будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
культура православие русская политейя
Ноябрь 14, 2025
Колонки
Муравьев Алексей

Светская святыня

Светская святыня
solovki-0502
Соловки. Источник: Фото: mir4you.ru

Sacrum etcultura

Особого  статуса «религиозно-исторического места» решила добиваться группа депутатов Госдумы, а также церковные лоббисты, для заповедника Соловки. Еще в  2009 году депутаты Кобзон, Драпеко, Ивлиев и Журова внесли проект поправок к закону «Об объектах культурного наследия», в которых и вводится понятие «религиозно-исторические места». Вероятно, депутаты хотят каким-то особым образом подчеркнуть значение этих монастырей, действительно прославивших Русь.  

В настоящий момент государство владеет большинством объектов православной старины, но церковь не хочет больше делиться с государством. Первая ласточка появилась еще в 2008 г., когда Костромской Ипатьевский монастырь передали от государства церкви. В результате, как говорят в Костроме, просто сменили вывеску, и неширокий поток туристических денег вместо городской казны развернулся в сторону епархиальной. Туристы как шли, так и идут к Ипатию. Изменение собственника не изменило статуса.

Валаамский монастырь. Фото: valaam.ru

Вышеназванная группа певцов и спортсменов предлагала создать такой статус для нескольких объектов, в числе которых Валаам, Псково-Печерский монастырь, Прилуцкий монастырь. Что же такое этот «сакральный статус»?  И что получит общество от его создания? 

Сакральные объекты – неотъемлемая часть любой религии. На пространстве жизни возникают или создаются островки сакрального, которые в культурном смысле давно такой статус имеют. Это не только церкви и монастыри,  но и священные рощи и деревья, синагоги, кладбища, поклонные часовни, святые и лечебные источники и места памяти, например, Вечный огонь. Степень сакральности у них разная, привязка к национальной истории и культуре – тоже, но сакральность есть везде, где люди благоговеют.

Но если пробовать развести сакральность по сортам, проблем не оберешься. Священные понятия сами себе назначают и порядок и степень благоговения. Однако культурно-исторические места памяти – это несколько иное. Дело в том, что у нас понятие «историческая память» и «духовное наследие» находятся в одном домене. В нашей культуре невозможно провести между ними четкую границу. Слово «культура» родственно слову «культ», и то, и другое – служение. В культуре, особенно русской культуре, сакральность уже находится внутри, но ее нужно опознать. 

Псково-Печерский монастырь. Фото: eparhia.ru

Проект правительства несколько другой: Минрегион предлагает дать Соловецкому архипелагу Архангельской области статусы «государственный природный заказник» и «достопримечательное место федерального значения». Депутаты хотят добавить еще и «религиозный». Но как уже говорилось, достаточно начать делить культуру и религию, как все повалится. Пример такого глупого недавнего разделительства – конфликт церковников и музейщиков. У духовной культуры сейчас нет монопольного хозяина. И хотя представители администрации Архангельской области согласны забрать все три статуса, лишь бы выплатить зарплату и надбавки работникам музея, ситуация по-прежнему неоднозначная.

Свято место

Некогда монастыри и церкви обладали разной степенью особости в общественном пространстве. Эти места считались священными, там нельзя было сквернословить, курить, а то и вовсе надо было особым образом готовиться, чтобы попасть туда. Иначе говоря, это были объекты паломничеств, которые не надо было наделять особым статусом. Хватало, например, авторитета настоятеля монастыря: никто не думал называть при помощи закона Сергиеву Лавру «религиозным местом».

Но в светском государстве многие религиозные объекты оказались выведены в общее пространство. Исключение составляют священные рощи и подобные объекты народного поклонения. И депутаты предлагают изменить для монастырей статус с общего на частный (церковный). По сути, перед нами попытка вернуть обратно в социум сакральность. Правда, вернуть хотят по принципу «были бы кости – мясо нарастет». Но так, увы, не бывает. 

Спасо-Прилуцкий монастырь. Фото: serafim.com.ru

Пока старинные монастыри и церкви оказались светской святыней, и статус «исторического памятника», «народного достояния» в большей степени соответствует их нынешней функции. Как бы ни заманчиво было считать, что это по-прежнему авангард церковной проповеди как в XIV в., это давно уже не так. Паломничество людей, которые приезжают к святыням нашего прошлого, действительно оформляет отчасти церковный статус, ибо подсознательные мотивации людей влекут их к святыням.

Однако многие люди приезжают, скорее, чтобы почувствовать связь, причастность к истории, предкам. Это светское паломничество есть важная черта новой социальной религиозности, не вполне традиционной, но зато глубоко укорененной. Наравне со «светской святостью», светским «служением» (социальным, каритативным, волонтерским  и т.д.) такие светские паломники оформляют статус светской культурной святыни.

Может возникнуть вопрос – а как же быть с религией? Религиозная потребность достаточно базовая, но надо понимать, что религиозное – тонкая вещь, оно возрождается или трансформируется исходя из внутренних свойств и процессов. При помощи самых лучших законов можно получить нулевой результат: религиозная практика зависит не от статуса, а от авторитета и связи с абсолютом. А умножение юридических статусов свидетельствует не о внимании к тому, что происходит с религией, а о бюрократическом сознании даже там, где от бюрократии толку особенного нет. Вроде как назвали некий важный в прошлом объект  «религиозным»  - и выполнили свой долг перед предками. Но в условиях разделения церкви и государства такой закон в конечном счете только навредит самой церкви.

Ферапонтов монастырь. Фото: eastbooking.ua

Для того, чтобы Ферапонтово, Соловки, Прилуцкий монастырь, Валаам и другие объекты продолжали быть важными духовными центрами, их недостаточно наделить статусами «религиозных объектов». Надо, прежде всего, выполнять взятые на себя обязательства по социальной защите граждан, которые проживают на Соловках и в других культурно-значимых местах. Платить зарплаты, пособия и пенсии. Для поддержания культурного статуса надо развивать туризм в эти места, вкладывать деньги в экспозицию, поощрять знание об истории монастырей в школах и вузах. В конце концов делать монастыри центрами просвещения и науки. А вводить непонятный и юридически и культурно статус этих и так святых для народа мест - не надо. И уж тем более не стоит лишний раз пугать музейщиков. Ведь у нас статусы меняют не просто так.

В конце концов, если иноки и паломники наладят просвещение массы граждан, приезжающих «припасть к светской святыне», будет только лучше для всех.

Муравьев Алексей
читайте также
Колонки
Закат Европы вручную и Замочная скважина
Май 15, 2024
Колонки
Гибель и воскрешение частного человека
Май 6, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).