Около 60 стран уже обратились к МАГАТЭ за содействием в принятии решения относительно использования атомной энергетики, говорится в сообщении пресс-службы «Росатома». Отмечается, что возросший интерес к ядерной энергетике связан с ожидаемым резким повышением спроса на электроэнергию в мире. По прогнозам экспертов, к 2030 году спрос на энергоносители вырастет более чем на 50% от текущего уровня, причем 70% роста придется на развивающиеся страны. Целый ряд стран, включая развивающиеся, анализируют недостатки и преимущества использования атомной энергии. «Мы предполагаем, что к 2030 году от 10 до 25 стран введут в эксплуатацию свои первые АЭС», - сообщил генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.
«Сейчас мировой атомный энергетический рынок закрыт станциями больших мощностей, - отметил первый заместитель директора Института инновационной энергетики НИЦ «Курчатовский институт» Вячеслав Кузнецов. - Атомная энергетика в своем развитии сконцентрировала основное внимание на гигаваттных блоках по экономическим соображениям. Это дорого, и не всем странам нужно. Можно ожидать, судя по множественным признакам, что наполнением следующей стадии развития гражданской атомной энергетики будет создание и использование атомных станций малых и средних мощностей».
«Более 50 проектов таких станций зарегистрированы в МАГАТЭ. Интересно, что все известные фирмы сочли для себя необходимым отметиться в создании проектов таких атомных станций. Тут и Южная Корея, и Аргентина, и кого только нет», - добавил он.
«Для внешнего мира характерна общекоммерческая направленность проектных предложений: так, американцы в программе GNEP предложили для развивающихся стран 500 реакторов IRIS средней мощности разработки фирмы Westinghouse», - сообщил Кузнецов. «До последнего времени корабельные заделы на Западе не использовались в проектах гражданских атомных станций. На корабельном прототипе основано французское предложение фирмы DCNS подводной атомной станции мощностью 50-250 МВт(эл.) – проект Flexblue, объявленный буквально на днях», - рассказал он.
«В отличие от них, наши предложения по атомным станциям малых и средних мощностей почти все базируются на корабельных и судовых АЭУ (атомных энергетических установках), где Россия имеет огромный интегральный опыт», - подчеркнул эксперт. «Перевод транспортных технологий в общегражданское пространство требует дополнительной доработки проектов, что и произошло с ледокольной установкой КЛТ-40, которая после дооснащения дополнительными системами безопасности для общегражданского использования получила шифр КЛТ-40С и сейчас установлена в сдвоенном варианте на строящейся в Санкт-Петербурге ПАТЭС «Академик Ломоносов», - пояснил он.
«От зоны коммерческого использования недалеки наши отечественные проекты – АБВ (6 МВт(эл.), КЛТ-40С (35 МВт(эл.), там же в ОКБМ разрабатывается проект ВБЭР на 300 МВт(эл.), базирующийся на совмещении транспортных и стационарных атомных энергетических технологий, - продолжил он. - Это хорошее перекрытие актуального коммерческого диапазона по мощности. Близко к этому подошел «Гидропресс» с лодочной технологической базой – проект СВБР со свинцово-висмутовым теплоносителем (от 10 до 100 МВт(эл). В НИКИЭТе есть проекты «Унитерм» и «Шельф».
«Кстати, подводными АЭС первыми озаботились мы, а не французы», - напомнил Кузнецов. «Когда в начале 1990-х годов Газпром вышел на арктический шельф, наши корабелы предложили ему проекты атомных энергетических установок на базе корабельных технологий, но для ледовых условий Арктики – подводно-подледные. Атомное энергообеспечение подводно-подледной нефтегазодобычи на Арктическом шельфе мы уже 20 лет разрабатываем. Этим занимаются ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, СПМБМ «Малахит», Курчатовский институт и более всех сегодня – дочерняя компания Газпрома – «Комплексные инновационные технологии» (КИТ). У нас уже есть эскизный проект подледно-подводной буровой станции с атомной энергетикой. То есть мы в шельфовых проектах с атомным энергообеспечением ушли дальше и находимся ближе к их коммерческому использованию» - заключил эксперт.