будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Октябрь 22, 2009
Архив проектов

Защита детства и гражданский контроль

Представленона Слушаниях в ОП РФ 20 октября 2009 г.

1. О системе защиты детства. (Д.А. Медведев, 16.03.2009: «Необходима современная система защиты детства - сегодня ее в странепросто нет… Необходимо кардинальноусовершенствовать и саму работу социальных учреждений, отвечающих завзаимодействие с неблагополучными семьями».)

Социальное сопровождение по местужительства детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, всоциально-опасном положении, плановое оказание необходимых безвозмездных услуг«на дому» должно стать нормой работы всей российской социальной системы. Сегодняэтого, к сожалению, нет – со всеми вытекающими трагическими для детей и страныпоследствиями. Для этой работы «на дому» должны быть предусмотрены целевыекадровые и финансовые ресурсы, что в конечном счете гораздо экономнее, чем вмассовом порядке плодить сирот, находящихся на полном государственномобеспечении. Такое профессиональное сопровождение семьи, осуществляемое наоснове добровольно заключаемых договоров о патронате, получило в последние годыширокое развитие в регионах России – «патронатное воспитание» для замещающихсемей и «социальный патронат» для неблагополучных кровных семей.

Таким образом, для осуществления указаннойпереориентация российской социальной системы на ранне-профилактическую работу поместу жительства необходимо, во-первых, дать в федеральном законодательствесоответствующую расшифровку понятия «патроната», введенного Федеральным законом«Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, и, во-вторых, обязать органы иучреждения социальной защиты населения, других субъектов системы профилактикиработать по индивидуальным программам, назначаемым управляющим, координирующиморганом максимально приближенного к населению муниципального уровня.

Организация работы с нуждающимися в помощигосударства детьми и семьями по принципу безвозмездного муниципальногосоциального заказа станет важнейшим системообразующим фактором, позволитпреодолеть сугубо ведомственный подход, существующую неприемлемую ситуацию«семи ведомственных нянек», у которых «дитя без глазу». Кадровые и финансовыересурсы учреждений различного ведомственного подчинения должны направляться наисполнение индивидуальных программ реабилитации, назначаемых судебным решениемлибо в «досудебном порядке» - уполномоченным координирующим органоммуниципального уровня – комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.Таким образом необходимо:

- законодательное учреждение в РоссийскойФедерации специализированного правосудия для несовершеннолетних и в сфере семейныхотношений;

- коренное усовершенствование деятельностикомиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, превращение комиссий вистинно системообразующий, «надведомственный» орган. Координирующий функционалкомиссий предусмотрен федеральным законодательством, пилотный опыт такой системнойорганизации работы в регионах России имеется (Московская, Саратовская, Тульскаяобласти, Пермский и Краснодарский Край, Республика Саха (Якутия)),непосредственная задача – обобщить этот опыт в виде обязывающих федеральныхактов с целью его повсеместного внедрения.

2.О детях и разводах.

В целях обеспечения права ребенка навоспитание и отцом и матерью, а также обеспечения прав обоих родителей навоспитание своих детей внести в Семейный Кодекс РФ нормы, регламентирующие«послебрачные отношения разведенных родителей с их общими детьми». Актуальностьэтой темы очевидна не только по причине недавних «громких» случаев, но ипотому, что число разводов в год составляет в России от 600 до 800 тысяч. Таким образом, проблема носит массовыйхарактер, также как массовый характер имеют нарушения указанных прав и детей иродителей, декларированные как тем же Семейным Кодексом РФ, так имеждународными документами, ратифицированными Российской Федерацией.

3.О гражданском контроле в социальной сфере и «отношении населения» как важнейшемпоказателе оценки деятельности глав муниципалитетов и регионов. (Д.А.Медведев, 30.11.2007: «Тот высочайший в ряде государств уровень охраны детства,укрепления семьи, которого они достигли, на мой взгляд, прежде всего связан сразвитием институтов общественного контроля, а не с тем, что в какой-то моментгосударство поумнело и решило все эти функции принять на себя». (http://rost.ru/official/2007/11/300000_11878.shtml).

Необходимо принятие федерального закона «Огражданском контроле в социальной сфере», включая в первую очередь общественныйконтроль в различных учреждениях постоянного проживания детей или взрослых.Формирование соответствующих региональных наблюдательных комиссий должноосуществляться с участием Общественной палаты РФ – аналогично тому, как этопредусмотрено Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека вместах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местахпринудительного содержания». Огромным потенциалом для такой работыявляются бурно в последнее время развивающиеся (благодаря интернету) сообществаволонтеров; необходимо обязать органы исполнительной власти заключать с этимисообществами целевые соглашения, открывающие волонтерам доступ в нынепрактически закрытые от общественности учреждения социальной сферы (успешныйпример такого рода: Соглашение 2007 года между Министерством здравоохраненияМосковской области и Фондом «Волонтеры – в помощь детям-сиротам»).

