будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
общество
Июль 8, 2025
Колонки

ЧВК «Россия»: «Вагнер» как зеркало разгосударствления Российской Федерации

ЧВК «Россия»: «Вагнер» как зеркало разгосударствления Российской Федерации
в_норм_качестве_лейбин_800
Виталий Лейбин. декабрь 2021 года. Медиаполигон

Виталий Лейбин — о природе политических претензий Евгения Пригожина

Основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин неожиданно систематично и настойчиво в интервью многим СМИ и блогерам выступил против легализации частных военных компаний в России. «Легализовать не надо. Нам и так хорошо», — заявил он, например, в интервью журналу «Эксперт». Эту настойчивость можно объяснить, например, так: легализация означает следование каким-то нормам, формальную подотчетность Минобороны или иному ведомству, что могло бы дать конкурентам Пригожина на поле внутренней и военной политики рычаги давления на него. Несуществующую норму невозможно нарушить, а значит, никто не сыграет на ее нарушении.

Но есть и более общее объяснение: и «Вагнер», и Евгений Пригожин конкурируют не с отдельными группами влияния, чиновниками и военными, а с российским государством как таковым, с самой идеей регулярного государства, его правовой и силовой основой. Это в чем-то похоже на то, как финансируемые из частных источников батальоны и группировки отчасти заменили государство на Украине в 2014 году, с той только поправкой, что этот тренд опирался на Украине скорее на националистические субкультуры, а в России — скорее на уголовные.

Интересно, что одним из инициаторов легализации ЧВК выступил публичный сторонник Пригожина, лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме Сергей Миронов. Он назвал процесс легализации таких структур неминуемым и предложил закрепить надзорные функции за Министерством обороны. Это высказывание можно назвать несколько устаревшим с точки зрения политической моды в России, хотя и сделано оно, очевидно, из лучших по отношению к «Вагнеру» побуждений. В 2000-х и 2010-х годах российское государство развивалось если не как правовое, то как легалистское с формально-юридическим языком элиты, с культурой если не прав, то закона и административной нормы. В правовом идеале все граждане и политические субъекты равны перед отчужденным от конкретных правителей законом, а в российской практике «правового государства» все подконтрольны формальным нормам, а госслужащие еще и буквально «ходят под статьей». В этой логике достаточно неформальная организация чеченских батальонов (которых с ЧВК «Вагнер» объединяют свобода, почти полная неподотчетность государственной системе и взаимные симпатии) была изначально легализована в системе МВД или Минобороны. Если у чего-то не было «прописки» в законе и административной системе, то его и не существовало. Всё неформальное воспринималось системой как враждебное, — начиная с криминального мира 90-х и заканчивая независимыми добровольческими отрядами в Донбассе.

СВО радикально изменила ситуацию. Сама операция началась тайно почти от всего административного аппарата, а для усиления понадобились более мобильные и независимые от административной инерции отряды.

Частные военные компании во всем мире — признак изменения природы войны и роли государства в ней в конце ХХ — начале XXI века. Их использовали США с тех пор, как стало понятно, что участие регулярной армии в войнах влечет за собой грандиозные издержки (причем не только политические), и что войны если уж и вести, то выгоднее удаленно и чужими руками. ЧВК «Вагнер» в этом смысле скопировала западный опыт для проведения операций в Сирии и в Африке таким образом, чтобы российскому государству можно было дистанцироваться от их действий, преодолевая формальные препятствия к официальному участию России в части военных операций. Отличие в том, что американские и британские ЧВК развивались в либеральной логике, в которой часть функций, даже таких коренных, как безопасность, отдавалась рынку. В случае «Вагнера» рынок, конечно, ни при чем — ЧВК является относительно приемлемой в мировой практике оболочкой для выполнения щепетильных государственных задач.

