будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Октябрь 31, 2023
Колонки
Варшавер Евгений

Что произошло в Дагестане? Объясняет Евгений Варшавер

Что произошло в Дагестане? Объясняет Евгений Варшавер
photo_2023-10-31_19-21-00

Евгений Варшавер — кандидат социологических наук, доцент НИУ ВШЭ, руководитель группы исследований миграции и этничности, старший научный сотрудник РАНХиГС. 

Объяснения тех или иных событий с точки зрения социальных наук – всегда комплексная задача, которая требует кропотливого перебора и компоновки разных подходов, ни один из которых не будет объяснять реальность целиком, но которые следует проработать на пути к пониманию. В этой заметке я попытаюсь разобраться с тем, что произошло в Дагестане с точки зрения современных теорий этничности. Согласно последним, этничность – это классификации людей, которые люди осуществляют на постоянной основе, и некоторые – оттого что в них верит одновременно много людей – оказываются фактами социальной реальности. В Дагестане до прихода советской власти – впрочем, как и сейчас – все было весьма разнообразно в том, что касается языков, религий и культуры, но релевантными классификациями были прежде всего классификации по джамаатам, то есть сельским общинам. Советская власть и современность, которую она принесла, перекроили сетку релевантных этнических категорий, и на первый план (впрочем, в каких сферах жизни, в каких местах и в какой степени – вопрос дискуссионный и не решенный до настоящего момента) стала выходить советская сетка национальностей, введенная в 20-е годы XX века для торпедирования национальных движений. Если не можешь избежать, возглавь – решили большевики, сказали, что в СССР около 200 народов (порядка 40 из них по первой Всесоюзной переписи в Дагестане), дали «главным» из них образование на языке, литературу, театры и прочие атрибуты и объявили, что все эти народы образуют дружную семью. Именно такая концепция – «естественная» для жителей бывшего СССР, но довольно экспериментальная для своего времени – была внедрена в качестве советской национальной политики и, в редуцированном варианте, перекочевала в национальную политику современной России.

Но у каждой этнической классификации есть начало и конец. Судьбы советских национальностей после распада СССР – разные. Где-то (как, например, по всей видимости, в Якутии) эти национальности оказались удобным способом регуляции социальных отношений и доступа к ресурсам, где-то оказались нафталиновым анахронизмом – вместе со всем символическим рядом, производимым в краеведческих музеях и на праздниках. Не то, чтоб никто не хотел идентифицироваться с сельским бытом XIX века, но для такой идентификации нужна релевантность «из современности». Далеко не везде она была. В Дагестане, по всей видимости, по разным причинам, классификация по советским дагестанским национальностям отживает свое, и одной из причин является… ислам. Нет, дагестанцы и в советское время по большей части верили в Аллаха и его пророка, но начиная с 90-х – по мере интенсификации поездок дагестанцев на учебу в мировые центры исламской учености, а также с развитием интернета – Дагестан стал все больше подключаться к т.н. «глобальной умме», неструктурированному сообществу мусульман со всего мира, до того объединенных почти исключительно идеей принадлежности к одной религии, но сейчас ставшей способной к постоянному взаимодействию и координации. Ислам, как и другие мировые религии, это всеобъемлющий взгляд на мир, который решает вопросы в том числе и этнических классификаций – на кого делятся все люди, которых может встретить мусульманин. Если не вдаваться в детали, они делятся на других мусульман, евреев, христиан и язычников. Ислам в этом смысле выступает жестко против конструирования различий внутри уммы (хотя, разумеется, такие различия постоянно конструируются), резко негативно относится к язычникам, а к евреям и христианам у него отношение амбивалентное. Помимо догматических положений, согласно которым эти религии являются в некоторым смысле «репетицией» ислама, ключевые исламские тексты (Коран и сборники хадисов) рассказывают много историй про отношение молодой исламской уммы с различными евреями и христианами, которые – в большом количестве – жили в начале VII века на территории нынешней Саудовской Аравии. И – как в случае любого другого соседства – истории эти разные и противоречивые. С исламизацией Дагестана и включением многих дагестанцев в современную «глобальную умму», а также в рамках других процессов, о которых сейчас не стоит говорить, советские национальности постепенно перестают быть значимой рамкой для дагестанцев, и их релевантные этнические классификации все больше становятся «из ислама».

