будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
открытое государство открытые данные
Июль 14, 2025
Колонки
Сакоян Анна

Открытые данные, стандарты, проблемы

Открытые данные, стандарты, проблемы
open
Open Contracting Data Standard

Мы уже писали о разработке международного открытого стандарта данных по контрактам (OCDS) и о том, что у России сейчас есть большой потенциал к развитию контрактной открытости. Теперь посмотрим, что собственно представляет собой этот стандарт, с какими проблемами сталкиваются его создатели, а также те, кто в принципе заинтересован в публикации открытых данных.

Что представляет собой стандарт открытых контрактов

Как и любой другой стандарт, OCDS стремится описать процесс заключения и выполнения контракта на его ключевых этапах. Для этого необходимо выявить общую структуру документов, на которые опирается этот процесс и которые в итоге должны быть опубликованы. С одной стороны, параметров описания не должно быть слишком много, чтобы стандарт получился узколокальным. С другой стороны, их должно быть достаточно, чтобы он отвечал одной из своих главных задач – обеспечению прозрачности и понятности конкретных процессов.

К стандарту прилагается подробное описание его структуры, которое фактически представляет собой справочник для пользователей и публикаторов данных. Согласно нынешней версии, публикация контракта должна включать в себя следующие метаданные и информацию о контракте. Метаданные содержат в себе информацию о публикации: дату, релизы, кто опубликовал, по какой лицензии Там же должна содержаться ссылка на документ, описывающий принципы этой публикации, и унифицированный идентификатор ресурса (URI), позволяющий ссылаться на эти данные и связывать их с другими данными.

Информация о контракте должна описывать такие параметры, как:

- уникальный идентификатор контракта;

- идентификатор релиза;

- дата публикации информации;

- тэги из прилагающегося списка, классифицирующие контракт;

- информация о подготовке контракта;

- информация о тендере;

- информация о заказчике;

- информация о вознаграждении (award);

- информация о контракте;

- указание языка.

К каждому пункту в справочнике даются подробные пояснения, чтобы публикатор точно знал, какого рода информацию от него хотят, а пользователь – какую информацию он получает. Однако уже сейчас с этим описанием и пояснениями есть проблемы, которые необходимо будет учесть при разработке дальнейших версий OCDS.

Нестыковки в разных странах

 
Тим Дэвис

По словам главного разработчика OCDS Тима Дэвиса (Tim Davies), одна из серьезных проблем – это разница между правилами заключения контрактов и, соответственно, структурой данных, в разных юрисдикциях. «Важно, чтобы стандарт был достаточно гибким для разных типов правительств и разных систем заключения контрактов, но при этом сохранял последовательность, чтобы можно было сопоставлять данные, и больше пользователей могли их использовать. Один из способов достижения такого баланса – это разрешение на создание "расширений" стандартов: это означает, что мы помогаем публикаторам из разных стран добавить свою специфику к основному ядру стандарта. Еще у нас есть три уровня публикации - базовый, средний и продвинутый. Это позволяет использовать поступательный подход, при котором правительства постепенно публикуют всё больше данных».

С российской стороны этот момент прокомментировала Елена Минина (аналитик, НП «Инфокультура»): «Одна из основных проблем создания международного стандарта в том, что в каждой стране свои нюансы. Так, например, в России отсутствует стадия award, так как после того, как организация выигрывает конкурс/тендер, сразу заключается контракт, и нет этого промежуточного “буфера”. С другой стороны, у нас в тендере могут участвовать несколько заказчиков с разными бюджетами. В OCDS сейчас предусмотрен только один заказчик и только один бюджет (разные бюджеты на один тендер/контракт у нас встречаются довольно часто, например, бюджет области и внебюджетные средства). Еще один пример несоответствия – наши классификаторы и идентификаторы организации (вместо одного номера – два: ИНН и КПП). Все это совершенно логично, так как разработчики стандарта при написании первого релиза не знали об особенностях наших тендеров/контрактов и, соответственно, не могли их учесть. Часть таких расхождений мы уже обговорили, часть еще предстоит “утрясти”».

Для того чтобы «утрясти» и, для начала, выявить особенности, которые следует учесть в стандарте, OCP устраивает онлайн-консультации и проводит оффлайн-воркшопы. Недавно такой воркшоп проходил в Берлине. По словам участвовавшей в нем Мининой, его главной целью был «обмен информацией о специфике контрактов и данных разных стран. Что делать, если какие-то данные “не лезут” в стандарт?  Что делать, если чего-то не хватает? К тому же, сам стандарт еще достаточно “сырой”, первый релиз вышел вот буквально в дни воркшопа (до этого был черновик). Документация к нему не совсем прозрачна, особенно, если какие-то поля нехарактерны для данных, с которыми работаешь. Так что во время воркшопа заодно проясняли такие вот неоднозначные места: аналитики – что чему соответствует, а разработчики – где нужно уточнить формулировки».