Важнейшим шагом в эволюции «Вагнера» и российского государства стала растущая публично-политическая роль Евгения Пригожина, который считает себя вправе критиковать даже министра обороны Сергея Шойгу, причем за этим стоит претензия на борьбу с чиновничеством как таковым в рамках идеологии обновления государства: «Бойцы "Вагнера" защищают интересы России. Они умирают за нашу Родину-Мать. Им вставляются палки в колеса где только возможно. Вставляют их подонки-чиновники: они не дают ордена и медали, они не дают вооружение и боеприпасы, они не дают хоронить наших товарищей и всячески этому противодействуют», — заявил 18 марта Евгений Пригожин по поводу конфликта с местными властями, которые попыталась запретить хоронить вагнеровцев на кладбище в станице Бакинская. Политическая линия Пригожина усиливается за счет его медиаимперии. В телеграм-канале «Разгрузка Вагнера» публиковались ролики с угрозами в адрес чиновников города. У политического напора Пригожина нет никаких ограничений — ни правовых, ни моральных. В одном из роликов, записанных с целью давления на Минобороны в вопросе о приоритетных поставках боеприпасов «Вагнеру», были показаны тела погибших бойцов и дана такая реплика Пригожина: «Кто виноват в том, что они погибли? Виноваты те, кто должен был решить вопрос о снабжении нас достаточным количеством боеприпасов. Финальная подпись должна ставиться либо Герасимовым, либо Шойгу. Ни один из них не хочет принимать решение».

Наибольший резонанс вызвал видеоролик с записью казни кувалдой Евгения Нужина (бывшего заключенного из Рязанской области, который уже как боец «Вагнера» попал в плен и дал интервью украинским медиа). Видео, судя по всему, произвело гнетущее впечатление и на руководство России и очевидно дискредитировало военную операцию. «Мне кажется, этот фильм называется "Собаке — собачья смерть". Прекрасная режиссерская работа, смотрится на одном дыхании. Надеюсь, во время съемок ни одно животное не пострадало», — заявил Пригожин по этому поводу.

Столь откровенный культ насилия, возможно, объясняется работой Пригожина с контингентом уголовников для их вербовки, но органичен и для него самого. Как известно, в 1981 году Евгений Пригожин был осужден за уголовные преступления — кражу, разбой и мошенничество — на 13 лет, однако вышел досрочно, запустив свой бизнес в Петербурге в начале 1990-х, будучи не чуждым уголовной среде.

Парадоксально, что, дистанцируясь от криминальных 1990-х на протяжении 20 лет (политическая элита, происходящая из ФСБ, крайне настороженно относилась к бывшим уголовникам), российская политическая среда вернулась к бандитской стилистике и практике. Культура административных норм буквально на глазах подменяется уголовными нравами.

Втягиваясь в противостояние с Украиной, Россия повторяет некоторые приемы противника. В 2014 году, когда ВСУ не жаждали воевать с «сепаратистами», большую роль в раскрутке конфликта в Донбассе играли добровольческие батальоны — некоторые были преимущественно националистическими, некоторые состояли преимущественно из уголовников (как печально известный своими зверскими преступлениями, осужденными впоследствии украинским судом батальон «Шахтерск (Торнадо)», признанный экстремистской организацией и запрещенный на территории РФ, а некоторые были смешанными. В «Вагнере» есть не только очевидный уголовный душок (несмотря на то, что многие из коренных вагнеровцев — из искренних добровольцев), но и нацистский — это и культ смерти с черепом на символике, да и само название, которое ассоциируется с языческим «Полетом Валькирий» и любимой музыкой Гитлера.

Нынешняя роль Евгения Пригожина в российской политической системе похожа на роль Бориса Березовского в 1990-х — тактическое влияние и того, и другого превышало их вес в бизнесе и государственной системе. Это, конечно, очень неустойчивое положение, чреватое для Евгения Пригожина высокими рисками. Но, в отличие от Березовского, он претендует на системную силовую функцию новой опричнины по отношению к российской элите. «Думаю, что в ближайшее время, в результате череды законопроектов, обсуждений, споров и дискуссий, Россия научится расстреливать своих врагов. А за особые заслуги перед страной мне дадут это право», — заявляет Пригожин. Если представить, что ему дали такое право, то, очевидно, что он будет расстреливать не вообще каких-то «врагов государства», а собственных, личных врагов— именно во власти и в бизнесе, именно в элите у него врагов сейчас больше, чем у кого-либо в России.

Однако право может дать только государство, которое либо вернет «Вагнеру» его изначальную ограниченную роль исполнителя тайных операций, либо будет заражено смутой, замешанной на уголовных понтах, отсутствии каких-либо норм, в противоречивой среде воюющих групп влияния и насилия.

читайте также
Колонки
Закат Европы вручную и Замочная скважина
Май 15, 2024
Колонки
Гибель и воскрешение частного человека
Май 6, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).