будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Иосиф Сталин Политехнический музей
Июнь 15, 2025
Колонки
Муравьев Алексей

Сталин – в тебе и во мне

Сталин – в тебе и во мне
dgugashvili-03-1
Портрет вождя. Источник: Фото: kafanews.com

 Мы родились в сталинском доме под звуки сталинских песен, пошли в сталинскую школу и ездили на сталинском метро в сталинский университет. И неважно, что мы, родившиеся в 1960-х, уже не застали в живых маленького осетина с изрытым оспой лицом, наводившего на одних ужас, а других вдохновлявшего на проявления восторга и трудового энтузиазма. И послесталинская страна не стала, вынеся Кобу из мавзолея, менее связанной с ним. Скорее уж натужный ленинизм хрущевской и брежневской эпох был заклинанием, попыткой освободиться от тени Сталина, который по меткому слову Леонида Блехера отнял у нас будущее во имя настоящего.

В 70-е годы мы повторяли мантры еще времен Троцкого и Ленина про светлое будущее, но светлым было только настоящее, только то, что мы видели, нюхали, держали в руках. То, что выносили из подсобки завмаг и завскладом, то, что вешалось на стену и ставилось на полку. При Сталине литература превращалась в макулатуру, а при Брежневе процесс стал обратным. За макулатуру нам давали Дюма и даже Цветаеву, но в отсутствие будущего они были украшением, увядшими цветами на могиле нашего будущего, принесенного в жертву ради дня сегодняшнего.

И. В. Сталин

 Сталин неразрывно связан с величием и убожеством нашей страны. Ему удалось так сформатировать нашу историю, что она выстроилась в линию, идущую от Александра Невского через Ивана Грозного и Петра Первого к кремлевскому окну, которое, по преданию, не гаснет даже ночью. Там вождь сидел и думал думу о своем народе. Получается, что стоит начать говорить о великой России, о сильном государстве, о больших свершениях, как неизбежно попадаем в стилистику сталинского Большого Проекта. Мне кажется, что главная наша проблема именно в этом: нам нужно говорить о Большом проекте, а говорить мы можем, выходит, только по-сталински. И это обесценивает все. Сталину нужно было работать с людьми как с массой, для чего ее надо было дегуманизировать. Он лепил по-крупному, отнял руку, отнял ногу, приставил с другой стороны чужую… Сталинская Россия в корчах репрессий сжималась, сжималась, пока не усохла совершенно. Россия обезлюдела, расстояние между людьми стало слишком большим, люди перестали чувствовать ближнего на расстоянии вытянутой руки.

Что такое сталинский политический идеал настоящего, в жертву которому было принесено как темное прошлое, так и «светлое» будущее? Как оно устроено с токи зрения его сакральной составляющей? Что это был за проект? Простой ответ – как правило, неправильный, он гласит, что строилось государство рабочих и крестьян. Но это неправда, хотя бы в том смысле, что в сталинской России классы, начавшие формироваться в России романовской, уступили место сословиям. Огромное городское податное сословие, сельское сословие смердов и рабское - в лагерях и тюрьмах. Наверху этой пирамиды - прослойка начальства в стадии высокой нестабильности из-за постоянной ротации. Чем мотивируется вся эта махина кроме страха, безумного энтузиазма и чувства долга?

Дело в том, что Сталин (и в этом, как ни трудно принять, его величие) правильно понял одну важную вещь. Никакое общегосударственное начинание в России не может игнорировать константу «Третьего Рима», как в его риторической, так и в политической форме. Можно называть его по-разному, вертикальным целеполаганием, эсхатологическим самосознанием, идеей «византийского преемства», большой роли это не играет. Сталин понял, что из водоворота утопического марксизма можно вытащиться только за свои же волосы – за свое собственное прошлое и за разные способы осознания, выработанные прошлым. Это его понимание было интуитивным и непоследовательным.

Он не мог, разумеется, скинуть обветшавшую паутину марксистских догм и продолжал выражаться ленинским языком. Но языку трудно научить политика, другой язык – это умение адаптировать себя под новую структуру, а Сталин привык ломать структуры под себя. Так или иначе Сталин, испугавшись военного энтузиазма народа, сделал шаг в сторону «Третьего Рима» - ввел раздельное обучение и попытался ввести латинский язык в школах, приказал воссоздать «Византийский временник» и даже Византийский Институт в Стамбуле, заказал Эйзенштейну его большие патриотические фильмы. Журнал и фильмы остались, все остальное кануло в лету.