Это имеет разнообразные последствия. Среди них – то, что традиционные инструменты национальной политики, сообщающей о дружбе народов, перестают работать. Если люди не живут национальностями, то и концепция «дружбы народов» оказывается им чужда. Это также значит, что – если новая классификация как-то пересекается со старой, категории старой классификации будут переосмыслены посредством новой. Именно это произошло с категорией «еврей». Нужно отметить, что эта категория за последние 150 лет проделала интересный путь. Еще в середине XIX века везде, где речь заходила о евреях, речь шла об – этнизированной – религиозной принадлежности. Этнизированной – в том смысле, что смена религии автоматически не стирала память о происхождении человека и его предков и такая память могла длиться поколениями. С приходом эпохи национализмов, предполагавшей деление всего человечества по народам, категория «еврей» все чаще стала обозначать принадлежность к народу или – в советском изводе – национальности. Так вот, в Дагестане – с интенсификацией глобализационных процессов в их исламском изводе – категория «еврей» стала снова рассматриваться как религиозная принадлежность. И интерпретироваться через сложный мифосимволический комплекс, корни которого следует искать в исламских текстах.

А теперь перенесемся в Дагестан последних дней. Канал «Утро Дагестан», который координирует выступления, подначивая участников, также периодически рекомендует «братьям» не говорить «евреи», а говорить «яхуды». Это важный момент, потому что таким образом происходит интерпретация современных событий через кораническую рамку в ее насильственной версии. И за счет этой интерпретации те, коранические, евреи, которые отвергли Мухаммада, оказываются в непосредственной близости. А значит – появляется козел отпущения, на которого можно, в праведном гневе, опрокинуть все негативные эмоции, которые – по разным причинам – накопились в последнее время. Но возможно это только в отношении тех – коранических – евреев, а не в отношении советской национальности, к которой отношение в Дагестане скорее добрососедское, пусть и настороженное. И для того, чтобы был достигнут нужный эффект, нужно осуществить ре-интерпретацию, которую словом «яхуды» и осуществляют админы «Утра Дагестана». И вот уже мем, облетевший интернет, где один из погромщиков в поисках евреев заглядывает в турбину самолета, обретает смысл, потому что, согласно одному из хадисов (иснад, цепочка передачи которого, впрочем, признается не всеми), евреи прячутся за камнями и деревьями, и нужно их там отыскивать и убивать. В «базовых настройках» ислама есть и другие эпизоды отношений между уммой и евреями, вполне добрососедские, но есть и такие – которые добрососедскими никак не назовешь. Это, впрочем, не значит, что исламская радикальная рамка не «цепляет» светских негативных смыслов, связанных с категорией «еврей». Цепляет. Скажем, вчера же пакистанский сенатор вывесил в своих соцсетях портрет Гитлера и написал: «По крайней мере, теперь мир знает, почему он сделал, что сделал». Одни смыслы цепляются к другим, используется все, что может сработать. Но, если думать о том, что делать, важно отдавать себе отчет, что советская рамка дружбы народов на дагестанскую исламизированную молодежь уже воздействует мало, что мир ею прочитывается в других терминах и этнических категориях, и эти термины и категории нужно принимать во внимание при планировании любого – осмысленного – ответа на ситуацию. И именно пространство интерпретаций ислама – а ислам, не будучи «хорошим» или «плохим», а будучи очень разнообразным, такое пространство дает – является одним из ресурсов этого ответа. Да, значительная часть дагестанской молодежи исламизирована, да, ее релевантные этнические классификации заимствуются из коранической реальности, но будут ли нынешние евреи теми, кого нужно искать и убивать, или эта категория будет интерпретироваться через призму иных, более доброжелательных к евреям, эпизодов Корана – это незакрытый вопрос.

Варшавер Евгений
читайте также
Колонки
Закат Европы вручную и Замочная скважина
Май 15, 2024
Колонки
Гибель и воскрешение частного человека
Май 6, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).