать и управлять такими отходами. Появятся современные центры обезвреживания и переработки, сформируется единая государственная система обращения с опасными отходами», - прокомментировал принятие документа глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин.

Законом предусматривается в обязательном порядке включение в федеральную схему мощностей индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности.

Деятельность федерального оператора, которого определят дополнительно, будет осуществляться в соответствии с федеральной схемой, которую утверждает правительство Российской Федерации. Операторы будут осуществлять деятельность по обращению с опасными отходами в соответствии с договорами оказания услуг с федеральным оператором на основании федеральной схемы и по регулируемым ценам. При этом федеральный оператор будет фиксировать достоверность наличия мощностей и гарантированность доставки до них отходов. Это должно создать защитный механизм по исключению имеющегося сегодня принципа работы на рынке «передал опасный отход – снял ответственность».

По мнению Олега Муратова, ответственного секретаря Северо-Западного отделения Ядерного общества России, действительного члена Академии наук экологии, безопасности человека и природы, кандидата технических наук, проблема обращения с особо опасными отходами стоит не остро, а очень остро.

«При ежегодном образовании опасных отходов первого и второго классов порядка 350-400 тыс. т совершенно неизвестно количество накопленных таких отходов. Несовершенство действующей нормативной база предусматривает заявительный характер данных об их образовании. Поэтому в информации, предоставляемой в Росприроднадзор, скрываются реальные объемы отходов первого и второго классов и, соответственно, появляются недостоверные данные по их образованию, обезвреживанию и захоронению. Очень часто предприятия перемешивают отходы первого и второго классов не только с промышленными отходами низких классов, но и бытовыми отходами. Такие смеси отходов вывозятся на полигоны бытовых отходов, а иногда в ближайшие леса, овраги и канавы», - рассказывает об опасности сложившейся ситуации эксперт.

Он считает необходимым также необходимо решить вопрос о подземной закачке химических токсичных отходов в глубинные горизонты: «В настоящее время действуют более 20 пунктов глубинной закачки химических токсичных, биологических и других опасных отходов».

Участие государства в создании системы обращения с опасными отходами необходимо, особенно при обращении с накопленными отходами, уверен член Академии наук экологии, безопасности человека и природы.

«Частный бизнес справиться с этой проблемой не в состоянии, так как у образователей отходов и организаций, занимающихся их переработкой и обезвреживанием, отсутствуют инфраструктура и технологии, гарантирующие их безопасное обезвреживание. Технологии безопасной переработки некоторых опасных отходов разложения (например, сульфато- и хлорсодержащих соединений) настолько затратны, что стоимость их утилизации превышает стоимость производимой продукции, крайне необходимой для многих отраслей», - поясняет он.

Участие государства может заключаться в различной форме, например, в создании налоговых и иных льгот для предприятий, разрабатывающих и применяющих современные безопасные технологии обезвреживания опасных отходов, рассуждает Олег Муратов.

Он обращает внимание на то, что законопроект, наделяющий госкорпорацию «Росатом» полномочиями по обращению с отходами первого и второго класса опасности, разработан на основе анализа ситуации с технологиями обращения со сложными химическими веществами. «У предприятий Росатома накоплен богатый опыт по переработке радиоактивных отходов. Учитывая, что химические свойства радиоактивных и стабильных изотопов одинаковы, опыт предприятий Росатома может эффективно применяться для переработки особо опасных химических отходов», - комментирует эксперт.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).