1. О системе защиты детства. (Д.А. Медведев, 16.03.2009: «Необходима современная система защиты детства - сегодня ее в странепросто нет… Необходимо кардинальноусовершенствовать и саму работу социальных учреждений, отвечающих завзаимодействие с неблагополучными семьями».)
Социальное сопровождение по местужительства детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, всоциально-опасном положении, плановое оказание необходимых безвозмездных услуг«на дому» должно стать нормой работы всей российской социальной системы. Сегодняэтого, к сожалению, нет – со всеми вытекающими трагическими для детей и страныпоследствиями. Для этой работы «на дому» должны быть предусмотрены целевыекадровые и финансовые ресурсы, что в конечном счете гораздо экономнее, чем вмассовом порядке плодить сирот, находящихся на полном государственномобеспечении. Такое профессиональное сопровождение семьи, осуществляемое наоснове добровольно заключаемых договоров о патронате, получило в последние годыширокое развитие в регионах России – «патронатное воспитание» для замещающихсемей и «социальный патронат» для неблагополучных кровных семей.
Таким образом, для осуществления указаннойпереориентация российской социальной системы на ранне-профилактическую работу поместу жительства необходимо, во-первых, дать в федеральном законодательствесоответствующую расшифровку понятия «патроната», введенного Федеральным законом«Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, и, во-вторых, обязать органы иучреждения социальной защиты населения, других субъектов системы профилактикиработать по индивидуальным программам, назначаемым управляющим, координирующиморганом максимально приближенного к населению муниципального уровня.
Организация работы с нуждающимися в помощигосударства детьми и семьями по принципу безвозмездного муниципальногосоциального заказа станет важнейшим системообразующим фактором, позволитпреодолеть сугубо ведомственный подход, существующую неприемлемую ситуацию«семи ведомственных нянек», у которых «дитя без глазу». Кадровые и финансовыересурсы учреждений различного ведомственного подчинения должны направляться наисполнение индивидуальных программ реабилитации, назначаемых судебным решениемлибо в «досудебном порядке» - уполномоченным координирующим органоммуниципального уровня – комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.Таким образом необходимо:
- законодательное учреждение в РоссийскойФедерации специализированного правосудия для несовершеннолетних и в сфере семейныхотношений;
- коренное усовершенствование деятельностикомиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, превращение комиссий вистинно системообразующий, «надведомственный» орган. Координирующий функционалкомиссий предусмотрен федеральным законодательством, пилотный опыт такой системнойорганизации работы в регионах России имеется (Московская, Саратовская, Тульскаяобласти, Пермский и Краснодарский Край, Республика Саха (Якутия)),непосредственная задача – обобщить этот опыт в виде обязывающих федеральныхактов с целью его повсеместного внедрения.
2.О детях и разводах.
В целях обеспечения права ребенка навоспитание и отцом и матерью, а также обеспечения прав обоих родителей навоспитание своих детей внести в Семейный Кодекс РФ нормы, регламентирующие«послебрачные отношения разведенных родителей с их общими детьми». Актуальностьэтой темы очевидна не только по причине недавних «громких» случаев, но ипотому, что число разводов в год составляет в России от 600 до 800 тысяч. Таким образом, проблема носит массовыйхарактер, также как массовый характер имеют нарушения указанных прав и детей иродителей, декларированные как тем же Семейным Кодексом РФ, так имеждународными документами, ратифицированными Российской Федерацией.
3.О гражданском контроле в социальной сфере и «отношении населения» как важнейшемпоказателе оценки деятельности глав муниципалитетов и регионов. (Д.А.Медведев, 30.11.2007: «Тот высочайший в ряде государств уровень охраны детства,укрепления семьи, которого они достигли, на мой взгляд, прежде всего связан сразвитием институтов общественного контроля, а не с тем, что в какой-то моментгосударство поумнело и решило все эти функции принять на себя». (http://rost.ru/official/2007/11/300000_11878.shtml).
Необходимо принятие федерального закона «Огражданском контроле в социальной сфере», включая в первую очередь общественныйконтроль в различных учреждениях постоянного проживания детей или взрослых.Формирование соответствующих региональных наблюдательных комиссий должноосуществляться с участием Общественной палаты РФ – аналогично тому, как этопредусмотрено Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека вместах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местахпринудительного содержания». Огромным потенциалом для такой работыявляются бурно в последнее время развивающиеся (благодаря интернету) сообществаволонтеров; необходимо обязать органы исполнительной власти заключать с этимисообществами целевые соглашения, открывающие волонтерам доступ в нынепрактически закрытые от общественности учреждения социальной сферы (успешныйпример такого рода: Соглашение 2007 года между Министерством здравоохраненияМосковской области и Фондом «Волонтеры – в помощь детям-сиротам»).
