Мы продолжаем публиковать материалы в развитие специального проекта «Полит.ру», посвященного проблемам гражданской самоорганизации, препятствиям, возникающим на пути коллективного действия и способам преодоления этих препятствий. Проект начался публикацией новой книги известного социального мыслителя, профессора и заведующего кафедрой Прагматики культуры НИУ ВШЭ, основателя и управляющего рекомендательным сервисом Имхонет, автора переведенных на различные языки книг «Экономика символического обмена» и «Манифест новой экономики» Александра Долгина - "Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям".
О перспективах российского краудфандинга «Полит.ру» рассказал Макс Лакмус, руководитель проекта Planeta.ru.
Откуда взялась идея проекта Planeta.ru?
Идея родилась в моей голове. Мы с коллегами долго думали, как изменить ситуацию с распространением интеллектуальной собственности, в нашем случае – с музыкой. У нас в стране все вроде рухнуло, и нужно было систему чем-то заменить. Я в составе БИ-2 много езжу по стране и вижу, что рухнуло на самом деле не все – музыка, по-прежнему, востребована аудиторией. Если рекорд-лейблы практически ушли с рынка, это просто означает, что старая, нежизнеспособная система умерла, уступая место более прогрессивной. Поэтому мы и начали строить свою собственную систему, не стали никого ждать, стали реализовывать все сами.
А за рубежом на тот момент уже был соответствующий опыт?
Да, конечно, опыт был. Краудфандинг и донейшен западные артисты применяют довольно давно и продуктивно. Кикстартер запущен 4 года назад, и на сегодняшний день в мире работают сотни краудфандинговых площадок самой разной направленности, и, кстати, есть совсем узкоспециальные, например, для научных проектов или для журналистов. Западный опыт, вообще, сильно отличается от нашей ситуации, потому что там, по ряду причин, работают другие механизмы, до которых мы не доросли. Телевизор хорошо развит, интернет, музыкальная журналистика, законотворчество, промоушен, шоу-бизнес, электронные деньги. Соответственно, эффект вовлечения аудитории в любой проект в разы лучше. В России пока многое на зачаточном уровне, но мы зато быстро учимся и развиваемся.
Читателю может быть непонятно: вы собираете деньги на создание музыкального альбома - непосредственно на что идут эти деньги?
Непосредственно на создание и идут: на оплату студии, мастеринг, сведение, выпуск физических носителей (если нужно), дизайн и еще многих расходных статей. В любом творческом процессе есть матчасть, как это ни странно для российского менталитета. Краудфандинговый сбор - не заработок для музыкантов, а совместные вложения артистов и их поклонников в создание интеллектуальной собственности. Раньше из российских музыкантов на продаже музыки, физических носителей, зарабатывали единицы, а сейчас вообще никто не зарабатывает, только еле «тлеющие» звукозаписывающие компании, которые предпочитают не делиться с музыкантами и не вкладываться в создание новой музыки.
В нашем случае, на Планете, при крауд-сборе мы не ставим целью получить прибыль, получить деньги. Наша цель – реализация проекта, который объединяет две заинтересованные стороны. Мы хотим рассказать и показать, из чего складывается система создания и распространения интеллектуальной собственности. Показать, что авторы и поклонники могут взаимодействовать напрямую, продуктивнее, четче, и становиться от этого счастливее.
Получается, артисты зарабатывают только с концертной деятельности?
Именно так и получается. Либо с какой-то другой деятельности - параллельной. Кто покрасивее, подальше от музыки и поближе к шоу-бизнесу, участвует в рекламе, кто-то открывает рестораны, кто-то, может, еще чем-нибудь занимается. Те, для кого музыка больше, чем бизнес - трубадурят, и многие достаточно успешно, благодаря наличию интернета в том числе.
Получается, существует две модели вкладывания денег в деятельность музыкантов: как у вас, и как в проекте kroogi.com, когда музыка пишется, а уже потом кто угодно может пожертвовать любую сумму денег в качестве благодарности. В чем преимущества или недостатки каждой модели?
