будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2003
Архив проектов

Заявление Государственной Думы «О соблюдении прав граждан Российской Федерации в Туркменистане»

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает глубокую озабоченность односторонними действиями властей Туркменистана по выходу из Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (далее также v Соглашение). Так, 22 апреля Меджлисом Туркменистана принято постановление о денонсации Соглашения, после чего был издан указ Президента Туркменистана о прекращении действия института двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией, положивший начало произволу туркменских властей в отношении наших соотечественников в Туркменистане. В соответствии с данным указом лица, имеющие двойное гражданство, должны до 22 июня 2003 года сделать выбор в пользу гражданства Российской Федерации или гражданства Туркменистана. Лица, решившие сохранить гражданство Российской Федерации, лишаются права на владение недвижимостью и вынуждены будут покинуть Туркменистан до 22 июня, бросив там свое законно нажитое имущество. Особо унизительным для чести и достоинства граждан Российской Федерации является требование туркменских властей о получении разрешения на выезд из Туркменистана. Большую тревогу вызывает также проводимая в Туркменистане с участием туркменских спецслужб кампания по выявлению лиц, имеющих двойное гражданство. Эти действия граничат с целенаправленным преследованием людей по национальному признаку в нарушение принятых на себя Туркменистаном международных обязательств в области защиты прав и свобод человека. Фактически речь идет о подготовке к массовой насильственной депортации из Туркменистана русскоязычного населения v примерно 100 тысяч человек, в разное время получивших гражданство Российской Федерации и проживающих в Туркменистане.

Этот указ Президента Туркменистана противоречит Договору о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном, Договору между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского v в Российской Федерации, Договору между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Государственная Дума отмечает, что подписанный 10 апреля 2003 года двусторонний Протокол о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (далее v протокол) не был ратифицирован Российской Федерацией и потому не может считаться вступившим в силу. Несоблюдение Туркменистаном зафиксированной в Соглашении процедуры прекращения его действия не дает Российской Федерации оснований признать односторонний выход Туркменистана из Соглашения. До выполнения Россией внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола, Соглашение в соответствии с нормами международного права продолжает действовать.

Общепризнанно, что международные договоры не имеют обратной силы, в связи с чем положения Протокола должны распространяться только на ситуации, которые могут возникнуть в будущем при полном сохранении всех элементов сформировавшегося к настоящему времени института двойного гражданства.

Государственная Дума подчеркивает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства, а в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» выход из гражданства Российской Федерации возможен только на основании добровольного волеизъявления гражданина Российской Федерации. Независимо от законодательства Туркменистана российские власти должны рассматривать россиян, проживающих в этом государстве, как своих граждан и оказывать им защиту и покровительство. В этой связи депутаты Государственной Думы обращают внимание Министерство иностранных дел Российской Федерации на необходимость активизировать работу по защите прав граждан Российской Федерации в Туркменистане.

Глубокое возмущение депутатов Государственной Думы вызывают предпринятые руководством Туркменистана действия по ликвидации в стране системы образования на русском языке, в том числе закрытие в 1994 года школ с обучением на русском языке, преподавание с 1995 года во всех вузах страны исключительно на туркменском языке. Тем самым русскоязычному населению, проживающему в Туркменистане, фактически недоступно высшее образование. Дипломы российских вузов не признаются, ликвидирована Академия наук Туркменистана, большинство работников которой составляли русские. В области занятости Правительством Туркменистана применяются дискриминационные меры по отношению к национальным меньшинствам. За последние два года уволены 20 тысяч учителей и 20 тысяч врачей, в основном русских. Это прямо противоречит Конституции Туркменистана и нормам международного права.

Власти Туркменистана проводят активную политику ограничения доступа к информации иностранных, прежде всего российских, средств массовой информации и активно препятствуют осуществлению нашими соотечественниками права на получение информации на родном языке. На территории Туркменистана запрещено распространение российских газет, сведена к минимуму трансляция программ федеральных российских телеканалов, ведется преследование владельцев спутниковых телевизионных антенн. По сути, Президент Туркменистана С. Ниязов взял курс на полную информационную изоляцию страны, нарушая тем самым право граждан свободно искать, получать и распространять информацию независимо от государственных границ.

Депутаты Государственной Думы обращают внимание на многочисленные факты массовых нарушений прав человека в Туркменистане после событий 25 ноября 2002 года в связи с якобы имевшей место попыткой покушения на Президента Туркменистана С. Ниязова. Широкое распространение получили незаконные задержания и аресты граждан, осуждение без соблюдения норм процессуального права, включая использование в качестве доказательств признаний, которые могли быть получены у обвиняемых под пыткой. В этой связи Государственная Дума обращает внимание на принятие 16 апреля 2003 года Комиссией ООН по правам человека документа «Положение в области прав человека в Туркменистане», в котором решительно осуждаются такие действия властей Туркменистана.

Депутаты Государственной Думы отмечают, что несмотря на формальное принятие Туркменистаном международных обязательств в области защиты прав человека и свобод человека, вытекающих из статуса Туркменистана как члена Организации Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, Туркменистан не предпринимает практических шагов по реализации данных обязательств и отказывается сотрудничать с соответствующими международными институтами в предоставлении необходимой информации и допуске в страну международных наблюдателей.

Государственная Дума решительно призывает Президента Туркменистана и Правительство Туркменистана:

Отменить односторонние решения о денонсации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства;

Снять требование об обязательном выборе до 22 июня 2003 года лицами, имеющими двойное гражданств, гражданства Российской Федерации или гражданства Туркменистана;

Прекратить кампанию по выявлению лиц, имеющих двойное гражданство, и их преследование;

Отменить требование об обязательном получении гражданами Российской Федерации разрешений на выезд из Туркменистана;

Соблюдать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях и Венскую конвенцию о консульских отношениях, в частности разрешить консульскую защиту задержанных иностранных граждан и лиц, имеющих двойное гражданство;

Отменить ограничения на преподавания русского языка и на русском языке в учебных заведениях системы среднего и высшего образования Туркменистана;

Снять все ограничения на трансляцию в Туркменистане федеральных каналов российского телевидения и свободное распространение российских и иностранных печатных изданий, не препятствовать свободному доступу населения Туркменистана к иностранным средствам массовой информации и к Интернету;

Прекратить принудительное перемещение лиц, проживающих на территории Туркменистана, и гарантировать им свободу передвижения внутри страны;

Отказаться от заявлений и действий в духе расовой и национальной дискриминации;

Обеспечить привлечение к судебной ответственности лиц, виновных в нарушениях прав человека.

Государственная Дума обращается к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой незамедлительно довести до сведения Президента Туркменистана С. Ниязова указанные требования и настаивать на их полном и скорейшем выполнении.

Государственная Дума призывает Правительство Российской Федерации:

В соответствии с обязательствами Российской Федерации как государства v участника Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской конвенции о выдаче отвечать отказом Туркменистану на запросы о выдаче лиц, имеющих двойное гражданство, граждан Туркменистана или граждан иных иностранных государств, которым угрожает опасность подвергнуться пыткам или бесчеловечному и унижающему достоинство обращению;

Рассмотреть возможность предоставления статуса беженцев всем лицам, обоснованно опасающимся репрессий;

Рассмотреть возможность принятия иных мер, в том числе совместно с другими государствами и международными организациями, по оказания необходимого воздействия на руководство Туркменистана в целях улучшения положения с соблюдением в этом государстве прав человека, в первую очередь граждан Российской Федерации.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).