Также создание эффективной системыгражданского контроля в социальной сфере позволит ввести в число критериевоценки успешности деятельности глав муниципалитетов и регионов такой важнейшийпоказатель как «отношение населения» к работе власти в различных конкретныхсоциально-значимых направлениях. Во многих странах практикуется такое «непрерывное»отслеживание мнения населения не только в общенациональном масштабе, но и наместном уровне и по конкретным вопросам. Существуют методики проведения таких«локальных» опросов, референдумов, объективных социальных исследований, способыпривлечения к организации этих исследований независимой от властиобщественности. Эти социальные технологии необходимо внедрять в нашей стране.
4.О преодолении коррупции.
Бесспорная истина состоит в том, чтопредотвратить нарушения закона может только угроза неотвратимости наказания заэто нарушение. Значит, для преодоления коррупции, следуя мировому опыту, необходимо создавать эффективные системывыявления любых злоупотреблений служебным положением. В этом отношении нашастрана традиционно отстает от практики многих стран, сумевших значительноснизить уровень этого зла.
Таким образом, необходимо широкое развитиемежведомственного «взаимо-перекрывающегося» контроля, учреждение назаконодательном уровне понятия «целевой оперативно-розыскной деятельности»- не политический сыск в отношении граждан, журналистов и т.п., а взаимноеотслеживание деятельности конкретных звеньев государственного аппарата. Толькотаким образом удается преодолеть коррупцию, например в правоохранительныхорганах, в странах Западной Европы и США. Об актуальности такой постановкивопроса говорит и заявление Руководителя Следственного комитета при ПрокуратуреРФ А.И. Бастрыкина о необходимости законодательно решить вопрос о наделениикомитета правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью в отношениисотрудников самого комитета («Коммерсант, 19 октября 2009 г., стр. 4»).
Однако такой внутриведомственный «самоконтроль»,хотя и важен, но заведомо недостаточен. Нужен аналогичный межведомственныйконтроль. В частности, для преодоления коррупции в органах внутренних делпредставляется целесообразным создание в министерстве юстиции целевогоподразделения по контролю за соблюдением законности и прав человека в органах внутренних дел,наделенного правом оперативно-розыскной деятельности только в отношениисотрудников органов внутренних дел.
5.О необходимости исключить участие органов власти в формировании региональных итерриториальных общественных структур.
20 октября с.г. «Независимая газета» (стр.12-13) дала подробный анализ работы и способа формирования Общественных палатмногих субъектов РФ, из которого видно, что в большинстве регионов рольОбщественных палат сугубо декоративная, поскольку их состав формируется Главойрегиона и подконтрольным ему законодательным органом власти региона. То жепечальное правило справедливо в отношении большинства общественных советовмуниципальных образований. Такой подход к формированию гражданского обществапротиворечит и мировому опыту, и здравому смыслу, но очевидно выгоденисполнительной власти, стремящейся к монополизму и бесконтрольности.
На эту проблему обращали внимание многиевыступающие на Слушаниях в ОП РФ 20 октября. Среди редких исключений:Общественная палата Алтайского Края (ее Исполнительный директор К.Н. Емешинвыступал на Слушаниях) и Томская городская палата общественности (ее СопредседательА.В. Остроушко присутствовал на Слушаниях и участвовал в обсуждениях). Но и вэти действительно на сегодня независимые от власти, но и умеющие конструктивно«на равных» взаимодействовать с властью, общественные структуры власти тем не менее постоянно пытаются«пропихнуть» своих представителей. Таким образом, суммируя прозвучавшие наСлушаниях предложения, необходимо разработать и принять рамочный федеральныйзакон «Об общественных палатах субъектов Российской Федерации и общественныхсоветах муниципальных образований», предусматривающий такие процедурыформирования этих структур, которые исключают участие в этом процессеорганов власти регионального либо муниципального уровня.
Б.Л. Альтшулер,
ПредседательПравления РОО «Право ребенка»,
ЧленОбщественной палаты РФ созыва 2010-2011 гг.