будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Октябрь 13, 2023
Колонки

«Блажь» Ильи Поволоцкого: не стой над душой, мама

«Блажь» Ильи Поволоцкого: не стой над душой, мама
0hhwhu51azdyixwpgqmuta4vot0iw6gq
Кирилл Сафронов. 2022. фото - из личного архива

11 октября в рамках фестиваля КАРО.Арт#2 в Москве прошла российская премьера драмы Ильи Поволоцкого «Блажь» – единственного российского фильма, представленного в мае этого года на Каннском кинофестивале. Кинообозреватель Полит.ру Кирилл Сафронов вместо рецензии написал колонку. Со спойлерами (потому что в российский прокат «Блажь» скорее всего не выйдет) и мыслями не столько о фильме, сколько о месте и времени его просмотра.  

Глубинная Россия, то ли наши, то ли еще недавно наши дни. Дочь (Мария Лукьянова) вместе с отцом (Гела Читава) колесят на разваливающемся красном микроавтобусе (привет «Витьке Чесноку») по региональному бездорожью, зарабатывая эксплуатацией кинематографа. На переносном экране они показывают в степи балабановского «Брата» и «Верность» Сайфуллаевой в сибирской деревне. Показывают заскучавшим от скудного быта неподготовленным зрителям. Вызывая у тех мощное желание втридорога купить плохое пиво и чипсы, продажей которых занимается дочь. Отец толкает подросткам и дальнобойщикам порнуху на dvd (благо, похабного интернета у тех пока нет и Лига безопасного Интернета может спать спокойно). Сколько они так живут? Если верить ответу отца одной спутнице на ночь – 15 лет. А где же их жена и мать? С ними в машине, в урне с прахом.

«Это – история взросления девочки-подростка. Фильм сконструирован по мотивам восточно-европейских сказок, где главным героем обычно выступает юноша в походе за своей инициацией, – говорит режиссер Илья Поволоцкий, – Картина исследует поколенческий конфликт. Особенно остро звучащий и резонирующий для меня в последнее время. Который – как бы мы ни считали его базовым и тысячелетним – сейчас звенит своей напряженностью и не может быть разрешен ни в удушливом молчании, ни криком. Это – то, через что сейчас многие из нас проходят. Картина исследует, как двое близких людей в самом, может быть, важном моменте для разговора друг с другом не могут найти никаких слов». Говорит он это с RuTub-а, с Каннского берега с Лазурным морем на фоне. Говорит в тот момент, когда я пишу этот текст и проверяю себя – не слишком ли я отошел в своих мыслительных конструкциях от материала, не приснилась ли мне перекличка с новым мини-альбомом иноагента Гребенщикова? «Не стой над душой, мама» – это же как раз первая песня оттуда. Именно она заиграла, когда я вышел на холодный октябрьский Новый Арбат.  

Формально – да, история взросления. Первый кадр – дочь на корточках у Кабардино-Балкарской горной реки удивленно смывает кровь у себя «оттуда». Именно так – «у меня там кровь» – она говорит новой спутнице на ночь своего отца и получает от нее тампон. Девочка стала девушкой. Дальше она пытается выбить у отца право быть взрослой – например, хотя бы узнать, какой у него план (и есть ли он вообще?!). Не собирается ли он навсегда остановиться в какой-нибудь деревне под Хабаровском с очередной «библиотекаршей»? Не выходит. Тогда она сбегает с первым попавшимся пацаном и становится женщиной. После чего возвращается к отцу и они вдвоем наконец добираются до моря, где дочь развеивает прах матери. Возвращается в микроавтобус, но камера остается в море. Титр – «блажь». Мать умерла, отпусти. Ты – теперь новая мать. Вроде – понятно. Но мать же – это Россия! 

Всю дорогу они катаются буквально по мертвым местам. Как ни посмотри (что, кстати, операторски показано наездами и отъездами) и куда ни посмотри (недостроенный мост, мертвая деревня, мужики в костюмах химзащиты, собирающие дохлую рыбу). Случайные герои повторяют – «скучно». Неслучайные (например, Ксения Кутепова в роли сотрудницы разваливающейся метеостанции) всем видом показывают то же самое: «А я надеялась, ты меня отсюда заберешь». Только забирать некуда. Да и некому – отец как раз с героиней Кутеповой разделяет ее уху (именно из той дохлой рыбы, что недавно собирали специальные мужики). От Ставропольского края до Мурманска – только смерть. Тут уже не просто «Восемь тысяч двести верст пустоты», тут – «Мы – воронка на месте храма, мы – перечеркнутый лист». Главные герои не просто так живут в машине – у них нет и не может быть дома на этой мертвой земле. И так – года в 2007… с Мюнхенской речи?

С февраля 2022 много людей уехало. И сегодня часть из них, кажется, уже финально формулирует для себя то, что они не вернутся. Это – не просто «выбор» в смысле: можно взять водку, а можно коньяк. Тут – тектонический сдвиг жизненных оснований (я сейчас никого не осуждаю только, не подумайте, фиксирую безоценочно). Когда иноагент БГ поет: «Когда я жил на берегу реки, я знал каждую каплю на вкус, но я не помню, где был дом, у меня больше нет ключа» – я могу это понять умом, но прочувствовать не могу (или могу, но совсем не так, как уехавшие). Когда режиссер Поволоцкий показывает «Блажь» в Каннах – я уверен, что у многих людей этот фильм отзывается. Когда я его смотрю в октябре 2023-го в Москве – мне становится только хуже. Я понимаю, что, вполне вероятно, это мои проблемы. Но даже мрачные фильмы Балабанова чаще всего включают в себя или место для света или место, где должен быть свет, но так уж сложилось, что его нет (но есть место!). Здесь же – одна смерть. Ни Бога, ни культуры (не эксплуатируемой варварскими методами), ни живых людей с толикой смысла в глазах (можно было бы принять это за гуманистические ценности). Отец съел мертвую уху, у дочери, даже которая развеяла прах матери, в этих краях нет шансов. Но если так, то зачем было огород городить? 

А его просто не для меня городили. Что не хорошо и не плохо. Просто российских искусств (я сейчас не про эстраду и пропагандистов, а по правде, всерьез) теперь как минимум два. У каждого – своя рефлексия; выводы по поводу случившегося; рецепты о том, как жить дальше; и высказывания, объясняющие, почему «уехать, нельзя остаться» или «уехать нельзя, остаться». Хорошо это или плохо – посмотрим. А то, что пора прах развеять и не держать смерть под сердцем – это точно. Надо куда-то шагать. Куда? Хорошо бы туда, где разлом коры после тектонического сдвига не сильно бы расходился. Вдруг – у него еще получится сойтись где-то там, поближе к горизонту? Автоматически – конечно, вряд ли. Скорее всего, соединение этих двух расползающихся кусков земли под ногами (оснований, на которых стоят уехавшие и оставшиеся) – это и есть задача нормального общества. Разрешима она или нет, сегодня не очень понятно. Но разрешить ее – наверное, и значит нам повзрослеть.

читайте также
Колонки
Закат Европы вручную и Замочная скважина
Май 15, 2024
Колонки
Гибель и воскрешение частного человека
Май 6, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).