Я знаю всю кухню музыкальной индустрии изнутри и могу сказать, что система «донейшена» или «pay what you want» себя не оправдывает, тем более в России. Представьте, человек, купивший полную корзину еды, съедает ее, переваривает, а потом к нему приходит другой человек, который эту еду произвел, и говорит, что при желании неплохо бы и заплатить. А первого учили просто кушать, не задумываясь об оплате... В цивилизованном мире людей приучили, что можно заплатить постфактум. У нас схема, когда человеку говоришь «заплати мне, сколько хочешь за вот эту песню, которую ты только что успешно скачал» - не работает, потому что человек в нашей стране не знает, сколько он хочет заплатить, а чаще всего не хочет платить вообще, какими бы словами к нему артист ни обращался. Да, возможность «поблагодарить» артиста есть, но в результате получается, что скачивают очень много, а платят очень мало. На таких ресурсах нет конкретных категорий и конкретных цен, ведь если тебе нравится артист, тебе нужно вроде как оценить насколько он тебе нравится, а это довольно сложно... И нет момента вовлеченности аудитории, как в краудфандинге, сопричастности к чему-то интересному, к проекту, который тебе небезразличен.
Краудфандинговая модель хороша своей абсолютной прозрачностью и тем, что на этапе создания проекта, его сторонники могут влиять на результат. Люди могут вести эффективный диалог без посредников и воплощать свои идеи в жизнь.
А в случае с «Планетой»?
Мы объясняем поклонникам, что есть музыка в голове у автора, но чтобы ее материализовать, нужны ресурсы. И у нас это неплохо получается, если посмотреть успешные проекты. В нашем случае, когда есть предварительный заказ, мы обращаемся к аудитории, рассказываем им, что они получат за то, что поучаствуют в создании проекта. Мы стараемся максимально обрисовывать перспективы; помимо контента предлагаем еще какие-то материальные бонусы, и народ включается в процесс. Это очень увлекательно и символично, что самые преданные поклонники создают будущее со своими любимыми артистами.
Например, альбом группы БИ-2, Spirit, на который мы собрали более 1,25 млн рублей, получился суперуспешным. Мы это видим и по реакции людей в залах по всей стране, и как ни странно, по продажам физических носителей в магазинах... Люди осознают, что именно они создают что-то новое, что от них что-то зависит. Сейчас на краудфандинге второй, продюсерский проект БИ-2 – сборник «Нечетный воин» и уже собрано более 400 тысяч рублей.
В рекордные сроки достигли цели в 300 тысяч рублей Animal ДжаZ, группа «Тараканы» тоже перешагнула заявленные 250 тысяч, причем всего за три недели, и их поклонники не думают останавливаться! Евгений Гришковец тоже открыл второй проект на «Планете», и в этот раз собрал уже почти 500 тысяч на видеоверсию спектакля «+1» (первый его опыт - 285 тысяч на видеоверсию концерта с группой «Бигуди»). Артисты учатся правильно общаться с аудиторией, доносить им идею краудфандинга - и это дает свои плоды. К нам активно приходят люди из других областей. Вот Colta подала пример журналистам – недавно пришел журнал «Цветоводство». Люди – хотят идти в ногу со временем, привлечь молодую аудиторию - сделать iPad-версию журнала.
В общем, развиваемся. Со временем на «Планете» станет еще интересней. Помимо краудфандинга, у нас много идей, которые мы сможем реализовать с помощью других сервисов, которые сейчас находятся в разработке.
Вы снова вспомнили про продажи дисков, а вы не собираетесь совсем отказаться от физических носителей?
Мы не хотим полностью исключать диски, по крайней мере, они пользуются спросом в качестве вознаграждений в крауд-проектах. Все-таки есть люди, которым важно пощупать и оставить осязаемую вещь на память, особенно, если в ней есть какой-то элемент персонификации, например, автограф музыкантов или твое имя написано на постере в списке участников проекта.