Сталин сделал еще два роковых дела. Одно погубило косвенным образом все его начинание, а второе надолго затормозило возрождение того, что принято называть «духовностью». В конце 40-х (точнее с 1948) Сталин инициировал статьи про «театральных критиков», «безродных космополитв» и врачей-убийц. Иначе говоря, он наступил на главные русские грабли, на которые наступила и романовская Россия с «Союзом русского народа» и другими патриотическими инициативами – на еврейский вопрос. Извести евреев, обратить на них отрицательную энергию, было традиционным ходом. Как осетин и отчасти грузин, Сталин был не очень чувствителен к этому лично, но разум его работал точно. Он попытался развернуть кумулятивную энергию протеста и желания будущего в привычное русло. Но этот ход, как мы знаем, привел к осознанию интеллигенцией своего инородства, а затем через несколько последующих звеньев – к возникновению шестидесятничества и довольно массового антисоветского движения.

Дети репрессированных космополитов создали политическую культуру радикально альтернативную той, в сторону которой сделал шаг Сталин, а в его лице – советское государство. Эта культура, к сожалению, заставляет нас и по сей день смотреть на Третий Рим как на сталинизм, тоталитаризм и репрессивное полицейское государственничество. Это не совсем так, но не в нюансах дело. Вытащить смыслы из-под руин сталинизма, загромоздивших наш политический и культурный пейзаж, уже практически сложно. Приходится буквально воссоздавать их, переобъясняя заново, встраивая опять в мировую культуру.

И наконец, про духовность. Отношение Сталина в контексте его «русского ренессанса» к церкви не было двойственным, как считают потребители мифов про «тайное православие Вождя». Желая создать Анти-Ватикан, он довольно цинично втянул деморализованных репрессиями епископов, возглавлявших остатки имперской церкви, в политическую авантюру, смысл которой был в инструментализации церкви в видах политической утопии. В недавнем фильме Кравца и Белякова «Сталин и Третий Рим» эта история подробно рассказана на основе материалов хроники. Внушает сомнение только вывод: Сталин хотел, но у него не вышло, а зато РПЦ процвела.

Патриарх Алексий I и митрополит Николай

 Беда-то в том, что не процвело православие от сталинских объятий. Возник вторичный симбиотический государственно-церковный феномен, который, как возвратная болезнь, повторял ошибки синодального периода, не давая церкви выполнить свою функцию в рамках глобальной цивилизационной парадигмы. Эту задачу Г.С. Померанц сформулировал как «возвращение на глубину» всего верующего народа. Вместо этого народившейся православной интеллигенции в России пришлось в переплетениях и противопоставлениях шестидесятничества и семидесятничества терять себя, находить смыслы через Византию или Запад отдельно от народа. И в этом Сталин преуспел. Большой национальной задачи его церковный проект не выполнил, оказавшись одним из субпроектов того, что придумали Алексей Михайлович и Петр Алексеевич. Желая возродить церковь во имя большого политического проекта, Сталин нанес ей очередной удар, от которого она не оправилась по сию пору. Разумеется, народ и интеллигенция выставлял носителей своих религиозных ценностей, Михаила Новоселова, еп. Геронтия Лакомкина, еп. Луку Войно-Ясенецкого, других, но их усилий едва хватало для поддержания веры в немногих. Поэтому Сталин, скорее, повредил православию, чем помог ему.

Юбилей смерти обычно празднуют у святых. Сталинская смерть не была кончиной праведника. Корчась на ковре возле своей койки после смертельной инъекции, сделанной кем-то из его ближайших соратников, он, вероятно, краем сознания понимал, что дело его погибает. То, что уже погибло, тянет нас назад, а то, что Сталин понял интуитивно гениальным чутьем политика, остается для нас как постоянно существующая вертикальная направленность нашей политической культуры. Эта культура перспективна, ее потенциал не исчерпан. Но сталинские проекты и сталинские ошибки тут нам не в помощь.

Муравьев Алексей
читайте также
Колонки
Закат Европы вручную и Замочная скважина
Май 15, 2024
Колонки
Гибель и воскрешение частного человека
Май 6, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).