Здесь возникает вопрос о том, как технически происходит приспособление стандарта к международным расхождениям.

«На нынешнем этапе, - комментирует Елена Минина, - сторонники стандартизации пытаются решить проблему нестыковок путем адаптации стандарта. Разработчики из других стран, несомненно, что-то меняют в своих представлениях данных. Например, у нас поставщики указываются в контрактах, а по OCDS – в графе “awards”. Заказчики указываются и в тендерах, и в контрактах, а по OCDS – вынесены в верхний уровень. Вообще весь стандарт – это история про формат публикации».

Чтобы показать, как происходит адаптация стандарта к российским данным, Елена Минина привела следующий пример: «Про ИНН и КПП мы договорились, что в поле suppliers.identifier мы будем указывать их через “/”, потому что стандартом предусмотрена одна строка,  а в поле additionalIdentifiers будем давать ИНН и КПП отдельно. Наши классификаторы, которых нет в стандарте, в него добавят. То же самое с бюджетами. Сейчас предусмотрен только один бюджет, но, скорее всего (вопрос еще обсуждается), добавят поле additionalBudgets. То есть процесс утряски выглядит так: я озвучиваю свой ребус – какие-то данные не могу в лоб перенести в стандарт. И мне или подсказывают, как можно встроиться в существующую схему (как с ИНН КПП), или говорят, что да, будем расширять стандарт (как с классификаторами и бюджетами)».

Баланс спроса и предложения

По мнению Тима Дэвиса, еще одна проблема в разработке контракта в том, чтобы понять, как установить баланс между существующим предложением данных и спросом на них. Потенциальных пользователей контрактных данных очень много, и у них всех разные потребности. «Например, - пояснил он, - компании хотят детальной классификации тендеров, в то время как наблюдатели и активисты хотят подробностей по процессу выполнения проекта и его результатам. Правительства часто не публикуют все необходимые данные в одном месте, так что при создании стандарта приходится выбирать, каким данным отдать предпочтение». Иными словами, контрактный стандарт должен в максимальной степени отвечать запросам аудитории, основываясь на том, какую информацию готовы предоставлять правительства.

Проблема спроса

Более широкая проблема, касающаяся далеко не только данных по контрактам, - это слабый спрос на открытые данные. На такую проблему жалуются многие публикаторы и активисты. Когда движение за открытые данные только набирало силу, было распространено мнение, что как только государственные данные начнут публиковаться, разработчики, активисты и журналисты сразу начнут их использовать, и появятся новые бизнесы на открытых данных. По факту оказалось, что желающих и умеющих использовать открытые данные не так много.

Дэвис считает, что слабый спрос зачастую связан с низким качеством публикуемых данных. Конечно, не во всех случаях (есть и счастливые исключения), но опубликованные данные часто оставляют желать лучшего, с точки зрения разнообразия форматов для разных пользователей, аккуратности и достоверности. По мере повышения качества данных будет возрастать и спрос.

Далее, многим пользователям просто не приходит в голову, что можно заглянуть на официальный портал, скачать оттуда данные и их использовать. Они бы и рады, но просто не знают о такой возможности. Это уже вопрос информирования, платформ публикации и интерфейсов.

Наконец, раскрытие данных должно быть стратегическим процессом. Публикуя данные, нужно учитывать, какими инструментами будут пользоваться люди, создавая что-то на их основе; какие именно данные нужны для решения тех или иных проблем. То есть это должно быть встречное движение между публикаторами и пользователями. Здесь также могут быть очень полезны открытые обучающие проекты по использованию данных.

«Но не следует и переоценивать спрос как таковой, - отмечает Дэвис. – Изменения часто наступают не за счет массовости, а через небольшое количество стратегических кейсов использования, а также через внутреннее перестраивание процессов в правительстве, к которым приводит сам факт раскрытия данных, а не только массовое использование данных, над которым работаем мы».

Проблему спроса также прокомментировал Георг Нейманн (Georg Neumann) из Open Contracting Partnership: «Одно из главных открытий, которые мы сделали в процессе публикации данных по контрактам, состоит в том, что эту модель положительно оценили все участники процесса. Особенно в получении этой информации заинтересованы компании, потому что это дает им новые возможности развития и участия в государственных проектах. Например, в Словакии, после того как открыли данные по контрактам, увеличилось число фирм, выполняющих госзаказы. Так что, я думаю, что при публикации данных нужно, в первую очередь, представлять те данные, которые могут представлять интерес в плане возможностей законного развития бизнеса».

Сакоян Анна
читайте также
Колонки
Закат Европы вручную и Замочная скважина
Май 15, 2024
Колонки
Гибель и воскрешение частного человека
Май 6, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).