Можно ли проект Planeta.ru назвать коммерческим?
Любой проект, даже созданный «на благо общества», является коммерческим, ведь деньги не падают на нас и на вас с неба? В «Планете» работают люди, которым мы платим деньги, у нас есть инвестор, и мы должны в будущем начать зарабатывать и стремительно развиваться. Мы берем за свой краудфандинговый сервис сбор в 5% от привлеченной проектом суммы. Планируем зарабатывать на продаже он-лайн билетов (сейчас тестируем этот сервис), на трансляциях и других сервисах, которые на данный момент в разработке. Думаем над какой-то интересной моделью, чтобы получать прибыль от рекламы. Пока у нас даже мест под баннеры на ресурсе нет. Мы одновременно и создатели и пользователи ресурса, поэтому делаем все так, чтобы нам самим нравилось и было удобно.
Как Вы оцениваете готовность платить за конечный продукт в России?
Время, когда люди сознательно платят за контент, уже пришло. Вопрос в том, какую схему им предложить. В России, конечно, ситуация не такая, как на Западе, поскольку наша культура и менталитет различаются. Раньше обычному человеку и в голову не могло придти, что он может сам участвовать в создании музыки, фильма или книги. Сейчас можно напрямую без каких-либо посредников инвестировать в любимого артиста и получать бонусы и удовольствие.
Куда люди более охотно вкладывают свои средства? Музыка, кино, технологии, благотворительность?
Пока с музыкой проще всего. Поскольку автор знаком, ему доверяют, контакт установлен. В случае с кино - это тяжеловесная, инертная машина, более глобальная, маховик работает гораздо медленней, и у режиссеров нет опыта общения прямого с аудиторией, нет сильных киносообществ, групп в Сети, таких как у музыкантов. Что касается остальных «отраслей», я считаю перспективными социально-общественные проекты, надеюсь на литературу и технологии. Как показала практика, можно собрать и на журналистский проект, как случилось с Colta.ru, хотя даже в мировой практике все, что касается СМИ – не самый легкий вариант для краудфандинга и успешных проектов такого рода немного.
В случае с Colta.ru, они хоть и смогли собрать на «Планете» нужную им сумму, сейчас закрылись. Возможно ли было бы поддерживать такой проект на постоянной основе? Чтобы это понять, надо попробовать. Когда проект открывали, редакции нужно было собрать 600000 рублей на вполне определенную цель – гонорар своим авторам за три месяца работы сайта. Они собрали эту сумму за 20 дней, и потом практически прекратили какую-либо активность по сбору средств, сосредоточившись на поиске инвестора для проекта. И все же собрали еще сто тысяч сверх «нормы». Очевидно, что аудитория заинтересована в том, чтобы Colta существовала и готова за это платить. Понятно, что на содержание редакции нужно в разы больше денег, а главное, нужны гарантированные и запланированные финансовые поступления, чтобы платить людям зарплату каждый месяц, например. Возможно, надо как-то оптимизировать процессы работы редакции, ставить эксперименты, продумывать схемы, какие-то сложные системы вознаграждений, чтобы краудфандинг работал не единоразово, а на протяжении долгого времени. Мы будем рады, если Colta все же решится на это, решится на «второй раунд» – мы со своей стороны сделаем все, чтобы им помочь.
Ну и заключительный вопрос: каким вы видите будущее российского краудфандинга?
Краудфандинг – важная составляющая в создании интеллектуальной собственности, новых проектов, воплощении оригинальных идей. Это инструмент, который можно использовать по-разному – как самостоятельный сервис или часть чего-то большего. Уверен, что на «Планете» краудфандинг вырастет во что-то очень интересное, мы уже видим его эволюцию. Те люди, которые уже четко понимают, что в себе несет такая система, осознают, что краудфандинг – это лишь точка отсчета. Возможность, с которой все только начинается.