будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 24, 2003
Архив проектов

Запрос депутатов Госдумы в Конституционный суд о соответствии Закона о выборах Конституции России

В Конституционный Суд

Российской Федерации


103012, Москва,

ул. Ильинка, д. 21

ЗАПРОС

о проверке конституционности подпунктов «д», «е» и «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»


Заявители
: нижеподписавшиеся депутаты, составляющие одну пятую депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Адрес заявителей: 103265, Москва, ул. Охотный ряд, дом 1.

Представителями заявителей
по должности являются депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Надеждин Борис Борисович и Котюсов Александр Николаевич v с правом заключения соглашения или выдачи доверенности представителю, с правом замены представителя. Представителем заявителей также является адвокат Прохоров Вадим Юрьевич (удостоверение адвоката » 4678 от 28.03.2003 г., регистрационный номер 77/5061 в реестре адвокатов г.Москвы).

Наименование и адрес государственного органа, издавшего вышеназванный Федеральный закон
:

Федеральное Собрание v парламент Российской Федерации:

принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (103265, Москва, ул. Охотный ряд, дом 1), одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (103790, Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 26).

Право на обращение
заявителей в Конституционный Суд Российской Федерации предусмотрено пунктом «а» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 1 статьи 3 и статьей 84 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», предоставляющими одной пятой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федеральных законов.

Акт, подлежащий проверке
: Федеральный закон от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», официально опубликован в «Российской газете» 15 июня 2002 года, с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 27 сентября 2002 года » 119-ФЗ, от 23 июня 2003 года » 83-ФЗ, от 4 июля 2003 года » 97-ФЗ и » 102-ФЗ.

Основанием к рассмотрению
Конституционным Судом Российской Федерации настоящего обращения в соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации подпункты «д», «е» и «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Позиция заявителей и её правовое обоснование
.

В Российской Федерации закреплены основные конституционно-правовые принципы свободы слова и свободы средств массовой информации: каждому гарантируется свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации), каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), гарантируется свобода массовой информации (часть 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации). В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Таким образом, указанные выше конституционно-правовые принципы свободы слова и средств массовой информации, свободы получения, производства и распространения информации закреплены актом высшей юридической силы и являются нормами прямого действия.

При этом в период проведения избирательной кампании в соответствии с положениями подпункта «ж» пункта 7 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности. Содержащийся в вышеуказанной норме подпункта «ж» пункта 7 статьи 48 данного Федерального закона запрет средствам массовой информации и их представителям быть специальным субъектом предвыборной агитации и осуществлять ее от своего имени способствует соблюдению принципа равенства кандидатов, закрепленному в статье 39 указанного Федерального закона.

Заявители считают не подлежащими действию
из-за неконституционности положения подпунктов «д», «е» и «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в соответствии с указанными нормами к предвыборной агитации неправомерно может быть отнесена любая деятельность по распространению какой-либо информации о кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, избирательных блоках.

1. В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией признается «распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей». А в соответствии с вышеизложенным положением подпункта «ж» пункта 7 статьи 48 данного Федерального закона представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности запрещается проводить предвыборную агитацию. За указанные действия редакции средств массовой информации и должностные лица несут административную ответственность по статье 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявители считают не подлежащим действию из-за неконституционности указанное положение подпункта «д» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку оно в сочетании с положением подпункта «ж» пункта 7 статьи 48 данного Федерального закона налагает на средства массовой информации запрет на право передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закрепленное в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, в части распространения информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. Полагаем данный запрет на распространение информации, налагаемый в целях обеспечения равенства кандидатов, несоразмерным и нарушающим принцип пропорциональности в соотношении объема установленного подпунктом «д» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничения и тех целей, ради которых оно установлено.

2. Заявители считают не подлежащими действию из-за неконституционности положения подпунктов «е» и «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые признают, что предвыборной агитацией являются осуществляемая в период избирательной кампании «деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов», а также «иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов». Указанные положения Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в сочетании с положением подпункта «ж» пункта 7 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» налагают на средства массовой информации запрет на право распространять информацию о кандидатах, устанавливая при этом не раскрытые надлежащим образом в законе следующие критерии: «-деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей-», «-действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за - или против-». Поскольку установление субъективного умысла в действиях субъектов правоотношений применяется в уголовном праве и не может применяться в конституционно-правовых и гражданско-правовых отношениях, в сочетании с отсутствием четко определенных в законе критериев отнесения тех или иных действий участников избирательного процесса к предвыборной агитации, на основании указанных положений подпунктов «е» и «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» любые действия средств массовой информации по распространению информации об участниках избирательного процесса могут быть отнесены к предвыборной агитации, запрещены в соответствии с положением подпункта «ж» пункта 7 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также могут повлечь привлечение к административной ответственности в соответствии со статьей 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом,
полагаем, что положения подпунктов «д», «е» и «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» противоречат положениям частей 1, 4 и 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации о свободе слова, праве каждого свободно передавать, производить и распространять информацию и гарантиях свободы массовой информации. Введение установленных подпунктами «д», «е» и «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в сочетании с подпунктом «ж» пункта 7 статьи 48 указанного Федерального закона ограничений на распространение информации средствами массовой информации не основано на положении части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и противоречит указанной норме Конституции, поскольку права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В положениях подпунктов «д», «е» и «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствует не только соразмерность запрета на распространение информации целям обеспечения равенства кандидатов, но также отсутствуют надлежащим образом установленные критерии запрета на распространение той или иной информации о кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, избирательных блоках в период избирательной кампании.

Требование, обращенное в связи с настоящим запросом к Конституционному Суду Российской Федерации.


На основании вышеизложенного просим Конституционный Суд Российской Федерации признать не соответствующими Конституции Российской Федерации положения подпунктов «д», «е» и «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как противоречащие частям 1, 4 и 5 статьи 29 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

















Приложение
.

В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» к настоящему запросу прилагаются:

1. Текст Федерального закона от 12 июня 2002 года » 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 27 сентября 2002 года » 119-ФЗ, от 23 июня 2003 года » 83-ФЗ, от 4 июля 2003 года » 97-ФЗ и » 102-ФЗ) v в 30 экземплярах.

2. Текст статей 29, 55 Конституции Российской Федерации v в 30 экземплярах.

3. Копия настоящего запроса в Конституционный Суд Российской Федерации v в 30 экземплярах.

4. Квитанция об уплате государственной пошлины (в соответствии со статьёй 39 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») v с копиями в количестве 30 экземпляров.

Заявители
:список депутатов, подписавших заявление.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).