Иван Давыдов — о маленьких частных музеях, которые умудряются быть настоящими музеями.
Скоро каникулы. Интересный, кстати, момент: пишешь эту вот невиннейшую фразу, и тут же проваливаешься в топь самообличений: прилично ли теперь о таком заикаться? Ну, что делать, может, оно, конечно, и неприлично, однако каникулы все равно будут. И многие отдыхать отправятся не по заграницам, как бывало раньше. Я, между прочим, думаю, что это не так уж и плохо — изрядное количество бед, случившихся с родиной, а может быть, даже и вообще все ее беды растут из того, что родину не принято замечать. Не принято ей всерьез интересоваться. Что ж. Сами не хотели — другие заставят. Хоть так.
Опять же, как метко заметил президент РФ в ходе своей прямой линии-конференции, туризм развивается хорошими темпами.
Туристов стараются развлекать, строят гостиницы, открывают рестораны, учреждают музеи. Иногда получается, а иногда — чего уж там — нет, поверьте человеку, который скитаться по родине полюбил задолго до того, как возникла на это вынужденная мода. И почему-то особенная беда — с музеями. Оставшиеся в наследство от Союза государственные музеи (не всегда, но чаще, чем хотелось бы) — выглядят уныло и непривлекательно. Местные власти, у которых музеи на балансе, просто не знают, что с ними делать. Сотрудники, кажется, тоже не знают. И грустят второсортные голландцы, попавшие в областные центры благодаря советской системе межмузейного обмена, в полупустых залах. И первоклассные иконы тоже грустят.
Повторюсь, это не правило. Есть музеи, где настоящая жизнь и даже, пожалуй, страсть. Страна большая, случается всякое.
Случаются, например, и частные музеи. Их все больше. Они тоже очень разные. К сожалению, как правило (и вот здесь, увы, уже можно сказать — «как правило), это совершенно халтурные предприятия, смысл существования которых только в том, чтобы выжать из туриста рублей этак сто, а то и пятьсот, запустить его в комнату, забитую пыльным хламом, и забыть навсегда. Сколько их развелось на Руси, музеев с утюгами, оконными шпингалетами, штампованными советскими игрушками? Бессмысленных и беспощадных. Много их развелось.
Но, по счастью, много и других, созданных настоящими энтузиастами, которые понимают то, что делают, и любят свое дело. Есть, например, в Касимове музей самоваров. Вроде бы, не редкость, — самопровозглашенные музейщики к самоварам питают почти такое же почтение, как к утюгам. Но этот — подарок, кстати, городу от местного предпринимателя Михаила Силкова — особенный. Сложно представить себе человека, который искренне влюблен в самовары. Но вот Силков, похоже, как раз таким и был (он умер, к сожалению, недавно, но оставил два музея — еще и музей колоколов в том же Касимове). Любовь не подделаешь, любовь чувствуешь, и когда человек, к самоварам совершенно равнодушный, — да вот хоть я, например, — попадает в силковский музей, он все равно этой любовью проникается. Это какое-то самоварное пиршество. Нашествие огромной армии самоваров — древних, новых, замысловатых, простых. Ошеломляет эта избыточность, затуманивает голову чужая страсть, и ты тоже к самоварам начинаешь дышать неровно. В общем, занесет в Касимов — идите обязательно.
Есть в Сергиевом Посаде музей крестьянского быта, чуть в стороне от тех дорог, которыми ходят паломники и туристы. Во главе — еще один энтузиаст, художник Сергей Багров, и он вас встретит, и про каждый гвоздь, про каждую деревянную куклу, про каждую ложку и чашку расскажет особенную историю. Это тоже любовь, тоже понимание, собственно, любовь и понимание превращают склад побитых жизнью вещей в музей. Так это и работает.
С хозяином еще гостей и кошка встречает, именно кошка, не кот, причем с нездешним каким-то именем. То ли Маркиз, то ли Жан, запамятовал я. Не зря, получается, радеющие о сохранении традиционных ценностей депутаты внесли недавно в Думу законопроект, запрещающий россиянам регистрировать мальчиков под женскими именами и девочек под мужскими. Кошка Маркиз за свои преступления ответит! Даже если она — Жан.
Тут на самом деле долго можно перечислять, но я начал разговор ради одного конкретного музея. В Ростове Великом — совсем недалеко от грандиозного Кремля, на улице Ленинской (а как еще назвать главную улицу в старинном русском городе? — разве что проспектом Андропова) — есть частный Музей народного искусства.
Ростов входит в Золотое кольцо, туристов везут туда автобусами, но галопом прогоняют по Кремлю, толком ничего не объяснив и не показав, и, собственно, все. И увозят дальше. До Музея народного искусства мало кто добирается.
И это просто беда. Он небольшой, он создан настоящими энтузиастами, хозяин много лет, с толком, с пониманием, с любовью собирал свою коллекцию и решил поделиться с миром. Расписные прялки, скажете, много где увидишь. Ну да, хотя тут — совсем они какие-то прекрасные. А вот целую расписанную стену из крестьянского дома встретишь уже не так часто. А еще тут сектантские иконы, где рядом с Господом нашим — самозваные учителя веры. И народные, простодушные, незамысловатые изделия сельских богомазов. Одна меня совсем растрогала — «Чудо о Фроле и Лавре». Тут такая история — один пастух потерял свой табун и стал в отчаянии молиться святым Флору и Лавру, которые издревле почитаются покровителями домашнего скота (неведомо, кстати, почему). Святые пришли на помощь, вел их сам архангел Михаил, и было у них три чудесных помощника — Спевсипп — «ускоряющий бег коня», Елевсипп — «гонящий коня», Мелевсипп — «ухаживающий за конем».
Так вот, добрый, но неискушенный человек, писавший икону, видимо, что-то такое в церкви слышал, но с мудреными греческими именами не совладал, и чудесных помощников назвал по-своему: «Сиф, Сиф и Огласив».
Есть работы Владимира Зазнобина, удивительного человека, простого плотника из-под Переславля, который под занавес в жизни открыл в себе талант резчика и стал делать деревянные скульптуры, иногда очень замысловатые.
И есть прекрасные настойки, которыми хозяин угощает тех гостей, в которых распознает настоящих ценителей. С пониманием и любовью. Я пробовал мандариновую, вещь.
Будете в Ростове Великом — вероятность велика, как Ростов, место-то по-своему модное, — не поленитесь, дойдите. И вот еще что — дела у музея так себе, и хозяин, Александр Ильин (видно, ощутимо, что преодолевая неловкость) просит о поддержке. Вот здесь, по ссылке, реквизиты. Можете помочь — помогите, это хорошее дело. Ах да, неизбежная ремарка: ссылка на ресурс компании Meta, которая признана в России экстремистской и деятельность которой на территории РФ запрещена.
А работа энтузиастов, которые делают настоящие музеи, тратя на это часто и последние деньги, и единственную жизнь, пока почему-то не запрещена. Надо пользоваться моментом.
Адреса упомянутых в тексте музеев: Музей колоколов в Касимове, Советская (а какая же еще?) улица, 16/2. Музей «Жили-были» в Сергиевом Посаде, улица Валовая, 22. Музей народного искусства в Ростове Великом, улица Ленинская, 29.