Также создание эффективной системыгражданского контроля в социальной сфере позволит ввести в число критериевоценки успешности деятельности глав муниципалитетов и регионов такой важнейшийпоказатель как «отношение населения» к работе власти в различных конкретныхсоциально-значимых направлениях. Во многих странах практикуется такое «непрерывное»отслеживание мнения населения не только в общенациональном масштабе, но и наместном уровне и по конкретным вопросам. Существуют методики проведения таких«локальных» опросов, референдумов, объективных социальных исследований, способыпривлечения к организации этих исследований независимой от властиобщественности. Эти социальные технологии необходимо внедрять в нашей стране.

4.О преодолении коррупции.

Бесспорная истина состоит в том, чтопредотвратить нарушения закона может только угроза неотвратимости наказания заэто нарушение. Значит, для преодоления коррупции, следуя мировому опыту,  необходимо создавать эффективные системывыявления любых злоупотреблений служебным положением. В этом отношении нашастрана традиционно отстает от практики многих стран, сумевших значительноснизить уровень этого зла.

Таким образом, необходимо широкое развитиемежведомственного «взаимо-перекрывающегося» контроля, учреждение назаконодательном уровне понятия «целевой оперативно-розыскной деятельности»- не политический сыск в отношении граждан, журналистов и т.п., а взаимноеотслеживание деятельности конкретных звеньев государственного аппарата. Толькотаким образом удается преодолеть коррупцию, например в правоохранительныхорганах, в странах Западной Европы и США. Об актуальности такой постановкивопроса говорит и заявление Руководителя Следственного комитета при ПрокуратуреРФ А.И. Бастрыкина о необходимости законодательно решить вопрос о наделениикомитета правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью в отношениисотрудников самого комитета («Коммерсант, 19 октября 2009 г., стр. 4»).

Однако такой внутриведомственный «самоконтроль»,хотя и важен, но заведомо недостаточен. Нужен аналогичный межведомственныйконтроль. В частности, для преодоления коррупции в органах внутренних делпредставляется целесообразным создание в министерстве юстиции целевогоподразделения по контролю за соблюдением законности и  прав человека в органах внутренних дел,наделенного правом оперативно-розыскной деятельности только в отношениисотрудников органов внутренних дел.

Добавлено по результатам обсуждения вОбщественной палате 20.10.2009:

 

5.О необходимости исключить участие органов власти в формировании региональных итерриториальных общественных структур.

20 октября с.г. «Независимая газета» (стр.12-13) дала подробный анализ работы и способа формирования Общественных палатмногих субъектов РФ, из которого видно, что в большинстве регионов рольОбщественных палат сугубо декоративная, поскольку их состав формируется Главойрегиона и подконтрольным ему законодательным органом власти региона. То жепечальное правило справедливо в отношении большинства общественных советовмуниципальных образований. Такой подход к формированию гражданского обществапротиворечит и мировому опыту, и здравому смыслу, но очевидно выгоденисполнительной власти, стремящейся к монополизму и бесконтрольности.

На эту проблему обращали внимание многиевыступающие на Слушаниях в ОП РФ 20 октября. Среди редких исключений:Общественная палата Алтайского Края (ее Исполнительный директор К.Н. Емешинвыступал на Слушаниях) и Томская городская палата общественности (ее СопредседательА.В. Остроушко присутствовал на Слушаниях и участвовал в обсуждениях). Но и вэти действительно на сегодня независимые от власти, но и умеющие конструктивно«на равных» взаимодействовать с властью, общественные структуры власти тем не менее постоянно пытаются«пропихнуть» своих представителей. Таким образом, суммируя прозвучавшие наСлушаниях предложения, необходимо разработать и принять рамочный федеральныйзакон «Об общественных палатах субъектов Российской Федерации и общественныхсоветах муниципальных образований», предусматривающий такие процедурыформирования этих структур, которые исключают участие в этом процессеорганов власти регионального либо муниципального уровня.

Б.Л. Альтшулер,

ПредседательПравления РОО «Право ребенка»,

ЧленОбщественной палаты РФ созыва 2010-2011 гг.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).